План адаптации детей к ДОУ
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

 

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.  

 

Пояснительная записка:

Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в группе по адаптации детей для 2 – 4 лет ДОУ № 1397 СЗУО.

Цель и занятия – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяется основные задачи занятий:

Задачи:

ü  Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

ü  Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

ü  Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

ü  Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

ü  Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,  агрессии;

ü  Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

ü  Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

ü  Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;

ü  Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации ( да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки».  Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

  Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

   В основной частью занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятия. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом.

    Каждое занятие проводятся в 2 – 3 этапа. В основу занятий входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю 10 – 20 минут. Каждое из занятий повторяется по 4 – 5 раз, чтобы дети запомнили слова потеши и песенки, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легчи. Они выполняют их с большим интересом и радостью. На первых занятиях разучивается с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводится совместно с родителями.

  Родители приглашаются на занятие из следующих соображений:

ü  Совместные занятия являются своеобразным «мастер классом» для родителей, так как на них показывается новые средства и способы общения с детьми;

ü  Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению с родителями.

  Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, различных ситуациях, отмечает понравившиеся детьми и использует их в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

1 – я младшая группа

№ П/П

Тема

Цель занятия

Наименование форм работа, упражнений.

Кол

Во

часов

1

«Божья коровка»

ü  Создание положительного эмоционального настроя в группе.

ü  Развитие умения действовать соответственно правилам игры;

ü  Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

ü  Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета);

ü  Развитие внимания, речи и воображения. 

Приветствие.

Упражнение: «Рассмотри и посчитай»

Потешка: «Божья коровка»

Дыхательное упражнение:

 Произносим звук «А»,звук «У».

Стих: «Мы вокруг себя кружились..»

Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза).

Игра: «Больше, меньше».

Рисование: «Божью коровку».

Завершения занятия. 

3

2

 «Листопад»

ü  Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

ü  Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

ü  Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;

ü  Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

ü  Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

ü  Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки».

Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза)

Писхогимнастика: «Листопад, листопад».

Рисование: «Листопад»

Завершения занятия.

2

3

Мячик

ü  Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

ü  Повышения эмоционального тонуса;

ü  Развитие чувства ритма, координации движений;

ü  Развитие ориентации в пространстве;

ü  Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Упражнение: «Цвет, форма, величина» .

Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч».

Завершения занятия.

3

4

Прогулка в осенний лес.

ü  Сплочение группы, развитие эмпатии;

ü  Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

ü  Снижение излишней двигательной активности;

ü  Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

ü  Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей;

ü  Развитие общей моторики;

ü  Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…»

Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…»

Завершения занятия.

2

5

 Веселый  петрушка.

ü  Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);

ü  Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза).

Завершения занятия.

2

6

Новый год

ü  Создание положительного эмоционального настроения в группе;

ü  Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

ü  Отработка быстроты реакции;

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование.

Завершение занятия. 

3

7

«Друг веселый»

ü  Развитие коммуникативных навыков;

ü  Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

ü  Развитие ориентации в собственном теле;

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия

2

8

Зайка

ü  Создание положительного эмоционального настроения в группе;

ü  Развитие умения подрожать движениям взрослого;

ü  Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;

ü  Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком.

Завершение занятия

2

9

Мыльные пузыри

ü  Снятие эмоционального напряжения и агрессии;

ü  Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;

ü  Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие.

Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение  мячом.

Завершение занятия

3

10

Музыканты

ü  Создание положительной эмоциональной обстановки;

ü  Сплочение группы;

ü  Развитие образности слухового восприятия;

ü  Развитие слуховой и зрительной памяти;

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие внимания, речи воображения.

Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод..

Завершение занятия

2

11

мамин день

ü  Оптимизация детско – родительских отношений;

ü  Отношения доброго отношения к маме;

ü  Развитие двигательных навыков;

ü  Развитие восприятия, внимания и речи.

Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка»

Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик».  

Завершение занятия

2

12

Мишка

ü  Сплочение группы, развитие эмпатии;

ü  Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

ü  Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.

ü  Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

ü  Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра  «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда».

Завершение занятия

2

13

Непослушные мышата

ü  Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

ü  Формирование положительной самооценки;

ü  Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;

ü  Развитие общей и мелкой моторики;

ü  Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..»  Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..»

 Завершение занятия.

3

14

Колобок

ü  Сплочение группы, развитие эмпатии;

ü  Снятие страхов перед сказочными героями;

ü  Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

ü  Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

ü  Развитие пространственного представлений;

ü  Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия.

2

15

Котята

ü  Формирование положительной самооценки;

ü  Развитие стремления сопереживать, помогать.

ü  Снятие мышечного напряжения;

ü  Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

ü  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;

ü  Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;

ü  Развитие пространственных представлений;

ü  Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия

 

Всего часов:

36

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_adaptacii.docx26.45 КБ
Файл План по адаптации детей ДОУ26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.  

Пояснительная записка:

Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в группе по адаптации детей для 2 – 4 лет ДОУ № 1397 СЗУО.

Цель и занятия – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяется основные задачи занятий:

Задачи:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,  агрессии;
  3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  4. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  5. Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
  6. Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации ( да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки».  Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

  Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

   В основной частью занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятия. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом.

    Каждое занятие проводятся в 2 – 3 этапа. В основу занятий входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю 10 – 20 минут. Каждое из занятий повторяется по 4 – 5 раз, чтобы дети запомнили слова потеши и песенки, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легчи. Они выполняют их с большим интересом и радостью. На первых занятиях разучивается с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводится совместно с родителями.

  Родители приглашаются на занятие из следующих соображений:

  1. Совместные занятия являются своеобразным «мастер классом» для родителей, так как на них показывается новые средства и способы общения с детьми;
  2. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению с родителями.

  Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, различных ситуациях, отмечает понравившиеся детьми и использует их в своей работе.

Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

1 – я младшая группа

№ П/П

Тема

Цель занятия

Наименование форм работа, упражнений.

Кол

Во

часов

1

«Божья коровка»

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  3. Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  4. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета);
  5. Развитие внимания, речи и воображения.  

Приветствие.

Упражнение: «Рассмотри и посчитай»

Потешка: «Божья коровка»

Дыхательное упражнение:

 Произносим звук «А»,звук «У».

Стих: «Мы вокруг себя кружились..»

Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза).

Игра: «Больше, меньше».

Рисование: «Божью коровку».

Завершения занятия.  

3

2

 «Листопад»

  1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  6. Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки».

Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза)

Писхогимнастика: «Листопад, листопад».

Рисование: «Листопад»

Завершения занятия.

2

3

Мячик

  1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  2. Повышения эмоционального тонуса;
  3. Развитие чувства ритма, координации движений;
  4. Развитие ориентации в пространстве;
  5. Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Упражнение: «Цвет, форма, величина» .

Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч».

Завершения занятия.

3

4

Прогулка в осенний лес.

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  3. Снижение излишней двигательной активности;
  4. Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  5. Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей;
  6. Развитие общей моторики;
  7. Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…»

Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…»

Завершения занятия.

2

5

 Веселый  петрушка.

  1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  2. Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  3. Развитие общей и мелкой моторики;
  4. Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза).

Завершения занятия.

2

6

Новый год

  1. Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  2. Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  3. Отработка быстроты реакции;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование.

Завершение занятия.  

3

7

«Друг веселый»

  1. Развитие коммуникативных навыков;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Развитие ориентации в собственном теле;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия

2

8

Зайка

  1. Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  1. Развитие умения подрожать движениям взрослого;
  1. Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики;
  1. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  1. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком.

Завершение занятия

2

9

Мыльные пузыри

  1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  1. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  1. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  1. Развитие общей и мелкой моторики;
  1. Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие.

Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение  мячом.

Завершение занятия

3

10

Музыканты

  1. Создание положительной эмоциональной обстановки;
  2. Сплочение группы;
  3. Развитие образности слухового восприятия;
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти;
  5. Развитие общей и мелкой моторики;
  6. Развитие внимания, речи воображения.

Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод..

Завершение занятия

2

11

мамин день

  1. Оптимизация детско – родительских отношений;
  2. Отношения доброго отношения к маме;
  3. Развитие двигательных навыков;
  4. Развитие восприятия, внимания и речи.

Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка»

Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик».  

Завершение занятия

2

12

Мишка

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.
  4. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  5. Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра  «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда».

Завершение занятия

2

13

Непослушные мышата

  1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  2. Формирование положительной самооценки;
  3. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..»  Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..»

 Завершение занятия.

3

14

Колобок

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  1. Снятие страхов перед сказочными героями;
  1. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  1. Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  2. Развитие пространственного представлений;
  3. Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия.

2

15

Котята

  1. Формирование положительной самооценки;
  2. Развитие стремления сопереживать, помогать.
  3. Снятие мышечного напряжения;
  4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  5. Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
  6. Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  7. Развитие пространственных представлений;
  8. Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия

Всего часов:

36



Предварительный просмотр:

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.  

Пояснительная записка:

Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в группе по адаптации детей для 2 – 4 лет ДОУ № 1397 СЗУО.

Цель и занятия – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяется основные задачи занятий:

Задачи:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,  агрессии;
  3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  4. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  5. Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
  6. Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации ( да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки».  Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

  Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

   В основной частью занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятия. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом.

    Каждое занятие проводятся в 2 – 3 этапа. В основу занятий входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю 10 – 20 минут. Каждое из занятий повторяется по 4 – 5 раз, чтобы дети запомнили слова потеши и песенки, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легчи. Они выполняют их с большим интересом и радостью. На первых занятиях разучивается с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводится совместно с родителями.

  Родители приглашаются на занятие из следующих соображений:

  1. Совместные занятия являются своеобразным «мастер классом» для родителей, так как на них показывается новые средства и способы общения с детьми;
  2. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению с родителями.

  Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, различных ситуациях, отмечает понравившиеся детьми и использует их в своей работе.

Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

1 – я младшая группа

№ П/П

Тема

Цель занятия

Наименование форм работа, упражнений.

Кол

Во

часов

1

«Божья коровка»

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  3. Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  4. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета);
  5. Развитие внимания, речи и воображения.  

Приветствие.

Упражнение: «Рассмотри и посчитай»

Потешка: «Божья коровка»

Дыхательное упражнение:

 Произносим звук «А»,звук «У».

Стих: «Мы вокруг себя кружились..»

Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза).

Игра: «Больше, меньше».

Рисование: «Божью коровку».

Завершения занятия.  

3

2

 «Листопад»

  1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  6. Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки».

Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза)

Писхогимнастика: «Листопад, листопад».

Рисование: «Листопад»

Завершения занятия.

2

3

Мячик

  1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  2. Повышения эмоционального тонуса;
  3. Развитие чувства ритма, координации движений;
  4. Развитие ориентации в пространстве;
  5. Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Упражнение: «Цвет, форма, величина» .

Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч».

Завершения занятия.

3

4

Прогулка в осенний лес.

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  3. Снижение излишней двигательной активности;
  4. Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  5. Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей;
  6. Развитие общей моторики;
  7. Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…»

Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…»

Завершения занятия.

2

5

 Веселый  петрушка.

  1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  2. Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  3. Развитие общей и мелкой моторики;
  4. Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза).

Завершения занятия.

2

6

Новый год

  1. Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  2. Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  3. Отработка быстроты реакции;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование.

Завершение занятия.  

3

7

«Друг веселый»

  1. Развитие коммуникативных навыков;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Развитие ориентации в собственном теле;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия

2

8

Зайка

  1. Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  1. Развитие умения подрожать движениям взрослого;
  1. Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики;
  1. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  1. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком.

Завершение занятия

2

9

Мыльные пузыри

  1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  1. Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  1. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  1. Развитие общей и мелкой моторики;
  1. Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие.

Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение  мячом.

Завершение занятия

3

10

Музыканты

  1. Создание положительной эмоциональной обстановки;
  2. Сплочение группы;
  3. Развитие образности слухового восприятия;
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти;
  5. Развитие общей и мелкой моторики;
  6. Развитие внимания, речи воображения.

Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод..

Завершение занятия

2

11

мамин день

  1. Оптимизация детско – родительских отношений;
  2. Отношения доброго отношения к маме;
  3. Развитие двигательных навыков;
  4. Развитие восприятия, внимания и речи.

Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка»

Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик».  

Завершение занятия

2

12

Мишка

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.
  4. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  5. Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра  «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда».

Завершение занятия

2

13

Непослушные мышата

  1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  2. Формирование положительной самооценки;
  3. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  4. Развитие общей и мелкой моторики;
  5. Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..»  Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..»

 Завершение занятия.

3

14

Колобок

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии;
  1. Снятие страхов перед сказочными героями;
  1. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  1. Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  2. Развитие пространственного представлений;
  3. Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия.

2

15

Котята

  1. Формирование положительной самооценки;
  2. Развитие стремления сопереживать, помогать.
  3. Снятие мышечного напряжения;
  4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  5. Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
  6. Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  7. Развитие пространственных представлений;
  8. Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия

Всего часов:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/

Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения.  Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребё...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/

Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения.  Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребё...

План адаптации детей к ДОУ

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка ран...

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

План адаптации детей 2-3 лет на июль-август

План адаптации детей 2-3 лет на июль-август...

План Адаптации детей в группе раннего возраста

В план по адаптации детей вошли этапы работы, структура работы с детьми в условиях детского сада ( работа с семьей, работа в группе).Картотека игр, сближающих детей с друг другом и с воспитателем....

План адаптации детей к детскому саду

План работы по адаптации детей к дошкольному учреждению...