Детское музыкальное исполнительство
методическая разработка по теме

Заводнова Людмила Ивановна

Обобщение опыта "Детское музыкальное исполнительство" (пение, музыкально-ритмические двежения, игра на детских муз. инструментах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_ispolnitelskaya_deyat.docx157.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Обобщение педагогического опыта по теме:

« ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЗАВОДНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

                             

                                            Г. ЕЙСК 2013г.

           Обобщение педагогического опыта по теме:

"Детское музыкальное исполнительство."

Оглавление.

Введение… .1

1. Основная аналитическая часть… .1

1.1.Пение... 4

1.2 Методы и приёмы...5

1.3. Музыкально- ритмические  движения .. .7

1.4. Игра на детских музыкальных инструментах  9

1.5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки… 10

Заключение… 12.

Литература…13

Приложение… 14

Введение.

Мир музыки огромен. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо. Какое образование ни получил бы человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые воспринимаются молодыми поколениями и, иногда, отрицаются поколениями старших. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача, над которой я работаю из года в год,  научить детей понимать музыку, любить её. Любовь к музыке невозможно привить насилием, (хотя в истории есть и такие факты). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение, и те задачи, которые  я ставлю перед собой,- это,  прежде всего, задачи для меня, а не для детей. Вариативность в разучивании материала играет большую роль на музыкальных занятиях. Дошкольное детство- это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка- это средство формирования и нравственных качеств  ребёнка, которое может быть очень сильным (марши, песни о Родине).  Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребёнка, прививают интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, основывать свои ответы, делать обобщения и сравнения, требует активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребёнка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется красивая осанка ребёнка, совершенствуется координация движений. В разделе распевания, пения, развивается голосовой аппарат ребёнка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется чёткая артикуляция звуков. Интегрированный подход  к дошкольному образованию является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования. Поскольку образовательная программа строится на общей методологической основе, единых дидактических принципах, для меня важно реализовать её целостность во всех системных взаимосвязях. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

-компонентов содержания разных разделов программы( межвидовая интеграция) и внутри разделов( внутривидовая интеграция).

-во взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения, (методическая интеграция).

-в синтезе детских видов деятельности.

-в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Интеграция содержания образовательной  области «Музыка» имеет ряд особенностей, связанной со спецификой этого вида искусства.

Во - первых, музыка целостно отражает мир во всём его многообразии на самом высоком уровне абстракции специфическим языком средств музыкальной выразительности.

Во- вторых, музыка передаёт  тончайшие оттенки состояний и переживаний, ощущений и размышлений.

В- третьих, тематическое разнообразие, отображаемое музыкой, бесконечно, как космос,   оно охватывает все стороны Бытия. Возможность найти тематические параллели  в любом программном содержании и музыке позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции. Музыка интегрируется, практически, со всеми  содержательными областями программы:  художественной деятельностью детей, развитием речи, в отдельных темах с математикой, физкультурой и др. Все темы социально- эмоционального и нравственно- этического воспитания так или иначе важно связать с музыкальным восприятием: это обогатит, расширит познание детей с их чувственным опытом. Необходимой и достаточной является интеграция крупных тематических проектов и ситуаций, связанных с темами познания окружающего мира.Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей  я преодолеваю с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации. Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенньix средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

• музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

• музыкальный инструмент: фортепиано;

• телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеокассет;

• Компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;

• аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

• иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

• изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

• портреты композиторов;

• музыкально - дидактические игры;

• картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

Очень полезно записывать на кассету или снимать на видео исполнение песен ребятами, а потом вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания дети находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуютсямузыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

               Пение наиболее  близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была данаН.А.Метловым, использование этой методики помогло решить мне ряд проблем, скоторыми я столкнулась при работе с кружком по вокалу. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе. Методы и приёмы

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий) .

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно, музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

На занятиях также использую аудиозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Движения успешно использую, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений. (Приложение№3)

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

o Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

o Игровые приемы.

Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои руки – ваши ноги».

o Приём погружения в музыку.

Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

o Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление) .

o Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм, слогами (ду-ду, ла-ла, вокализируя мелодию (а-а-а, по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики-девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы, пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Репертуар

Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребёнка и удовлетворять двум требованиям:

Художественности.

Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.

Использую произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э Грига, И. Штрауса. Репертуар по восприятию сгруппировала по темам «Песня, танец, марш», «Природа и музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах».

Доступности.

Это требование рассматриваю как в плане возможности восприятия, так и доступности для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям.

Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.)

Необходимо учитывать и объём музыкального произведения (продолжительность звучания). Наиболее оптимальным считаю продолжительность в 2-2, 5 минуты для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 2, 5-3 минуты для старших дошкольников. 

Музыкально-ритмические движения. Определение доступности двигательных упражнений связано также с анализом следующих параметров:

- координационной сложности;

- объёма движений;

- интенсивность нагрузки.

Доступность музыкально-ритмических упражнений относительна.

Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями детей.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей, с чем я, абсолютно, согласна. Работаю над развитием  в них глубокого «чувствования», проникновения в музыку, творческим  воображением, формированием  умения выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно использую в качестве  приемов  активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки  моделирую с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (24, стр.200). Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,мои занятия  тщательно подготовлены, разучены элементы танцевальных движений. Стараюсь, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию». Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:   Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно - пластической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.  

          В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску" нестандартных способов передачи замысла и т.д.   Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками.

         Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр  развиваю у детей интерес к пению, музыке, воспитываю музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомлю с различными инструментами, называю их, обращаю внимание детей на тембровую окраску, объясняю расположение высоких и низких звуков, показываю приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Учу детей  чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

         «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

          В работе с детьми применяю различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Именно эти рекомендации помогли мне правильно знакомить и обучать детей игре в оркестре.

        Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. Поэтому, при подборе мелодии мы ощущаем тяготение к устойчивым звукам, различаем и воспроизводим эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Считаю  важным привлекать внимание детей к выразительности тембра

 каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети чувствуют выразительные возможности инструментов, учатся  использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

        Обучая игре на музыкальных инструментах,   учитываю  индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На моём музыкальном занятии  обязательно присутствуют  все виды детского музыкального исполнительства.

 

        Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников.

Да ,музыкальное  воспитание детей начинается, прежде всего , с музыкального руководителя. Ведь всё, что я знаю, умею, как чувствую музыку, насколько эмоциональна, профессиональна, дети тонко чувствуют, перенимают и , именно, через доверие и любовь к своему педагогу начинаются их первые шаги в мир музыки. Если говорить о традициях, связанных с музыкальным воспитанием, -их в нашем детском саду много. Одна из них: каждый год мы отмечаем  Светлый Праздник Покров Пресвятой Богородицы. Началось всё с песни, которую я написала к этому  празднику. Ребята как-то сразу подхватили, пели выразительно, а мы решили сделать для детей  большой праздник, пригласили Священнослужителя, он в доступной форме рассказал детям о значении этого праздника на Руси, а затем юные казачки пели, плясали , играли, показывали свою удаль, а в конце программы вошла красавица Осень с большим караваем , поздравила ребят и пригласила на чаепитие. Праздник удался, и мы уже не могли  пропустить такое мероприятие для детей, проводим 5 лет подряд.

           Есть ещё у нас традиция- это ежегодный праздник, посвящённый дню Матери. Проводим мы его тоже по- своему: обязательно концерт, виде огонька, на котором показываем особенные номера, много юмора, авторские сценки, песни, а ещё первые успехи ребят, посещающих кружки. Это даёт возможность нам показать свою работу, а родителям, чьи дети не записаны, но хотят, записаться в понравившийся кружок.

           И ещё об одной традиции: наши ребята в течении 4 лет выступают в образовательных учреждениях, в ГДК, перед  ветеранами, на дне города и т.д. Выступают они с авторскими песнями, вместе с членами Лито «Парус». Лит.объединение  даёт мне возможность профессионально писать тексты к песням, стихи, которые учат дети, ведь воспитание вкуса к музыке, поэзии- очень важный момент в развитии ребёнка. Выступления на сцене дают возможность раскрепоститься ребёнку, я беру на выступления всех по очереди, а не одних и тех же, если это не конкурс и т.п. Дети чувствуют себя увереннее, значительнее, а родителям приятно полюбоваться на своего ребёнка, на сцене они неподражаемы!

           В прошлом году мы с Сафоновой Т. Ю. подготовили муз.лит. Композицию «Мы просто другие» В процессе подготовки были сомнения: поймут ли наш замысел? Тема детей- инвалидов- очень деликатная, я написала стихотворение о бескрылом птенчике, которого птичья стая не оставила в беде. Мы подобрали музыкальный фон, вышел мальчик (Данил Г.) и с выражением прочитал, а девочки в воздушных нарядах исполнили танцевальную композицию, по завершению которой дети вынесли большой, красочный плакат, на котором зрители увидели на фоне прекрасной природы, яркого солнца контур инвалидной коляски, с сидящим в ней человека и одно слово, которое не могло оставить никого из присутствующих в зале равнодушным- "ПОМОГИ".

Номер получился и теперь мы решили продолжить выступления воспитанников на актуальные темы. Думаю, это тоже станет традицией, а замыслов и творческих фантазий у нас много, да и сама жизнь подскажет. В настоящее время в моём творчестве преобладает духовно- нравственная тема, которую я надеюсь продолжать развивать вместе с ребятами. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

          Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери, концертными выступлениями перед всеми женщинами нашего района. В преддверии празднования 65-летия Великой Победы, мною был составлен проект: «Земной поклон, солдат России». Проект был рассчитан на полгода, начиная с января месяца. Целью данного проекта явилось следующее: увековечивание памяти о ветеранах Великой Отечественной Войны через преемственность поколений. С детьми проводились циклы познавательных занятий, развлечения, тематические беседы. С тематическим концертом, посвященным “Дню Победы”, наши воспитанники были приглашены в гости к ветеранам, где их очень тепло приветствовали ветераны и члены их семей. А в рамках празднования Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.                                          

Заключение.

Исполнительская деятельность  являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за время работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, танцуют, проявляют интерес к песням, услышанным на занятиях. С большим удовольствием принимают участие во всех конкурсах, концертах, где бы они не состоялись. Большую поддержку и понимание я получаю от родителей, которые рады видеть своих детишек на сцене. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат в развитии ребенка средствами музыки.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей. Правильный подход к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывает возможности маленьких детей, но и ставит на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это и есть та психологическая база, на которой организация различных видов деятельности дошкольников позволяет каждому ребёнку найти своё место на занятиях. Независимо от уровня музыкальных способностей. Создание непринуждённой обстановки, целостного подхода в решении педагогических проблем, соотношение музыкального материала  с природным, народным, светским ,и частично историческим календарём даёт возможность добиваться отличных результатов  в работе, которые видны на праздниках, развлечениях, выступлениях детей на различных мероприятиях. Ребята на выступлениях неподражаемы!

Библиография

1 М. А. Васильев. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва 2005.

2 М. Л. Лазарев. «Интоника» Москва 2005.

3 С. С. Железнов «Весёлые уроки» 2005.

4 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей., 1947.

5 Белянва-Экземлярская С. Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М. : Просвещение, 1961.

6 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М. : Просвещение, 1961, - с. 231.

7 Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М. : Просвещение, 2007.

8 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

  9   К. Тарасова « Гармония»    

 10   Э Костина «Камертон»

  11  М. А Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду»

  12 Вайчене А. И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. – М. : Просвещение, 2007.

  13 К. Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с. 21

  14 К. Форраи Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.

   15 Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000

    16   И.М Каплунова и  И А. Новоскольцева  авторская программа  «Ладушки»

Музыка-это чудо общенья,

Праздник, хорошее настроенье!

Нужна нам как воздух, живая вода,

С ней не страшна никакая беда!

Радость, стремительных мыслей полёт...

Манит, к себе в круг друзей всех зовёт!

Л. И. Заводнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление стенда "Детское музыкальное исполнительство"

Материал можно использовать при оформлении стенда,который располагается перед входом в музыкальный зал как наглядное пособие для родителей....

Детское музыкальное исполнительство.Пение.

Виды певческой деятельности, цель и задачт, песенный репертуар....

Детское музыкальное исполнительство.

О пении, как об основном виде детского исполнительства....

Детское музыкальное исполнительство

Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств  ребёнка, которое может быть очень сильным (марш...

Детское музыкальное исполнительство

Детское музыкальное исполнительство...

Обобщение педагогического опыта по теме Детское музыкальное исполнительство

Обобщение педагогического опыта по теме Детское музыкальное исполнительство...