Детское музыкальное исполнительство
статья

Маркелова Елена Олеговна

Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств  ребёнка, которое может быть очень сильным (марши, песни о Родине).  Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребёнка, прививают интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детское музыкальное исполнительство

Введение

Мир музыки огромен. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо. Какое образование ни получил бы человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые воспринимаются молодыми поколениями и, иногда, отрицаются поколениями старших. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача, над которой я работаю из года в год,  научить детей понимать музыку, любить её. Любовь к музыке невозможно привить насилием, (хотя в истории есть и такие факты). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение, и те задачи, которые  я ставлю перед собой,- это,  прежде всего, задачи для меня, а не для детей. Вариативность в разучивании материала играет большую роль на музыкальных занятиях. Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств  ребёнка, которое может быть очень сильным (марши, песни о Родине).  Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребёнка, прививают интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, основывать свои ответы, делать обобщения и сравнения, требует активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребёнка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется красивая осанка ребёнка, совершенствуется координация движений. В разделе распевания, пения, развивается голосовой аппарат ребёнка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется чёткая артикуляция звуков. Интегрированный подход  к дошкольному образованию является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования. Поскольку образовательная программа строится на общей методологической основе, единых дидактических принципах, для меня важно реализовать её целостность во всех системных взаимосвязях.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы познания  детьми музыкального искусства (а через него и окружающей действительности), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Познание музыкального искусства осуществляется через эмоциональное восприятие музыки. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет её восприятие. Наиболее доступным и интересным способом музыкального развития детей является активная музыкальная деятельность, а точнее, пение и ритмика. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Именно эти два вида музыкальной деятельности приносят наибольший эффект в развитии музыкальности ребенка, в освоении им простейших музыкальных форм, выразительных особенностей музыки, при знакомстве с музыкальной культурой. Каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности: формируется ладовый, звуковысотный слух, ритмическое чувство, но пение и ритмика способствуют этому в большей степени.

Певческая деятельность в музыкальном и личностном развитии дошкольника

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее  близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым, использование этой методики помогло решить мне ряд проблем, скоторыми я столкнулась при работе с кружком по вокалу. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно, музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

На занятиях также использую аудиозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Движения успешно используются, как приемы активизирующие осознание детьми характера мелодии, качество звука (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий. Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Возрастные характеристики музыкально – ритмического

развития дошкольников

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 4-5 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.    На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например, П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М.Майкапар «Мотылёк» и др.»), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов. В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность. В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации, например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др. Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.          

В возрасте 5-6 лет  дети  владеют  выразительностью движений под музыку, могут координировать  свои движения с основными  средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно  исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).    На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, гимнастическими палками, лентами и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д. В возрасте 6 -7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Танец Анитры» Э.Грига, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.). На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.    На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Заключение

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей.

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2017. 170 с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2016. 150 с.

3. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2019.

4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду - М.: ВАКО, 2013. 60 с.

5. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2

6. Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. - М. 2016. 90 с.

7. Дошкольная педагогика [Текст]. / Под ред. Козловой С.А., Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов-н/Д, 2014. - 192 с.

8. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2013. 120 с.

9. Зимина А.Н. Большой хоровод. - М., 2016. 130 с.

10. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2017. - С. 26

11. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2013. - №5. - С. 46.

12. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 513.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское музыкальное исполнительство

Обобщение опыта "Детское музыкальное исполнительство" (пение, музыкально-ритмические двежения, игра на детских муз. инструментах)...

Оформление стенда "Детское музыкальное исполнительство"

Материал можно использовать при оформлении стенда,который располагается перед входом в музыкальный зал как наглядное пособие для родителей....

Детское музыкальное исполнительство.Пение.

Виды певческой деятельности, цель и задачт, песенный репертуар....

Детское музыкальное исполнительство.

О пении, как об основном виде детского исполнительства....

Детское музыкальное исполнительство

Детское музыкальное исполнительство...

Обобщение педагогического опыта по теме Детское музыкальное исполнительство

Обобщение педагогического опыта по теме Детское музыкальное исполнительство...