Организация экскурсий с детьми.
материал (средняя группа) по теме

 

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

     Преимущества экскурсии – дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсии в лес, в поле, на берега озер предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. В итоге у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, подмечают характерные особенности, способствует развитию эстетических чувств, формируется любовь к природе, бережливость.

     По содержанию экскурсии бывают 2х видов: природоведческие – в парк, в лес, в зоопарк, в ботанический сад; на сельскохозяйственные объекты в поле, на птицефабрику, в сад; в целях ознакомления с трудом взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_ekskursiy_s_detmi.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экскурсий с детьми.

     Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

     Преимущества экскурсии – дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсии в лес, в поле, на берега озер предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. В итоге у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, подмечают характерные особенности, способствует развитию эстетических чувств, формируется любовь к природе, бережливость.

     По содержанию экскурсии бывают 2х видов: природоведческие – в парк, в лес, в зоопарк, в ботанический сад; на сельскохозяйственные объекты в поле, на птицефабрику, в сад; в целях ознакомления с трудом взрослых.

     Организация экскурсий. Экскурсию используют в средней, старшей, подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание.

     Природоведческие экскурсии проводят, организуют на одни и те же объекты в разные времена года, что бы показать сезонные изменения в природе.

     Сельскохозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

     Успех экскурсии зависит от подготовки к ней воспитателя и детей. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает место экскурсии, путь – не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место надо учитывать физические возможности, сезон, дороги, состояние погоды. Необходимо за день, за две до нее провести осмотр места, где воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы.

     За несколько дней воспитатель до экскурсии проводит с детьми небольшую беседу, чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке обратить внимание на одежду детей, которая должна быть легкой, одеты с учетом погоды, сезона. Надо привлечь детей к подготовке экскурсии: оборудования для размещения собранного материала в уголке природы, на участке.

     Перед экскурсией воспитатель продумывает материал для дальнейшей работы в группе, оборудование, которое размещают в определенном месте. Надо заранее подумать о том, чтобы в группе были вазы для цветов, цветочные горшки, садки для насекомых, террариум, аквариум, банки для новых обитателей.

     Проведение экскурсий. Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные  самостоятельные детские наблюдения, сбор природного материала, игры с собранным во время отдыха материалом, заключительная часть, где воспитатель напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем наблюдают объект и явления природы. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, где решаются программные задачи. Они подмечают признаки с помощью приемов ( вопросы, загадки, стихи, обследовательские и игровые действия ), использует рассказ, пояснение, произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть ненавязчивым. По окончании основной части дети переходят к индивидуальным самостоятельным наблюдениям и сборе природоведческого материала. Воспитатель иногда показывает, как выкапывать растение, срезать сухую ветку. Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, используют для игр, упражнений. В играх закрепляют знания о характерных особенностях предметах, выражают словами качество, запоминают названия, их части.

     Сельскохозяйственные экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных, знакомятся с трудовыми операциями.

     Экскурсия начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к людям сельскохозяйственного труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе с работниками, выполнять какое то дело. При подготовке воспитатель знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на поведение экскурсии, договаривается о времени, об участии в труде, определяет содержание беседы детей с рабочим.

     Полученные знания на экскурсии расширяются и закрепляются на занятиях, играх, наблюдениях в уголке природы за принесенным объектом. Сразу после возвращения с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы, наблюдают. Через 2 – 3 дня после экскурсии проводят занятия с использованием раздаточного материала, рисования, лепки, дидактические игры с природным материалом, читают художественную литературу, слушают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа. Планируя беседу воспитатель ставит вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить ход экскурсии, подчеркнуть важное, подвести детей к установлению связей между явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выездной экскурсии с детьми дошкольного возраста

Забота о детях всегда должна постоянно находиться в центре внимания всех взрослых. Защита жизни и здоровья детей в любых чрезвычайных ситуациях – одна из самых гуманных и самых важных зада...

Приказ от 02.06.2021г № 96-ОД "Об организации экскурсии с детьми МБДОУ "Д/с "Островок" с МБУ СОК " Шикотан-Арена" в целях межсетевого общения и проведения спортивного мероприятия " Веселые старты".

Приказ от 02.06.2021г № 96-ОД "Об организации экскурсии с детьми МБДОУ "Д/с "Островок" с МБУ СОК " Шикотан-Арена" в целях межсетевого общения и проведения спортивного мер...

Заочная консультация для воспитателей «Организация и проведение экскурсий с детьми на территории детского сада»

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности....

Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»

Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»...