Значение музыкальной терапии в коррекции воображения у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи
занимательные факты (средняя группа) по теме

Михалева Наталья Евгеньевна

В статье освещено историческое развитие музыкальной терапии. Проблемы развития воображения у детей с нарушениями речи. Раскрываются основные закономерности использования средств музыкальной терапии в коррекции различных позновательных процессов, развитие сферы воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Михалевой Наташи 533группа.

Значение музыкальной терапии в коррекции воображения у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

   В статье освещено историческое развитие музыкальной терапии. Проблемы развития воображения у детей с нарушениями речи. Раскрываются  основные закономерности использования средств музыкальной терапии в коррекции различных познавательных процессов, развитие сферы воображения.

   

   В настоящие время в коррекции психологических особенностей большое внимание уделяется музыкальной терапии. Этим видом  арттерапии занимались С. В. Шушарджан, Я. И. Левин, Н. Ю. Паутова и многие другие специалисты.

   Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях: коррекция психосоматических нарушений, коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере, помощь в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях, активизация творческих процессов, коррекция речевых нарушений.

     В настоящее время в современном обществе продолжается увеличение числа детей с отклонениями в речевом развитии. Многие факторы такие как, наследственность, неправильное воспитание в семье, неблагоприятная окружающая среда, имеют большее распространение, и оказывает сильное влияние на возникновение нарушения речи.

   Речевое нарушение – это проблема комплексного характера. Подобная задержка оказывает отрицательное влияние на все познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности, а также на умственное развитие. Речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, восприятие, воображение.

      В данной статье рассматриваются значение музыкальной терапии в коррекции воображения у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Раскрытием данной проблемы занимались такие ведущие специалисты как –  Р. С. Немов, Г.А. Волкова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.

   Творческие способности у детей с речевыми нарушениями развиваются иначе, чем в норме. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.

   Чем значительнее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов.

   Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания. Ребенок не может выполнить рисунок по замыслу, затрудняется, если нужно придумать новую поделку или постройку.

   У детей с нарушениями речи низкая продуктивность в рисунках. Дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения. Для них свойственно использование штампов, утомляемость, длительный перерыв в работе.

   В игре дети с речевыми нарушениями отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается нестойким, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным развитием речи.

   Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор

   Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с нарушениями речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе.

   Специфические особенности воображения у детей с нарушениями речи:

  1. Снижение мотивации в деятельности.
  2. Снижение познавательных интересов.
  3. Бедный словарный запас общих сведений об окружающем мире.
  4. Отсутствие целенаправленности в деятельности.
  5. Несформированность операционных компонентов.
  6. Сложность в создании воображаемой ситуации.
  7. Недостаточная точность предметных образов, представлений.
  8. Непрочность связей между зрительными и вербальными сферами.
  9.  Недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

   В связи с описываемыми нарушениями, а именно нарушения воображения у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи целесообразно использовать один из эффективных методов – музыкальную терапию (коррекцию).

  История музыкотерапии уходит глубоко в древность. Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусства) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

   В Древней Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и музыки.

   Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI век до н.э.), Аристотель, Платон (IV век до н.э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка изменяет настроение человека, перестраивает его эмоциональное состояние.

   Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V век до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера.

   Итальянский музыкальный теоретик  Средневековья Дж. Царлино (1517-1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

   Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим.

   Известны идеи Платона связанные с музтерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи на влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищение души человека в процессе восприятия искусства.

   Музыковеды полагают, что сначала человек выражал свои мысли и чувства низкими и высокими, короткими или продолжительными звуками. Глубина его тембра говорила о силе и мощи, а высота тона проявляла любовь и мудрость. Человек передавал различные эмоциональные состояния с помощью многообразия музыкальных звуков. Это постепенно превратило музыку в особый язык, с помощью которого выражаются различные человеческие состояния.

   В Средние века практика музтерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

   Известно, что в начале XIX века французский врач – психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

   Первые попытки осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования – к концу XIX началу XX веков.

   В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 году  был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.

   Во второй половине XX века музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

   Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX века заметно вырос. Это связано с научно-техническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.)

   Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие – в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделения биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением.

   По мнению А. Томатиса, ухо – один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание – лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибрации его голоса и состоянием здоровья.

   Шведская школа музыкотерапии (основатель А. Понтвик) исходит из концепции психорезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания. А. Понтвик, опираясь на взгляды К. Юнга, на понятие «коллективного бессознательного», развил представления о способах раскрытия глубинных слоев психики посредством соотношения звуков, дающих эффект обертонов.

   Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Правда, восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

   Легкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

   «Каприз №24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию  нервной системы способствует фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «лунная соната» Бетховена.

   Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном .

   Одним из наиболее известных современных арттерапевтических центров США  является открытая в 1990 году в университете Нью-Йорка клиника музыкальной терапии Нордофф-Роббинса. Развиваемое в ней направление инструментальной и вокальной терапии основывается на творческом подходе, подчеркивающем роль «живой» музыки как средства коммуникаций. Музыкотерапевт не воздействует музыкой на состояние ребенка с целью изменить его, но приглашает к диалогу на языке музыки. Каждый раз это живой диалог, в котором инициатором может быть как музыкотерапевт, так и ребенок. В комнате для занятий есть достаточно много инструментов – клавишных, ударных, духовых. Музыкотерапевт может ждать, пока ребенок извлечет какие-то звуки, чтобы подстроиться к нему и получить ответ, и снова ответить, постепенно развивая тему, а может начать и сам. От занятия к занятию этот музыкальный диалог усложняется и углубляется, а параллельно улучшается настроение ребенка за пределами кабинета. Этот подход очень продуктивен в работе с детьми, имеющие болезненные нарушения общения, и практически не имеет возрастных ограничений.

   Реальный процесс взаимодействия и образования взаимосвязей стимулирует возникновение эмоций, фантазий и образов, представляющих собой проявления инсценировки субъективно переживаемого интернализированного межличностного опыта отношений и конфликтов, имевших место на ранних фазах развития. В связи с переносом терапевтической ситуации, благодаря возможности осмысленно воспринимать прямой резонанс посредством звуков и совместной игры, происходит возникновение определенного личностного качества. Появляется своего рода пространство, в котором можно услышать свои неосознаваемые фантазии и обрести психодинамическое понимание специфической ситуации взаимодействия.

   Особое место музыка занимает в развитии и коррекции отклонений в развитии детей с различными проблемами. Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные ученые (Л. С, Выготский, В. П. Кащенко), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства в развитии детей. Л. С. Выготский отмечал особое значение художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с отклонениями в развитии.

    Практическое использование музыки как средства развития, коррекции и лечение детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально – ритмическое направления, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж. Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

   Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в  познавательной, эмоционально-волевой и личностных сферах, создает условия для социальной адаптации.

   Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

   По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную. 

   Рецептивная музыкотерапия.

   Сеансы рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут проводиться в различных вариантах, которые условно можно объединить в три модели.

   «Музыкальные картинки» - в таком сеансе восприятия музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальный жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10-15 мин. побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.

   Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.

   Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пение птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которая с эмоционально-вербальной поддержкой психолога ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, психолог усиливает музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребенком психолог выясняет, что малыш «видел», чувствовал, переживал, делал в воображаемом музыкальном путешествии, предлагает словесно описать воображаемую картинку или нарисовать её красками и карандашами.

   Такое восприятие музыки с момента выхода за пределы реальной ситуации приводит к разрядке внутреннего психоэмоционального напряжения, очищает от наслоившихся переживаний ребенка. Исследования показывают, что 10-12 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют  обеспечить стабилизацию положительного эмоционального состояния ребенка, позитивного настроения.

   «Живая музыка» - такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение психолога музыкальным инструментом. В этом варианте психолог помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте или дирижирует оркестром.

   Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5-7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи – «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. после релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши).

   Активная музыкотерапия.

   К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе: в пение или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.

   Занятие вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни.

   Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от психолога способности к музицированию в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игре на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник – такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.

   Активное участие в музыкально – терапевтическом процессе самого ребенка, получающего возможность выразить непосредственно свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте, и приводит к разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и  сверстниками.

   Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь.

   Интегративная музыкотерапия.

   В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи может использоваться интнгративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы. При этом психолог предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно вместе с психологом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться лежа на зеленой мягкой траве.

   Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливают психокоррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблемами в развитии.

   Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной  работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде.

   Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.

   Изучением данной проблемы занимались различные ученные в разное время. Работы ученных доказывают, что музыкальная терапия продолжает развиваться, исследования в данной тематике нельзя назвать исчерпывающими, так как ее потенциал велик.

Список литературы.

  1. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР.-М.,1985.
  2. Золтай Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля.- М,1977.
  3. Каган В. Психотерапия для всех и каждого.-М-Эксмо-пресс,1998.
  4. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.,: изд. Центр «Академия», 2006.
  5. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в спец. образованиях. М.,-Академия,2001.
  6.  Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред. Медведевой. М. Академия, 2002
  7. Поваляева М. А. Справочник логопеда.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2 Трошин  О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. М.: изд сфера,2005
  8.  Хайгл – Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У.  Базисное руководство по психотерапии.- СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» совместно с изд. « Речь», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».

Воспитание у детей певческой культуры приобщает их к музыке.         Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно ...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.

Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....

Программа по формированию элементарных экологических представлений "Солнышко" для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Проблема формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста является весьма актуальной, так как именно в этот период у детей складываются первые мироощущения, которые необх...