Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.
статья по развитию речи

Мысова Ирина Александровна

Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дети с отклонениями в развитии , вследствие как умственной отсталости, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отличается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудность представления об окружающем мире, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением. Смягчить такое состояние может психотерапевтичский эффект занятий музыкой. Целенаправленное использование лечебно- оздоровительного педагогического действия на организм ребенка позволяет отнести ее к категории “музыкотерапия” и “лечебная педагогика”.

Применение музыки с лечебными целями имеет двухтысячную историю (Гомер, Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Соран). Это имеет продолжение и развитие в исследованиях ученных и специалистов в наше время (И.Н.Тарханов, И.М. Догель, В.М. Бехтерев , В.А.Гиляровский, Ю.А. Флоренский, В.А. Гринер, М.Л. Лазарев).

Каковы возможности музыкального воздействия на детей , имеющих дефекты речи? По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, В.А. Гиляровского, В.А. Гринер, Ф.А. Флоренского и др. музыка представляет собой неисчерпаемый и ничем незаменимый источник активизирующей творческой и социальной стимуляции. Каждый из элементов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел –вокальную, инструментальную, речевую, двигательную или изобразительную, вступает в специфическую связь с индивидом, страдающим нарушением речевой функции. Музыка, как форма специфического, невербального, эмоционального и эстетического воздействия является эффективным способом организации процесса лечения и воспитания. Она порождает определенные психические и соматические процессы. Воспринимающий внутренне переживает влияние музыки, она в нем вызывает определенные чувства, эмоции, настроение, изменения в поведении и, одновременно, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым на речь. Речь возникает не только на основе анатомических и физиологических факторов, но и на основе факторов, влияющих на высшую нервную деятельность, связанных с психической деятельностью человека и социальными условиями среды (И.П. Павлов).

В коррекционной работе по музыкальному воспитанию речи отведено равнозначное положение с музыкой. Сравнивая музыку и речь, нужно исходить из их общих черт. К таковым, прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь базируются на звуковых сигналах, воспринимаются одними и теми же органами. Одни и те же органы служат как для образования речи, так и доля пения. Связь между музыкой и речью основана на ритме, мелодии, гармонии, громкости, динамике, акцентах. Нормальная речь обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трех основных элементов музыки- мелодии, гармонии, ритма. Для речи человека , страдающего каким-либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение факторов музыкальности языка. Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка представляет широкие возможности для коррекции, развития речи. Это может быть выражено в форме активного пения, речевых игр и упражнений (игры с палочками), игры на детских музыкальных инструментах, игры с элементами куклотерапии, музыкальные сюжетные игры с речевым сопровождением, упражнения на дыхание.

При достаточно раннем начале и систематическом проведении музыкальных занятий с включением коррекционно-воспитательных мероприятий можно ускорить развитие детей, как физическом, так и психоэмоциональном плане. А психофизическое здоровье детей, т.е. состояние его высшей нервной деятельности (памяти, внимания, воображения, мышления) и физическое состояние имеют большое значение для развития речи.

До настоящего времени не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей отстающими в развитии. Остается актуальной проблема поиска оптимальных путей воздействия музыкальных занятий на организм детей направленных на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений, обусловленных характером дефектов речевого аппарата остается актуальной. В связи с этим, в музыкальной работе должны ставится не только воспитательно-образовательные задачи, но и задачи коррекционного плана, к которым относятся следующие:

1.Способствовать развитию познавательных процессов, формировать представления об окружающем мире.

2.Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.

3.Развивать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

5.Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Выполнение поставленных задач, при проведении музыкально- коррекционных занятий выполняются детьми тогда, когда соблюдаются общедидактические принципы: систематичность, повтор, наглядность, доступность и индивидуализация, постепенное повышение требований.

Музыкально-коррекционные занятия проводятся дополнительно, в соответствии с календарно- тематическим планированием, один раз в неделю, в групповой форме (группы по 6 человек, дети с отклонениями в развитии от 2 до 4 лет). Продолжительность занятий 15–20 минут. При этом применяются вариативные подходы к занятиям с упрощением или усложнением задач, в зависимости от возрастных особенностей детей, их возможностей, заболевания.

Структура музыкально-коррекционных занятий

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционных занятий целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по следующей схеме:

1.Приветствие.Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

2.Музыкально-ритмические упражнения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

3.Игры и упражнения на дыхание.

4.Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

5.Игры с клавесами ( палочками) – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

6.Куклотерапия – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, развивают чувство ритма интонационный слух, координацию движения со словом.

7.Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

8.Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Для организации и проведения эффективных музыкально-коррекционных занятий можно использовать различные программы:

1.Программа музыкально-ритмического воспитания детей “Топ-Хлоп малыши” Сауко Т Н., Буренина А.И.

2.“Игры с палочками” Галянт И.Г.

3.“Игры с элементами куклотерапии”, составила Балакина Р.А.

4.“Речевые игры” составила Т.Ю. Юрашевич.

5.“Игра на детских музыкальных инструментах с речевым сопровождением” составила Балакина Р.А.

6.“Упражнения на дыхание” П.А Павлова.

7.“Музыкальные-сюжетные игры для детей имеющими нарушения речи” А.В. Доросинская.

Таким образом целенаправленное, систематическое проведение музыкально-коррекционных занятий, в условиях специализированного учреждения позволяет значительно расширить круг знаний детей об окружающем мире, развивать музыкальные способности, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Список использованной литературы

1. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика. - Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 352 с.

2. Защиринская О.В. Психология детей с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004. – 304 с.

4. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых

5. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

6. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Консультация для родителей^ Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.

В данной статье я пытаюсь разъяснить необходимость работы по развитию мелкой моторики ребенка с первых месяцев жизни и до школы. Показываю взаимосвязь речевых центров и центров,отвечающих за развитие ...

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....