Правовая игра «Кто знаток закона?»
классный час по теме

Сысоева Ольга Сергеевна

Правовое просвещение детей, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ посредством игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_igra.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая игра «Кто знаток закона?»

Цель: правовое просвещение детей, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ посредством игры.

Оборудование: таблички (уголовная ответственность, административная ответственность, моральная ответственность, юридическая); карточки с заданиями; презентация.

Ход игры

  1. Вступительное слово ведущего

Добрый день участника и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и проверить знаете ли вы закон. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это государство законов. Как сказал великий мыслитель Цицерон, «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Я вижу, что команда готова выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жури, которое будет судить на нашу игру.

  1. Конкурс «Представление команд»

В течение 2-3 мин. Проходит представление участников: название команды, девиз. Максимальная оценка 5 баллов.

  1. Конкурс «Знаете ли вы закон?».

Командам по порядку называются различные ситуаций, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «Уголовная ответственность, «Административная ответственность»;

  1. Ученик разбил стекло. (Административная.)
  2. Гражданин сознательно купил ворованную вещь. (Уголовная)
  3. Гражданин без лицензий поймал на удочку 15 кг. рыбы. (Административная.)
  4. Браконьер выловил 3 осетров.(Уголовная).
  5. Гражданин из мести поджог дом соседа. (Административная.)
  6. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему. (Административная.)
  7. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии. (Административная.)
  8. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу». (Административная.)
  9. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее. (Уголовная.)
  10. Пассажир автобуса не оплатил проезд. (Административная.)

За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Конкурс «Преступление и наказание»

Командам выдаются карточки с заданиями, в течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать свой выбор.

Карточка 1/ Константин Г. В возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые. (Ответ 4).

Карточка 2/ Петру У. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре  Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

В ходе следствия его действия и действия его  друзей были определены как хулиганские. (Ответ 1.)

Карточка 3/ Алексей. П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.

Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что его жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил её, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.

Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло. (Ответ 2)

Карточка 4/ Дмитрий,12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен практически полностью. (Ответ 5)

Карточка 5/Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется ,что в будущем они девушки подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное. (ответ 3)

Карточка 6/ Анатолий З. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс. рублей. (Ответ 6)

Варианты ответов:

  1. Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
  2. Уголовное осуждение.
  3. Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии.
  4. Освобождение от наказания с передачей на поруки.
  5. Отсрочка исполнения наказания.
  6. Шесть лет лишения свободы в исправительно – трудовой колонии строгого режима.

За каждую правильно решенную карточку команда получает по 5 баллов.

  1. «Мораль и право»

Следующий конкурс будет для вас нелегким, ведь мы должны с вами определить, в каких из перечисленных случаев наступает моральная, а в каких юридическая ответственность.

  1. Сергей солгал матери (Моральная)
  2. Николай разорил муравейник (Юридическая)
  3. Террорист попытался угнать самолет. (Юридическая)
  4. Тонул человек, прохожий не принял никаких мер. (Юридическая)
  5. Владимир положил в карман финский нож. (Моральная)
  6. Александр принял дозу наркотика. (Моральная)
  7. Валерий при переезде на новую квартиру выгнал свою собаку на улицу.(Моральная)
  8. Аркадий сломал дерево. (Моральная)
  9. Рабочий прогулял рабочий день. (Юридическая)
  10. Девушка украла чужого ребенка. (Юридическая)
  11. Петр и Леонид брасами камни в проходящие поезда. (Юридическая)
  12. Виктор ударил товарища. (Моральная)
  13. Анатолий пожадничал. (Моральная)
  14. Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля. (Юридическая)
  15. Школьник мучил котенка. (Моральная)
  1. Конкурс «Всегда ли правы старшие?»

Каждой команде будет зачитана ситуация. Задача – прокомментировать ее, ответив на мои вопросы.

Ситуация 1.

Мать: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама, ты все равно еще в 11 не спишь. Кроме того, я имею права на свободу ассоциаций и свободу мыслей

(О чем должна знать мама, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?/статья 15 конвенции , утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет пункт и второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, да и в доме , и является нарушением общественного порядка./)

Ситуация 2.

Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофером буду? Да и придираетесь вы к нам, двойки ни за что ни ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.

Учитель: Как ты смеешь Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик : Смею! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так, что слушай те преподаватель вы плохой, неумный.

(Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?/Закон здесь на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей. Статья 13/)

Ситуация 3.

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

(Как вы разрешите подобную ситуацию? /самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей/).

Наступает время подвести итого и определить команду – победительницу. Не зависимо от того кто лучше и кто выиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.(Подведение итогов, награждение команд!!!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Аукцион знатоков о М.В. Ломоносове"

Интеллектуальная игра является обобщающим мероприятием по знакомству дошкольников с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова....

Игра - викторина "Знатоки природы"

Формировать обобщённое представление о птицах, как наземно - воздушных животных....

Игра-викторина: «Знатоки улицы Коммунистической».

Цели: углубить знания детей о родном городе, улице Коммунистической; развивать смекалку, сообразительность, умение быстро находить правильный ответ.Оборудование: карточки с вопросами, юла с накл...

Игра-семинар "Знатоки природы"

Игра-семинар«Знатоки природы»   Цель: Развитие творческого потенциала и компетентности педагогов по вопросам Начиная с раннего детства через игру и эмоциональное воздей...

Конспект игры - викторины "Знатоки дорожного движения".

Конспект игры - викторины для детей подготовительной группы  "Знатоки дорожного движения"....

Игра - соревнование "Знатоки спорта"

Формировать основы здорового образа жизни, интереса и ценностного отношения к физической культуре и спорту....

День толерантности. Правовая игра "Цветик-семицветик"

Конспект правовой игры "Цветик-семицветик"...