Главные вкладки

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Яркова Оксана Петровна

     

    Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

    Поэтому цель проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc506 КБ

    Предварительный просмотр:

    (групповой, творческий, долгосрочный)

    г.Тюмень

    д/с №

    «Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».

                                                                                                                                             И.А.Ильин

    Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

    Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи

            Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Соответственно изменились и семейные ориентиры.

            Разрушены традиционные устои семьи. Отсутствие единой идеологии привело общество к свободному выбору тех ценностей, которые считают приемлемыми для своей семьи. Но зачастую, молодые люди, вступающие в брак и молодые родители, не имеют представление какие ценности должны быть в их семье, так как в большей степени эталоны ценности в настоящее время утрачены:

    1. Разрушены нравственные ценности представления о браке и семье;
    2. Утрачено традиционное воспитание родительства и детства;
    3. Деформирована сфера семейного воспитания;
    4. Современной общество утратило представление о чистоте и целомудрии;
    5. Утеряны ценности родственных связей.

            Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависимо от возраста детей и качества жизни. Родители озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семья любого уровня доходов тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильности. Но для развития стабильных отношений необходимо не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношением. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д.. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер, своей жизни.

            Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво.

            Однако родители не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за советом, а за пониманием. Из семьи ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

             

             В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

    Поэтому цель нашего проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания.

    Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

    1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
    2. Повышение педагогической культуры  родителей путем их активного просвещения;
    3. Обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
    4. Обучение новым формам общения для улучшения семейного микроклимата;
    5. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
    6. Развитие воспитательных умений родителей, поддержку уверенности в собственных педагогических возможностях;
    7. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

    Участники проекта:

    Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

    Предполагаемые итоги реализации проекта:

    1.   Активность родителей в возрождении традиций семейного   воспитания;
    2. Знание и применение родителями информации о педагогической культуре воспитания детей в семье;
    1. Умение родителей поддерживать семейные традиции и обычаи;
    2. Развитие партнерских отношений и сплоченность группы.

    Блок

    Деятельность по его решению


     1. Аналитический

    1. Анкетирование;
    1. Диагностика;
    2. Тестирование;
    3. Интервью;
    4. Рефлексивные листы.

    1. Информационный (просветительский)
    1. Наглядная информация, стенды;
    2. Фотовитрины, выставки, презентации;
    3. Уголки для родителей;
    4. Памятки;
    5. Папки – передвижки;
    6. Листы - рекламки;
    7. Выпуск газеты;
    8. Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей.


     3.  Практический

    Традиционные формы и методы

    Нетрадиционные формы и методы

    1. Родительские      собрания;
    2. Тематические часы;
    3. 15-ти минутки;
    4.  Семинары-  практикумы;
    5. Круглый стол;
    6. Вечера вопросов и ответов;
    7. Консультации специалистов;
    8. День открытых дверей;
    9. Оформление

         семейных  фотогазет;

    1. Почтовый ящик «Добро пожаловать»
    2. Устный журнал;
    1. Лангетюд «язык фотографий» (по темам);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

    1. Использование атерапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);


    1. Составление домашних заданий для родителей на заданную тему (составление портфолио дошкольника, сочинение на тему «Один день моего ребенка в саду»)


     4.   Досуговый

       (вместе с детьми)

    1. Вечера отдыха;
    2. Творческие конкурсы и выставки;
    3. Семейные, спортивные и

         интеллектуальные состязания;

    1. Утренники;
    2. Посещение театра семьями;
    3. Семейные выезды на природу;


    1. Презентация


    1. Слайд – шоу «от счастья ключи в семье ищи»


     6. Оценочный

    1. Книга отзывов;
    2. Оценочные листы;
    3. Экспресс-диагностика;

            


    Тема, цель


    Форма поведения


    Участники


    Январь


    «Искусство воспитания в семье»

    Цель:  повышение педагогического мастерства родителей и определение ролей семьи в воспитании ребенка.

    1. анкетирование «Какой вы родитель?»;

    Родители

    1. тест «Я и мой ребенок»;

    Родители

    1. диагностика «Кинетический рисунок семьи»;

    Дети

    1. анкета «Выявление уровня педагогических возможностей у родителей»;

    Родители

    1. памятка «Права и обязанности родителей»;

    Воспитатели

    1. стенд «Тридцать золотых правил в воспитании ребенка»;

    Воспитатели

    1. папка-передвижка «Советы по воспитанию»;

    Воспитатели

    1. почтовый ящик «Вопросы о воспитании»;

    Родители

    1. семейная фотогазета «Бабушка рядышком с дедушкой»;

    Родители и дети

    1. выпуск газеты по теме;

    Воспитатели

    1. родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка»;

    Родители, воспитатели


    Февраль


    «Роли в семье и их взаимодействие»

    Цель: обобщить накопленные знания о семье и увидеть собственную роль в ней: роль матери, роль отца, роль ребенка.

    1. анкетирование «Анкета для отцов»;

    Родители

    1. памятка «Советы по воспитанию внуков»;

    Воспитатели

    1. 15 – ти минутка «Творческая мастерская»;

    Родители

    1. выставка рисунков «Моя удивительная семья»;

    Родители и дети

    1. праздник, посвященный дню защитника Отечества;

    Родители и дети

    1. Визитка семьи;

    1. спортивные развлечения «Папа может все, что угодно»;

    Родители и дети


    Март


    «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

    Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми. Выработать тактику сотрудничества родителей по устранению причин эмоциональных нарушений у детей, заставить их задуматься.

    1. «Семейное интервью» (А.И.Захаров);

    Родители

    1. тест «Нарисуй дом»;

    Воспитатели  и дети

    1. опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А.Романов);

    Родители

    1. консультация «Основные причины  эмоционального неблагополучия детей»;

    Родители, воспитатели

    1. стенд «Заметки психолога»

    Воспитатели, психолог

    1. уголок для родителей «Знаете ли вы темперамент своего ребенка?»;

    Воспитатели

    1. домашнее задание «Арт -задание»

    Родители, дети

    1. консультация специалистов «Секреты эмоционального здоровья»

    Воспитатели, медработники, психолог

    1. утренник «Милая мама моя»

    Родители, дети, воспитатели


    Апрель


    «Азбука общения»

    Цель: выявление наиболее эффективных способов в семье, помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье.

    1. развлечение «Смеяться разрешается»;

    Родители, воспитатели, дети

    1. тест «Семейных отношений»;

    Воспитатели, дети

    1. методика «Атмосфера в группе»;

    Родители

    1. блиц-анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»;

    Родители

    1. ширма «Словесные способы  поощрения и поддержки ребенка»;

    Воспитатели

    1. памятка «55 способов сказать «Я тебя люблю!»»;

    Воспитатели

    1. уголок для родителей «Игротерапия для детей и родителей», «Игры, которые лечат»;

    Воспитатели

    1. день открытых дверей;

    Родители

    1. творческая выставка «Дети- цветы жизни»;

    Родители

    1. практикум «Умеем ли мы общаться?».

    Воспитатели, родители, дети


    Май


    «Формирование нравственно-ценного поведения у детей в семье»

    Цель: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности. Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

    1. анкетирование «Нравственные ценности»;

    Родители, дети

    1. листовки – рекламки «Основа нравственных отношений в семье»;

    Воспитатели

    1. 15-ти минутка «Зачем вашему ребенку четвероногий друг»;

    Воспитатели, родители

    1. домашнее задание «Дневник добрых дел»;

    Родители, дети

    1. памятка «Искусство наказывать и поощрять»;

    Воспитатели

    1. подготовка выставки к празднику «9 мая»;

    Родители, дети

    1. утренник «Этот день Победы»;

    Родители, воспитатели, дети

    1. вечер вопросов и ответов «Искусство хвалить»;

    Воспитатели, родители

    1. Международный день семьи "Моя семья – моя радость"

     

    Родители, воспитатели, дети

    1. посещение театра «Ангажемент», спектакль «Золотой цыпленок»;

    Родители, воспитатели, дети


    Июнь


    «Все мы родом из  детства»


    Цель: Формирование активной жизненной позиции родителей, вооружение знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников. Вовлечение родителей  в процесс  воспитания своих детей.

    1. День защиты детей «Маленькая страна»

    Воспитатели, родители, дети

    1. анкетирование «Во что играют наши дети?»;

    Родители

    1. интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с родителями?»;

    Воспитатели, дети

    1. выставка – презентация игр и литературы по теме;

    Воспитатели

    1. фотогазета «Мы играем»;

    Воспитатели

    1. методика «Незаконченное предложение»;

    Воспитатели, дети

    1. памятка «Игры – их особенности»;

    Воспитатели

    1. уголок для родителей «Зачем ребенку игра?»;

    Воспитатели

    1. консультация «Как влияют детские забавы на формирование личности ребенка»;

    Родители, воспитатели

    1. папка-ширма «Чем заняться в выходной», «Отдых на море», «Свободная минутка»;

    воспитатели

    1. консультация специалистов «Детские игры – дело серьезное»;

    Воспитатели, психолог

    1. семинар-практикум «Играть – развивая, развивать - играя»;

    Родители, воспитатели


    Июль

    «Трудовое и этическое воспитание в семье»

    Цель:  показать родителям, что трудовое, этическое воспитание – одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка. Способствовать созданию положительного микроклимата в семье.

    1. анкета «Трудовое воспитание в семье»;

    родители

    1. арт – альбом «Что вы любите делать вместе?»;

    Родители, дети

    1. папка-ширма «Короткие новости»;

    воспитатели

    1. слайд-шоу «Что мы умеем, что мы можем?»;

    Воспитатели

    1. творческое домашнее задание «Чем могу, помогу!»;

    Дети, родители

    1. вечер – развлечение «Город мастеров»;

    Родители, дети

    1. круглый стол «Школа хороших манер».

    Родители, воспитатели


    Август

    «Формирование здорового образа жизни в семье»

    Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.

    1. анкета «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»;

    Родители

    1. листы – рекламки «Компоненты здорового образа жизни»;

    Воспитатели

    1. уголок для родителей «Советы специалистов»;

    Воспитатели, психолог, физинструкт., медработники

    1. оформление стенда «Наши достижения»;

    Воспитатели, родители

    1. домашнее задание  сочинение на тему «Что приносит пользу здоровью нашей семьи?»;

    Родители

    1. семейный досуг «Дружим со спортом»;

    Воспитатели, дети, родители


    Сентябрь


    «Учет индивидуальных особенностей детей в семье»

    Цель: формирование правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

    1. День знаний;

    Дети, воспитатели

    1. тест «Что я знаю о своем ребенке?»;

    Родители

    1. диагностика «Разноцветные странички»;

    Воспитатели, дети

    1. стенд «Материал по типологии личности ребенка»;

    Воспитатели

    1. консультация «Почему они такие разные?»;

    Воспитатели, психолог

    1. портфолио дошкольника;

    Родители, дети

    1. выставка литературы по теме;

    Воспитатели

    1. памятка  «Воспитание младшего ребенка, старшего, среднего и единственного»;

    Воспитатели

    1. лангетюд  «Режимные моменты ребенка в детском саду»;

    Воспитатели

    1. родительское собрание СПТ «Один день моего ребенка в детском саду, какой он?»;

    Воспитатели, психолог


    Октябрь


    «Традиции, помогающие, поддерживать огонь родного очага»

    Цель: совместно с родителями найти и поделиться опытом семейных традиций.

    1. опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Е.Гозман);

    Родители

    1. анкета «Интересы - досуг» (Т.М.Трапезникова);

    Родители

    1. стенд «Развитие интереса и  любви к книге»;

    Воспитатели

    1. выставка рисунков «По следам сказок»;

    Родители, дети

    1. творческая выставка «Чудесница осень»

    Родители, дети

    1. домашнее задание «Пластилиновые дорожки»;

    Родители, дети

    1. фотогазета «В нашей семье…»;

    Родители, дети

    1. семейное развлечение «Праздник детства»;

    Родители, дети, воспитатели

    1. выезд на природу;

    Родители, дети, воспитатели


    Ноябрь


    «Защита прав и

    достоинств ребенка и семьи»

    Цель: уточнить,  систематизировать знания родителей о правах человека и

    закрепить их соблюдение в семье.

    1. бланк для заполнения «Социальный портрет семьи»;

    Родители


    1. диагностика «Нарушение прав ребенка в семье»;

    Родители

    1. опросник «Измерение родительских установок и реакций»;

    Родители

    1. информационный лист «Декларация о правах ребенка»;

    Воспитатели

    1. стенд «Защита прав и достоинств ребенка в семье»;

    Воспитатели

    1. консультация специалистов «Право на ошибку…»;

    Воспитатели, психолог

    1. тренинг «Давайте дружить, ведь нам вместе детей растить»;

    Родители, воспитатели, психолог

    1. праздник «День матери»;

    Родители, дети, воспитатели


    Декабрь


    «Итоги совместной деятельности за год»

    Цель: проанализировать изменение ситуации в семьях, получение обратной связи от родителей

    1. анкетирование  «Как Вам у нас?»;

    Родители

    1. диагностика «Измерение индекса сплоченности коллектива»;

    Родители

    1. уголок для родителей «Мысли Великих людей»;

    Воспитатели

    1. арт – альбом «Придумай план дома для себя и своих близких»;

    Родители, дети

    1. выпуск газеты «Моя семья, моя  - радость»;

    Родители, дети

    1. почтовый ящик «Почта доверия»;

    Воспитатели, родители

    1. информационный стенд, «Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?», «Нужны ли сказки про Деда Мороза?»

    Воспитатели

    1. выставка семейных альбомов;

    Родители, дети

    1. новогодний утренник «По снежным тропам».

    Воспитатели, родители, дети

    1. Дискуссия «Гори, гори моя звезда»;
    2. Разыгрывание инсценировок «Семьи разные важны, семьи разные нужны»;
    3. «Шкатулка семейных ценностей» (Оформление пожеланий родителей друг другу);
    4. «Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся» (Игротека);
    5. Презентация: слайд – шоу «От счастья ключи в семье ищи».

    1. Формирование гармоничных детско-родительских отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "От счастья ключи в семье ищи"

                                                          ...

    Проект с родителями "От счастья ключи в семье ищи"

    Проект разработан для родителей детей подготовительной группы с целью поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания....

    Проект «От счастья ключи в семье ищи»

    •К сожалению, в настоящее время, в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.•Этот процесс можем и должны остановить мы – дошкол...

    Проект: "От счастья ключи, в семье ищи"

    Проект: "От счастья ключи, в семье ищи". В проектной деятельности представлено  возрождение семейных традиций....

    Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)

    Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей  о семье и родословной...

    Статья "От счастья ключи в семье ищи"

    Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась, и не обходится без семьи. В её позитивном развит...

    Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».

    1.     Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.2.     Показать родителям какие методы воспитания...