Проект с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
проект (подготовительная группа) по теме

Иванова Ольга  Сергеевна

Проект разработан для родителей детей подготовительной группы с целью поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_s_roditelyami.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №14«Солнышко»

Проект с родителями подготовительной группы

«От счастья ключи в семье ищи»

воспитатель первой категории

Иванова Ольга Сергеевна

г.Ртищево 2013

Проект « От счастья ключи в семье ищи» .

( долгосрочный информационно- практический)

Детство- уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале  пути ребёнка окружают самые главные люди в его жизни – родители. Они все разные . Но благодаря их любви , заботе , поддержке ребёнок  растёт и развивается.

С поступления в детский сад ребёнка окружают новые люди – педагоги. В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребёнка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудносте , с которыми он встречается. Не желают участвовать в жизни ДОУ .

По  результатам анкетирования лишь 40% родителей нашей группы принимают  участие в жизни ДОУ. Остальные ссылаются на занятость и нежелание участвовать в  проводимых мероприятиях.

Анкетирования, наблюдения, беседы подтверждают , что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных сторон работы  ДОУ становится налаживание сотрудничества родителей, детей и педагогов . Это сотрудничество зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в данном процессе. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка , посмотреть на него с  разных сторон , увидеть в разных ситуациях , а следовательно , помочь в понимании его индивидуальных особенностей развития, способностей , преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении , формировании жизненных ориентаций.

 Преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют  специальных знаний в сфере воспитания и развития детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно . Нередко испытывают трудности в установлении контактов  с детьми. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Педагоги и родители должны вместе искать эффективные способы решений проблемы, а не перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребёнка друг на друга.

 Результат воспитания может быть успешным при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнёрами , создадут единое пространство воспитания и развития ребёнка.

Цель нашей  работы – создание единого пространства « Детский сад – семья».

 Приоритетными стали следующие задачи: 

- выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально – педагогической и психологической диагностик;

- повышение педагогической культуры  родителей путём их просвещения;

- включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей;

- создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки , взаимозаинтересованности  и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- поддержка у родителей уверенности  в собственных педагогических возможностях;

- установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка;

- возрождать приоритет, укреплять статус семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.

Участники проекта: дети  подготовительной  группы, родители и воспитатели.

Предполагаемые результаты проекта.

- Возрождение традиций семейного воспитания;

- Применение родителями на практике полученных педагогических знаний о воспитании детей в семье;

- Развитие партнёрских отношений в семье.

Структура проекта:

Проект состоит из  блоков, куда входят виды деятельности , формы и методы , позволяющие решать поставленные задачи.

Аналитический блок.

- анкетирование;

- диагностика;

- тестирование;

- интервью;

- работа с листами рефлексии.

Информационный ( просветительский) блок.

- подбор наглядной информации;

- оформление фотовитрин, стендов, папок – передвижек;

- составление памяток для родителей;

- выпуск газет;

Практический блок.

Традиционные формы и методы работы:

- родительские собрания;

- тематические часы;

- пятнадцатиминутки;

- семинары – практикумы;

- круглые столы;

- вечера вопросов и ответов;

- консультации специалистов;

- дни открытых дверей;

- оформление семейных фотогазет;

- почтовый ящик « Добро пожаловать».

Нетрадиционные формы и методы работы:

- использование арт – терапевтических техник ( тематический рисунок, коллаж);

- домашние задания для родителей на определённую тему ( составление портфолио дошкольника, сочинение « Один день моего ребёнка в детском саду»).

Досуговый блок.

- вечера отдыха;

- творческие конкурсы и выставки;

- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;

- утренники.

Блок « Презентация».

- Слайд – шоу « От счастья ключи в семье ищи».

Оценочный блок.

-заполнение книги отзывов и оценочных листов;

- экспресс – диагностика.

План реализации проекта.

Сентябрь.

Тема: « Искусство воспитания в семье»

Цель: повышение педагогического мастерства родителей и определение роли семьи в воспитании ребёнка.

- День знаний.

- Тестирование « Какой вы родитель?»

- Тестирование « Я и мой ребёнок»

- Анкетирование « Выявление уровня педагогических возможностей семьи»

- Составление памятки « Права и обязанности родителей»

- Оформление стенда « Тридцать основных правил воспитания ребёнка»

- Оформление папки – передвижки « Советы по воспитанию»

- Почтовый ящик для родителей « Добро пожаловать»

--Родительское собрание « Роль семьи в воспитании ребёнка»

Октябрь.

Тема: «Традиции, помогающие поддерживать огонь родного очага»»

Цель: психолого- педагогическая помощь в создании семейных традиций.

- Анкетирование « Интересы и досуги» ( по Т.М. Трапезниковой).

- Консультация « Как и что читать детям»

- Выставка рисунков детей и родителей « По следам сказок».

- Выставка творческих работ детей и родителей « Кудесница осень».

- Домашнее задание родителям и детям « Пластилиновые дорожки».

- Консультации « Развитие творческих способностей детей»

- Анкетирование « Развитие творческого потенциала ребёнка»

- Развлечение « Праздник детства».

Ноябрь.

Тема: « Защита прав и достоинств ребёнка в семье».

Цель: уточнение и систематизация знаний родителей о правах человека; соблюдение прав ребёнка в семье.

- Выпуск информационного листа « Декларация прав ребёнка».

- Оформление стенда « Защита прав и достоинства ребёнка в семье».

- Консультация « О жестоком обращении в семье»

- Заседание круглого стола « Наши дети на свет родились, что бы радостно жить»

- Собрание « Охрана прав и достоинств ребёнка»

- Праздник « День матери».

Декабрь.

Тема:  «Учёт индивидуальных особенностей детей»

Цель: повышение педагогического мастерства родителей и определение роли семьи в воспитании ребёнка.

-Оформление стенда « Материалы по типологии личности ребёнка»

- Консультация ребёнка « Почему они такие разные?»

- Составление памяток для родителей « Воспитание старшего ребёнка», « Воспитание среднего ребёнка», « Воспитание единственного ребёнка»

- Изготовление новогодних поделок

- Консультация « Как устроить Новый год дома»

- Оформление информационных стендов « Нужны ли сказки про Деда Мороза?»,

 « Какие возможности для развития ребёнка предоставляет ледяная горка?»

- Подготовка новогодних костюмов.

Январь.

Тема: « Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»

Цель: психолого-педагогическая поддержка семьи при формировании взаимоотношений родителей с детьми.

- « Семейное интервью» ( по А.И.Захарову)

- Тестирование детей « Нарисуй семью»

- Опросник « Ребёнок глазами взрослого»

- Консультация « Основные причины эмоционального неблагополучия детей»

- Оформление стенда « Заметки психолога»

- Оформление газеты для родителей « Как сделать ,чтобы дети не ревновали друг к другу», « Они такие разные»

- Тестирование « Знаете ли вы темперамент своего ребёнка?»

- Домашнее задание детям и родителям фото-газета « Семейные традиции в праздновании Новогодних праздников»

Февраль.

Тема: «Роли членов семьи и их взаимодействие»

Цель: осознание роли матери, отца, ребёнка.

- Анкета для отцов

- Памятка « Советы по воспитанию внуков»

- Творческая гостиная « Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

- Выставка рисунков детей и родителей ,фотоколлажей « Моя удивительная семья»

- Проведение праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.

- Спортивное развлечение семейное « Папа может всё что угодно»

Март.

Тема: « Все мы родом из детства»

Цель  :вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.

-Консультация « Театрализованные игры старших дошкольников»

- Выставка –презентация игр и литературы по теме

- составление памятки « Игры и их особенности»

- Оформление уголка родителей « Зачем ребёнку игра?»

- Консультация « Как влияют детские забавы на формирование личности ребёнка?»

- Оформление папок- ширм « Чем заниматься в выходной?», « Свободная минутка»

- Консультации  специалистов « Детские игры- дело серьёзное»

- Семинар –практикум « Играть развивая, развивать играя»

-Семейный театр

Апрель.

Тема: « Азбука общения»

Цель: выявление наиболее эффективных способов создания благоприятной атмосферы в семье.

- Тестирование « Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?»

- Памятка  « Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка»

- Составление памятки « 55 способов сказать « Я тебя люблю»

- Оформление уголка родителей « Дети- цветы жизни»

-Практикум « Умеем ли мы общаться?»

- День открытых дверей.

Май.

Тема: «Итоги совместной деятельности за год»

Цель: анализ семейных изменений, произошедших в детско- родительских отношениях»

- Оформление уголка « Мысли великих людей

- Выпуск рекламных листов « Основа нравственных отношений в семье»

- Домашнее задание родителям и детям « Дневник добрых дел»

- Составление памятки « Искусство наказывать и поощрять»

-Подготовка к празднику 9 Мая

- Экскурсия в городской музей.

- Утренник « Этот день Победы»

- Утренник , посвящённый Международному дню семьи « Моя семья- моя радость».

- Оформление газет « Моя семья- моя радость»

- Выставка семейных газет.

Результаты работы над проектом .

Работа  с семьёй  в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами .
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей .
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщению опыта семейного воспитания.
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
  • Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников.
  • Повышению доверие к педагогам.
  • Снижению количества семей группы риска.

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

  • уровень  педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию  проекта педагогов, родителей и детей;
  • положительные отзывы   партнеров и участников  проекта ;
  • новые формы сотрудничества  семьи и ДОУ ;
  • посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений;
  • отсутствие фактов жестокого обращения с детьми;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От счастья ключи в семье ищи"

                                                      ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"

Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...

Проект «От счастья ключи в семье ищи»

•К сожалению, в настоящее время, в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.•Этот процесс можем и должны остановить мы – дошкол...

Проект: "От счастья ключи, в семье ищи"

Проект: "От счастья ключи, в семье ищи". В проектной деятельности представлено  возрождение семейных традиций....

Психолого - педагогический клуб для родителей "От счастья ключи в семье ищи!"

Клуб ведется совместно с педагогом - психологом, инструктором по ФК и воспитателями средней группы! Встречи проходят раз в месяц совместно с родителями и детьми. Первый блог встречи - это консультации...

Проект "От счастья ключи в семье ищи"

В материале представлен опыт работы по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организацией....