Главные вкладки

    Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Дворникова Татьяна Федоровна

    Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей  о семье и родословной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_moya_semya.docx22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

    «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)

    Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Цель:

    - создание благоприятных условий для обогащения представлений детей о семье и родословной.

    Задачи:

    образовательные

    - побуждать детей называть свое имя и фамилию;

    - закреплять представления о родственных отношениях;

    - побуждать составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных;

    - подвести к пониманию смысла русских пословиц о семье;

    - побуждать детей подбирать однородные сказуемые, слова-признаки;

    - развивать навыки связной речи, обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Моя семья»

    коррекционные

    - способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики

    воспитательные

    - побуждать к проявлению чувств любви и уважения к членам своей семьи, желания заботиться о них;

    - развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за свою семью.

    Средства:

    плакаты с фотографиями семей (родословные), рисунки на тему: «Моя семья», фотогазеты «Имя нашего ребенка»,  штатив с видеокамерой, ноутбук, проектор, видеозапись с обращением родителей, аудиозапись музыкальной заставки к телепередаче «Пусть говорят» и песни «Дом родной» в исполнении А.Гомана, микрофон, флажок для игры, картонные сердечки.

    Предварительная работа:

    Беседы с детьми на темы «Моя мама, мой папа», «Обязанности членов семьи», «Чем можем - поможем», игра «Все мы – дружная семейка», «А ты мне кто?», «Как зовут вас, родственники?», выполнение родителями и детьми образовательных проектов «Наша родословная», «Имя нашего ребенка», разучивание русских пословиц о семье, запись обращения родителей к детям на видеокамеру, рассматривание семейных фотографий, репродукций картин А.Ван Дейка «Семейный портрет», И. Хомутовой «Семья», рисование на тему: «Моя семья», «Портрет любимой мамочки», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры «Кто старше, кто младше?», «Запоминаем имена родственников»

    Дифференцированный подход:

    составление рассказов о семье детьми разного уровня речевого развития;

    постановка вопросов разного уровня сложности

    Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:

       Групповая комната оформлена под телестудию: стулья расставлены полукругом, развешаны плакаты, установлена «видеокамера»

       Воспитатель:  Ребята, нас пригласили в телестудию на передачу «Пусть говорят». Вы согласны стать участниками этой передачи?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда давайте войдем в телестудию и займем свои места.

    Дети садятся на приготовленные для них стулья.

    Воспитатель: Все готовы?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Итак, мы начинаем!

    Звучит музыкальная заставка телепередачи «Пусть говорят»

    Воспитатель «в микрофон»: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире телепрограмма «Пусть говорят» и я, ее ведущая. Сегодня в нашей студии гости, ребята детского сада «Золотая рыбка». Они пришли сюда для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о самых дорогих им и близких людях. Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники.

    Дети, передавая «микрофон», по очереди называют свое имя и фамилию

    Воспитатель: Благодарю всех участников передачи. А теперь давайте поговорим. Как  вы думаете, что такое семья?

    Дети: Семья – это папа, мама, их дети, а также бабушки и дедушки. Семья живет в одном доме или квартире. Бабушки и дедушки могут жить в другом месте.

    Воспитатель: Совершенно верно. А для чего человеку семья?

    Дети: Одному трудно жить на свете, а в семье все любят и уважают друг друга, заботятся, жалеют, сочувствуют, помогают друг другу.

    Воспитатель: Правильно, ребята! У каждого человека должна быть семья, и только тогда он будет по- настоящему счастлив.

       В семье каждый  занимается своим делом. Родители ходят на работу, дети в детский сад и школу, а пожилые люди занимаются домашним хозяйством. Дома у взрослых много забот. Чем занимаются дома ваши мамы?

    Дети: Они убираются, готовят, стирают, гладят, следят за порядком.

    Воспитатель: А папы?

    Дети:  Папы делают ремонт, переносят тяжести, строят дом, водят машину.

    Воспитатель: Ребята, а у вас есть свои домашние обязанности?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Какие?

    Дети: Убираем за собой игрушки, заправляем кровать, моем посуду, протираем пыль,.

    Воспитатель: А для чего вы помогаете своим родителям??

    Дети: Для того чтобы папа и мама, придя с работы, смогли отдохнуть и заняться своими любимыми делами – повязать, почитать книгу, посмотреть телевизор и поиграть с нами.

    Воспитатель: Правильно, ребята. В семье работа должна выполняться сообща, все должны помогать друг другу в любом деле.

    В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Опишите, пожалуйста, одним словом-признаком свою семью. Какая она?

    Дети: крепкая, дружная, большая, маленькая, хорошая, заботливая, спортивная, веселая, трудолюбивая.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы совершенно правильно подобрали слова-признаки.

    Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И не случайно в русском языке так много о ней пословиц и поговорок. Кто из вас знает такие пословицы? Давайте расскажем их нашим телезрителям

    Дети называют несколько пословиц о семье:

    «В семье дружат – живут, не тужат.

     В семье разлад – так и дому не рад»

    «Русский человек без родни не живет»

    «Нет лучше дружка, чем родная матушка»

    «От счастья ключи в семье ищи»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    Воспитатель выбирает одну из них и предлагает объяснить ее смысл.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, нашим телезрителям было  интересно услышать новые пословицы о семье.

    А сейчас динамическая пауза. Давайте вспомним с вами пальчиковую игру-потешку «Моя семья». Кто мне брат, кто мне друг, становись скорее в круг!

    Дети становятся в круг и выполняют пальчиковую гимнастику

    Раз, два, три , четыре                          Сжимание и разжимание пальцев в кулак

    Кто живет в моей квартире?              Имитация крыши

    Раз, два, три, четыре, пять                 Сжимание и разжимание пальцев в кулак

    Всех могу пересчитать                       Смыкание расставленных пальцев

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,                Поочередное разгибание пальцев рук

    Мой щегол, сверчок и я

    Вот и вся моя семья                             Хлопки в ладоши

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «А ты мне кто?» Поиграем?

    Дети : Да!

    Дети остаются в кругу, воспитатель становится в центр и, подавая детям поочередно флажок, говорит

    Воспитатель: Я тебе мама, а ты мне кто?

    Ребенок: Сын (дочь)

    Воспитатель: Я тебе бабушка, а ты мне кто?

    Ребенок: Внук (внучка)

    Воспитатель: Я тебе сестра, а ты мне кто?

    Ребенок: Сестра (брат)

    Воспитатель: Я тебе дочь, а ты мне кто?

    Ребенок: Папа (мама)

    Воспитатель: Я тебе тетя, а ты мне кто?

    Ребенок: Племянник (племянница)

    Воспитатель: Я тебе внучка, А ты мне кто?

    Ребенок: Дедушка (бабушка)

    Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. Занимайте свои места.

    Многие из вас вместе с родителями изготовили родословное древо своей семьи. Я думаю, телезрители с нетерпением хотят послушать рассказы о ваших родственниках. Я приглашаю сюда (воспитатель называет имя одного из детей), он расскажет нам о своей семье. Давайте поприветствуем его аплодисментами.

    Воспитатель предлагает выступить нескольким детям с разным уровнем речевого развития.

    Примерный образец рассказа

    «Меня зовут София. Мне 5 лет. А это моя маленькая семья – папа Юрий Иванович и мама Ирина Леонидовна. Мой папа работает инженером, а мама – учителем. Это мой старший брат Алеша, он школьник; Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья – бабушки, дедушки и тетя. Бабушка Татьяна Петровна и дедушка Иван Ильич – родители моего папы, а бабушка Мария Григорьевна и дедушка Леонид Сергеевич – родители мамы. Я им внучка. Тетя Света – сестра моего папы, я ей племянница. Все мы живем в разных домах и даже в разных городах, но все равно мы родные. Иногда в праздники мы собираемся все вместе, бывает очень весело и хорошо.

       Мы все немножко похожи друг на друга. У меня волосы и глаза как у папы.

       У нас есть семейный альбом, иногда мы все вместе его рассматриваем и слушаем интересные истории.

      Я очень люблю свою большую семью и желаю ей счастья.

    Воспитатель: Хорошо, ребята, мы многое узнали от вас о ваших семьях. Спасибо вам за чудесные рассказы. Мне только что передали, что у нас на связи ваши родители, давайте, послушаем их.

     На экране проектора родители воспитанников, они  поочередно произносят фразы:

    -Здравствуйте, дорогие дети! Огромное спасибо вам за интересные рассказы о семье.

    -Теперь мы знаем, что вы очень любите свои семьи и дорожите ими. Пронесите эту любовь через всю свою жизнь.

    -Мы тоже вас очень любим и поддержим в любую минуту. Вы самое дорогое, что у нас есть.

    -Желаем вам здоровья, успехов, верных друзей и счастья в семье.

    -Послушайте стихотворение М. Лангер о семье

    Семья – это счастье, любовь и удача, 
    Семья – это летом поездки на дачу. 
    Семья – это труд, друг о друге забота, 
    Семья – это много домашней работы. 
    Семья – это важно! 
    Семья – это сложно! 
    Но счастливо жить одному невозможно!  
    Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
    Какая хорошая Ваша семья!

    Все вместе: До свидания, наши любимые!

    Воспитатель: До свидания, уважаемые родители.

    Ребята, вот и подошла к концу наша передача. На память о ней я хочу подарить вам вот эти сердца (показывает сердца с надписью «Моя семья», вырезанные из красного картона). Здесь написано «Моя семья». Мне бы хотелось, чтобы по окончании передачи вы нарисовали на них лица своих родных и подарили им свое сердце.

    Звучит песня «Дом родной» в исполнении А. Гомана.

    Воспитатель раздает детям сердца, вырезанные из красного картона.

    Воспитатель: Дорогие телезрители, спасибо вам за то, что вы были с нами. До скорой встречи в эфире на телепрограмме «Пусть говорят».

    Дети рисуют на картонных сердцах членов своих семей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста "Дружная семья"

    Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»Вид деятельности: образовательнаяВозрастная группа: средняя группаТема: «Дружная семья». Программа социокультурные истоки. Программн...

    Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».

    1.     Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.2.     Показать родителям какие методы воспитания...

    Конспект интегрированного занятия. (социально- коммуникативное развитие) Тема: Моя семья. (старшая группа)

    Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад «Березка»Структурное подразделение «Звездочка»...

    Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста «Моя дружная семья»

    Цели: формирование представления детей о семье и ее членах.Задачи.1. Образовательные:- продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных лю...