Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей о семье и родословной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию
«От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:
- создание благоприятных условий для обогащения представлений детей о семье и родословной.
Задачи:
образовательные
- побуждать детей называть свое имя и фамилию;
- закреплять представления о родственных отношениях;
- побуждать составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных;
- подвести к пониманию смысла русских пословиц о семье;
- побуждать детей подбирать однородные сказуемые, слова-признаки;
- развивать навыки связной речи, обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Моя семья»
коррекционные
- способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики
воспитательные
- побуждать к проявлению чувств любви и уважения к членам своей семьи, желания заботиться о них;
- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за свою семью.
Средства:
плакаты с фотографиями семей (родословные), рисунки на тему: «Моя семья», фотогазеты «Имя нашего ребенка», штатив с видеокамерой, ноутбук, проектор, видеозапись с обращением родителей, аудиозапись музыкальной заставки к телепередаче «Пусть говорят» и песни «Дом родной» в исполнении А.Гомана, микрофон, флажок для игры, картонные сердечки.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы «Моя мама, мой папа», «Обязанности членов семьи», «Чем можем - поможем», игра «Все мы – дружная семейка», «А ты мне кто?», «Как зовут вас, родственники?», выполнение родителями и детьми образовательных проектов «Наша родословная», «Имя нашего ребенка», разучивание русских пословиц о семье, запись обращения родителей к детям на видеокамеру, рассматривание семейных фотографий, репродукций картин А.Ван Дейка «Семейный портрет», И. Хомутовой «Семья», рисование на тему: «Моя семья», «Портрет любимой мамочки», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры «Кто старше, кто младше?», «Запоминаем имена родственников»
Дифференцированный подход:
составление рассказов о семье детьми разного уровня речевого развития;
постановка вопросов разного уровня сложности
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:
Групповая комната оформлена под телестудию: стулья расставлены полукругом, развешаны плакаты, установлена «видеокамера»
Воспитатель: Ребята, нас пригласили в телестудию на передачу «Пусть говорят». Вы согласны стать участниками этой передачи?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте войдем в телестудию и займем свои места.
Дети садятся на приготовленные для них стулья.
Воспитатель: Все готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, мы начинаем!
Звучит музыкальная заставка телепередачи «Пусть говорят»
Воспитатель «в микрофон»: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире телепрограмма «Пусть говорят» и я, ее ведущая. Сегодня в нашей студии гости, ребята детского сада «Золотая рыбка». Они пришли сюда для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о самых дорогих им и близких людях. Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники.
Дети, передавая «микрофон», по очереди называют свое имя и фамилию
Воспитатель: Благодарю всех участников передачи. А теперь давайте поговорим. Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья – это папа, мама, их дети, а также бабушки и дедушки. Семья живет в одном доме или квартире. Бабушки и дедушки могут жить в другом месте.
Воспитатель: Совершенно верно. А для чего человеку семья?
Дети: Одному трудно жить на свете, а в семье все любят и уважают друг друга, заботятся, жалеют, сочувствуют, помогают друг другу.
Воспитатель: Правильно, ребята! У каждого человека должна быть семья, и только тогда он будет по- настоящему счастлив.
В семье каждый занимается своим делом. Родители ходят на работу, дети в детский сад и школу, а пожилые люди занимаются домашним хозяйством. Дома у взрослых много забот. Чем занимаются дома ваши мамы?
Дети: Они убираются, готовят, стирают, гладят, следят за порядком.
Воспитатель: А папы?
Дети: Папы делают ремонт, переносят тяжести, строят дом, водят машину.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть свои домашние обязанности?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие?
Дети: Убираем за собой игрушки, заправляем кровать, моем посуду, протираем пыль,.
Воспитатель: А для чего вы помогаете своим родителям??
Дети: Для того чтобы папа и мама, придя с работы, смогли отдохнуть и заняться своими любимыми делами – повязать, почитать книгу, посмотреть телевизор и поиграть с нами.
Воспитатель: Правильно, ребята. В семье работа должна выполняться сообща, все должны помогать друг другу в любом деле.
В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Опишите, пожалуйста, одним словом-признаком свою семью. Какая она?
Дети: крепкая, дружная, большая, маленькая, хорошая, заботливая, спортивная, веселая, трудолюбивая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы совершенно правильно подобрали слова-признаки.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И не случайно в русском языке так много о ней пословиц и поговорок. Кто из вас знает такие пословицы? Давайте расскажем их нашим телезрителям
Дети называют несколько пословиц о семье:
«В семье дружат – живут, не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад»
«Русский человек без родни не живет»
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
«От счастья ключи в семье ищи»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Воспитатель выбирает одну из них и предлагает объяснить ее смысл.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, нашим телезрителям было интересно услышать новые пословицы о семье.
А сейчас динамическая пауза. Давайте вспомним с вами пальчиковую игру-потешку «Моя семья». Кто мне брат, кто мне друг, становись скорее в круг!
Дети становятся в круг и выполняют пальчиковую гимнастику
Раз, два, три , четыре Сжимание и разжимание пальцев в кулак
Кто живет в моей квартире? Имитация крыши
Раз, два, три, четыре, пять Сжимание и разжимание пальцев в кулак
Всех могу пересчитать Смыкание расставленных пальцев
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка, Поочередное разгибание пальцев рук
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья Хлопки в ладоши
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «А ты мне кто?» Поиграем?
Дети : Да!
Дети остаются в кругу, воспитатель становится в центр и, подавая детям поочередно флажок, говорит
Воспитатель: Я тебе мама, а ты мне кто?
Ребенок: Сын (дочь)
Воспитатель: Я тебе бабушка, а ты мне кто?
Ребенок: Внук (внучка)
Воспитатель: Я тебе сестра, а ты мне кто?
Ребенок: Сестра (брат)
Воспитатель: Я тебе дочь, а ты мне кто?
Ребенок: Папа (мама)
Воспитатель: Я тебе тетя, а ты мне кто?
Ребенок: Племянник (племянница)
Воспитатель: Я тебе внучка, А ты мне кто?
Ребенок: Дедушка (бабушка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. Занимайте свои места.
Многие из вас вместе с родителями изготовили родословное древо своей семьи. Я думаю, телезрители с нетерпением хотят послушать рассказы о ваших родственниках. Я приглашаю сюда (воспитатель называет имя одного из детей), он расскажет нам о своей семье. Давайте поприветствуем его аплодисментами.
Воспитатель предлагает выступить нескольким детям с разным уровнем речевого развития.
Примерный образец рассказа
«Меня зовут София. Мне 5 лет. А это моя маленькая семья – папа Юрий Иванович и мама Ирина Леонидовна. Мой папа работает инженером, а мама – учителем. Это мой старший брат Алеша, он школьник; Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья – бабушки, дедушки и тетя. Бабушка Татьяна Петровна и дедушка Иван Ильич – родители моего папы, а бабушка Мария Григорьевна и дедушка Леонид Сергеевич – родители мамы. Я им внучка. Тетя Света – сестра моего папы, я ей племянница. Все мы живем в разных домах и даже в разных городах, но все равно мы родные. Иногда в праздники мы собираемся все вместе, бывает очень весело и хорошо.
Мы все немножко похожи друг на друга. У меня волосы и глаза как у папы.
У нас есть семейный альбом, иногда мы все вместе его рассматриваем и слушаем интересные истории.
Я очень люблю свою большую семью и желаю ей счастья.
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы многое узнали от вас о ваших семьях. Спасибо вам за чудесные рассказы. Мне только что передали, что у нас на связи ваши родители, давайте, послушаем их.
На экране проектора родители воспитанников, они поочередно произносят фразы:
-Здравствуйте, дорогие дети! Огромное спасибо вам за интересные рассказы о семье.
-Теперь мы знаем, что вы очень любите свои семьи и дорожите ими. Пронесите эту любовь через всю свою жизнь.
-Мы тоже вас очень любим и поддержим в любую минуту. Вы самое дорогое, что у нас есть.
-Желаем вам здоровья, успехов, верных друзей и счастья в семье.
-Послушайте стихотворение М. Лангер о семье
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Все вместе: До свидания, наши любимые!
Воспитатель: До свидания, уважаемые родители.
Ребята, вот и подошла к концу наша передача. На память о ней я хочу подарить вам вот эти сердца (показывает сердца с надписью «Моя семья», вырезанные из красного картона). Здесь написано «Моя семья». Мне бы хотелось, чтобы по окончании передачи вы нарисовали на них лица своих родных и подарили им свое сердце.
Звучит песня «Дом родной» в исполнении А. Гомана.
Воспитатель раздает детям сердца, вырезанные из красного картона.
Воспитатель: Дорогие телезрители, спасибо вам за то, что вы были с нами. До скорой встречи в эфире на телепрограмме «Пусть говорят».
Дети рисуют на картонных сердцах членов своих семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187135-1359013381.jpg)
Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».
1. Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.2. Показать родителям какие методы воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774865-1459261995.jpg)
Тренинг для родителей и детей старших групп От счастья ключи – в семье ищи!
Тренинг для родителей и детей старших групп....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1097771-1670877944.jpg)
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (аппликация с элементами оригами) для детей старшего возраста с ОНР Тема: «Лисёнок»
аппликация с элементами оригами...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посред...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста. «Уроки для Кошечки»
Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста по теме «Уроки для кошечки»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-176588-1367185100.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мастерской дымковской игрушки» для детей старшего возраста
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В мастерской дымковской игрушки" для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/07/picture-1159194-1567873538.jpg)
организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»
организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию в старшей группена тему «От счастья ключи – в семье ищи»...