Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».
материал на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

1.     Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.

2.     Показать родителям какие методы воспитания применялись в семье с точки зрения их ребенка.

3.     Продолжить систематическое и целенаправленное взаимодействие с родителями на основе доверительных отношений.

Создать условия для активного участия родителей в дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikumno2.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».

Цели и задачи:

  1. Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Показать родителям какие методы воспитания применялись в семье с точки зрения их ребенка.
  3. Продолжить систематическое и целенаправленное взаимодействие с родителями на основе доверительных отношений.
  4. Создать условия для активного участия родителей в дискуссии.

 Подготовка и проведение данного практикума включает три этапа: подготовки, проведения, рефлексии.

На этапе подготовки проводится следующая предварительная работа: диагностирование детей и родителей по Е. Когану «Кольца и стрелы», сьемка видеофильма «Если бы я был папой, мамой….», рисование на тему «Моя семья», «Ладошка», «Мужчина и женщина», анкетирование родителей «Вы воспитываете сына, дочь», подготовка родительских уголков по теме собрания.

Этап  проведения включает: сообщение темы встречи, вступительное слово, рефлексию «Ладошка», интерпретация рисунков «Ладошка», «Моя семья», «Мужчина и женщина», деловую игру «Ситуации», просмотр видеофильма «Если бы я был папой, мамой….», обсуждение информации об особенностях восприятия мальчиками и девочками образов мужчины и женщины на основе рисунков.

Ход собрания

  1. Вступительное слово.   Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча  носит название «От счастья ключи в семье ищи». Сегодня мы хотели бы обсудить с вами следующие вопросы:
  • Какое место отводит себе  в семье ваш ребенок
  • В воспитании и развитии роль каждого родителя для ребенка наиболее значима – для мальчика и для девочки.

Также  мы хотим показать вам, как наши дети отражают в своих рисунках образ мужчины и женщины.

  1. Рефлексия «Ладошка».

Для начала давайте поиграем. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша  задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).

  1. Интерпретация рисунков «Ладошка».

Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).  А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей, сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка», совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. ( в целом обсуждались следующее: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т.д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи).

  1. Анализ рисунка «Моя семья».

Данная методика позволяет родителям лучше понять , а может быть, узнать что-либо новое о взаимоотношениях в семье. Все рисунки предназначены лишь для  размышлений, но никак не для упреков ребенка или «карательных» санкций. (Совместно с родителями анализируются следующее: рисует ребенок только себя, дополняет свою семью, забыл нарисовать  какого-либо члена семьи, где ребенок разместил себя на рисунке, размеры фигуры, анализ частей тела – голова, руки, ноги, глаза, уши, рот (их наличие или отсутствие), дополнение рисунка какими либо деталями, явлениями природы и т.д.

Давайте обсудим:

  • Почему наши дети таким образом, ощущают себя в семье,
  • Как мы строим семейное воспитание,
  • Каким образом выстраиваем взаимоотношение со своим ребенком,
  • Нужно ли учитывать гендерные отношения в семье при воспитании ребенка,
  1. Деловая игра «Ситуации».

Цель игры: выявить варианты поведения пап и мам в заданной ситуации, моделирование поведения мужчин и женщин в рамках гендерного подхода.

Уважаемые родители, предлагаем вам сыграть в игру, которая поможет понять роль гендерного воспитания в семье, его отличия и необходимость. Представьте себе такую ситуацию: мама приготовила обед и зовет с улицы папу и ребенка, но ребенок упорно не хочет идти домой. Ваши действия?

Ответы пап: настойчиво просим, если не помогает, то  берем и уносим, применяем хитрость, молча взять подмышку и унести, договор с ребенком.

Ответы мам: договор  с ребенком (еще 5 минут и уйдем), привожу довод (скоро начнутся мультики), настойчиво зову, наказание (физическое или лишение чего-либо).

А теперь ситуация меняется – папы становятся мамами, а мамы – папами.

Ответы пап в роли мамы: уговоры, пожалеть, подкуп.

Ответы мам в роли пап: сейчас позову маму, обещание поиграть дома, обещать наказать, лишение чего либо, понести домой.

Давайте вместе решим, кем быть легче – мамой или папой?  (выслушиваются мнения родителей).  Таким образом, мы подошли к следующим особенностям гендерной картины воспитания наших детей: характеристики, которыми были наделены наши мужчины, полностью противоположны социальному полу в сегодняшнем  обществе, соответственно, картина меняется у женщин.

  1. Просмотр видеофильма «Если бы я был мамой, папой…»

Дети обсуждают ту же ситуацию, которая была представлена родителям. Данная ситуация позволяет нам проследить модели  поведения мальчиков и девочек в рамках своего социального пола. Выявить их гендерные особенности взаимоотношений).

  1. Обсуждение видеофильма.
  2. Особенности  восприятия мальчиками и девочками образ мужчины и женщины на основе детских рисунков.

Сейчас мы с вами обсудим информацию, касающуюся особенностей воспитания семьи глазами ребенка. Если посмотреть на «мужчин» и «женщин» в целом, то мальчики и девочки воспринимают их по разному.

Мы представляем вам выставку рисунков. Тема «Мужчина и женщина глазами ребенка». Обратите внимание на то, как рисуют девочки и как рисуют мальчики.

Посмотрите на то, как прорисованы в рисунках мальчиков и девочек части тела. Они имеют ряд особенностей: девочки рисуют женщин более детально, используя в рисунке не менее четырех цветов. Туловище женщин чаще имеет форму овала, мужская фигура в виде прямоугольника, используют не более трех цветов.

 В рисунках мальчика туловище женщины имеет форму треугольника (треугольное платье), используют не более трех цветов: желтый, красный, черный, детали используют редко. Рисуя фигуру мужчины, чаще используют квадрат или прямоугольник. Доминирующие тона: красный, коричневый, синий. Деталей, украшений нет.

Вы наглядно убедились в том, что гендерное воспитание в современном обществе играет огромную роль, и вы, родители, принимаете в этом процессе непосредственное участие.

  1. Этап рефлексии.

Уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи и приклеить стикер в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:

  • Собрание для меня было полезным, узнал(ла) много интересного.
  • Ничего нового для меня не было, время зря потрачено.
  • Воспитывать ребенка, учитывая гендерные особенности, важно для нашей семьи.
  • Гендерное воспитание для нашей семьи не актуально, воспитываем как прежде.
  • Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком
  •  У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил(ла).

Спасибо за сотрудничество.

Литература: Справочник педагога – психолога №10,   2014г.,№6,2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»

Понимая необходимость формирования  в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями  ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...

Конспект досуга для детей и родителей в старшей группе "папа. мама, я - читающая семья"

Конспект досуга в старшей группе "папа, мама,я - читающая семья"...

Конспект досугового мероприятия с родителями в старшей группе «Здоровые дети в здоровой семье»

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения, распространение опыта здорового образа жизни в семьях с аллергическими детьми. Создание положительного эмоционального комфор...

Спортивный досуг с родителями в старшей группе «Папа, мама, я - спортивная семья»

Цель:ü Привлечение родителей к развитию физических качеств детей;ü Закрепление двигательных умений дошкольников;ü Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту;ü Создание ...

Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. Знакомить родителей с...

Практикум для родителей в старшей группе

В данном материале даются практические задания для родителей по речевому развитию детей....