Практикум для родителей в старшей группе
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Балуева Марина Францевна

В данном материале даются практические задания для родителей по речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditeley_v_starshey_gruppe.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей в старшей группе

Тема: «Показатели речевого развития детей в возрасте 5 – 6 лет»

Цель: Расширить знания родителей и помочь им овладеть навыками в формировании речи детей 5 – 6 лет.

Задачи:

1. Закрепить  знания родителей о показателях речевого развития детей 5– 6 лет.

2. Дать рекомендации родителям по развитию речи у детей 5– 6 лет.

3. Познакомить с рядом игр и упражнений на развитие речи у детей 5– 6 лет.

  1. Теоретическая часть
  • Связная речь
  • Грамматический строй
  • Словарный запас
  • Звуковая сторона речи

Звукопроизношение

Формирование навыков звукового анализа

Интонация, высота, сила голоса

2. Практическая часть

  • Рассказывание по картинке
  • Рассказывание по серии картинок
  • Пересказ текста
  • Игры на развитие словарного запаса
  • Игры на развитие навыков практического словообразования
  • Игры на развитие грамматического строя речи
  • Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
  • Артикуляционные упражнения
  • Игры и упражнения для развития фонематического слуха
  • Игры и упражнения для формирования первоначальных навыков звукового анализа и синтеза
  1. Заключительная часть
  • Нарушение речи у детей

Причины и преодоления

  • Рекомендации родителям

1.Теоретическая часть

Связная речь

  Развитие речи детей 5 лет отмечается значительными изменениями.

Дети очень пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослых, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о  том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

  В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Это значит связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных, рассказать об изображённом событии на картинах или серии картинок. В состоянии пересказать знакомый текст.

Грамматический строй

  В данном возрасте дети усваивают основные грамматические формы: предложно-падежные формы имён существительных единственного и множественного числа, изменение имён прилагательных по падежам, числам, родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разных разнообразных значениях. В своей речи дети пользуются сложноподчинёнными предложениями с союзами потому что, поэтому.

Словарный запас

  Количества слов растёт, в данном возрасте примерно составляет 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

  Звуковая сторона речи

  Звукопроизношение

У большинства детей, если уже исполнилось 5 лет, звуки введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной, лаборатория).

Формирование навыков звукового анализа

Узнавание звука в слове, подбор слов с заданным звуком. Совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающихся одной фонемой (палка – балка, мишка – мышка).

Интонация, высота, сила голоса

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывают сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учётом содержания рассказа.

2. Практическая часть

Рассказывание по картинке

Огромную роль играет форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребёнку при рассматривании картинки. На  вопрос «Что нарисовано на этой картинке?» - детям легче всего ответить перечислением. Они не будут задумываться над установлением связи между предметами. Если поставлен вопрос «Что происходит на картинке?» - дети дают описание действий. И только вопрос «О чём эта картинка?» - наталкивает детей на необходимость давать истолкование сюжета.

  Чтобы ребёнок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, нужно обращать его внимание на позу изображённого человека, на его местонахождения на картине. Самым главным для понимания сюжета картины является осмысливание человека в его действии.

Рассказывание по серии картинок

  Действием, объединяющим пересказ текста и рассказ по картинке, будет рассказывание сказки по готовой серии иллюстраций, расположенных в нужной последовательности. Если ребёнок затрудняется, задавать вопросы по содержанию. Более сложным заданием просьба разложить картинки к сказке в нужной последовательности, а затем рассказать сказку. Использовать 3 – 4 картинки.

Пересказ текста

При пересказе текста дети опираются на вопросы взрослого или на картинки к тексту. Взрослый даёт как бы план ответа ребёнку. Это прямые вопросы, помогающие передать текст в нужной временной последовательности и поисковые вопросы: почему, зачем, для чего, как, каким образом.

 В этом возрасте дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А. С. Пушкина, А.Н. Майкова, Ф.И.Тютчева. Можно пробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно. Чтобы приучит детей к чтению книг не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи.

Игры на развитие словарного запаса

  Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры: «зоологические игры» домашние животные, дикие животные, животные Севера, жарких стран; лото «Назови одним словом» овощи, фрукты, посуда, мебель, игрушки, одежда.

Игра «Угадай по описанию», Загадки, Игра «Родовые понятия», «Высокий – низкий», «Тяжёлый – лёгкий», «Скажи наоборот».

Развитие навыков практического словообразования

  Процесс усвоения словообразования в данном возрасте ещё не закончился, в речи детей встречаются ошибки в употреблении того или иного суффикса, поэтому очень важно поработать над сочетаемостью суффиксов с тем или иным корнем.

  Интересный приём, с помощью которого хорошо вводить в активную речь ребёнка слова, содержащие суффиксы, - совместное «чтение» текстов, содержащих пиктограммы. 

  Взрослый читает текст, а ребёнок называет картинки, расположенные в тексте. Чтобы ребёнку знать, в каком месте они читают, взрослый водит указкой по строчке и на нужной картинке останавливается. Такое упражнение очень помогает воспитывать активное внимание ребёнка, а к тому же может побудить его к чтению.

   Надо сказать, этот приём очень действенен и для закрепления грамматических форм.

Игра «Назови, что ты видишь?»

Цель: обучение детей образовывать относительные прилагательные (деревянный, пластмассовый, кожаный, железный, стеклянный)

«Материал, из которого сделан предмет»

Закрепление правильного звукопроизношения

  Чёткость звучания, хорошая дикция вырабатывается у ребёнка, который знает много стихов наизусть, которого тренировали в произнесении чистоговорок и скороговорок. Пусть ребёнок неторопливо наизусть произнесёт стихотворение, перескажет сказку. Помогите ему, если какое-то слово вызовет затруднение в произнесении. Не передразнивайте и не повторяйте его ошибки, а просто назовите слово правильно.

*Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка – мельница  из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки.

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.

Кораблик 

Взрослый и ребёнок делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку удобно дуть  на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и медленно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребёнок и взрослый вместе поют:

Игра со свечой

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, потом можно играть с воображаемым пламенем.

Артикуляционные упражнения

«Улыбочка – поцелуй» - чередовать имитацию этих действий – 10 раз.

«Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удаётся расслабить и распластать язык, пошлёпать по нему губами: пя-пя-пя…

«Иголочка» - рот открыт, высунуть узкий напряжённый язык как можно дальше, убрать – 10 раз.

«Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот – 10 раз.

 «Качели» - рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 раз.

«Часики» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз.

«Ветерок» - исходное положение то же, прижав боковые части языка к уголкам верхней губы, дуть на нос через середину языка – 30 секунд.

 «Сердитая кошка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спинку языка, опустить – 10 раз.

«Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, стянуть воображаемое варенье в рот – 10 раз.

«Чашечка» - рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой» (помощь: исходное положение как при «Вкусном варенье», удержать язык в этом положении, максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ). Удерживать на счёт 1 – 10 – 5 раз.

«Болтушка» - 1. Скользить «чашечкой» по верхней губе с работающими голосовыми связками. 2. Зубы сомкнуты, скольжение по бугоркам за верхними зубами. Повторять в течение 30 секунд.

«Лошадка» - щелканье языком – 30 – 60 секунд.

«Гармошка» - присосать «грибок», смыкать зубы и с силой раскрывать рот, удерживая «грибок» - 30 – 60 секунд.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Научить детей различать слова, отличающиеся одним звуком.

Коса-коза, бочка-почка, тачка-дачка, шар-жар, корка-горка, лук-люк, мышка-мишка, крыса-крыша  т.д.

Игра «Путаница»

Дерево спилили палкой.

Сбили шишку с ели пилкой.

Цветёт душистая лапа.

У кошки мягкая липа.

Широкая наша рука.

У меня сильно болит река.

В океане плавает кот.

На печке нежится кит.

В норке прячется мишка.

Малину кушает мышка.

Игры и упражнения для формирования первоначальных навыков звукового анализа и синтеза

Звуковой анализ заключается в выделении звуков из слов. Существуют разные формы звукового анализа: простые формы – узнавание звука в ряду звуков, слогов, слов, выделение первого звука, последнего звука; сложные формы – установление позиции звука по отношению к другим звукам (начало слова, середина слова, конец слова), а также полный звуковой анализ с называнием всех входящих в слово звуков в правильной последовательности.

Звуковой синтез заключается в следующем: взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово.

М-а-к, к-а-ш-а,  с-у-м-к-а….

  1. Заключительная часть

Почему у ребёнка возникло нарушения речи

* Ребёнок развивается с задержкой

* Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

* У ребёнка есть неврологические заболевания.

* Недостаточное внимание со стороны взрослых

* Педагогическая запущенность

* Токсикозы во время беременности

* Инфекционные заболевания матери

* Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору

* «Кесарево сечение»

* Затяжные роды

* Асфиксия

Необходимо: вовремя обратиться к специалистам и своевременно начать работу с детьми.

Рекомендации родителям:

  1. Ежедневно проводить артикуляционную гимнастику (2 раза в день). Иметь: настольное зеркало.
  2. Игры для развития речевого дыхания (1 – 2 упражнения): «Снегопад», «Кораблик», «Свеча» и т.д.
  3. Игры на развитие слухового внимания «Подскажи словечко», «Сломанный телевизор»
  4. Игры на развитие на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Научить детей различать слова, отличающиеся одним звуком.

Коса-коза, бочка-почка, тачка-дачка, шар-жар, корка-горка, лук-люк, мышка-мишка, крыса-крыша  т.д.

Игра «Путаница»

Дерево спилили палкой.

Сбили шишку с ели пилкой.

Цветёт душистая лапа.

У кошки мягкая липа.

Широкая наша рука.

У меня сильно болит река.

В океане плавает кот.

На печке нежится кит.

В норке прячется мишка.

Малину кушает мышка.

Игры и упражнения для формирования первоначальных навыков звукового анализа и синтеза

Звуковой анализ: а, а, у, о, а, и , о, а, а,….

Ба, су, ко, ха, …..

 Сад, кот, сам, суп, лак….

Аня, коза, санки .

Звуковой синтез заключается в следующем: взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово.

М-а-к, к-а-ш-а, с-у-м-к-а….

Упражнения на развитие речевого дыхания

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка – мельница  из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки.

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.

Кораблик 

Взрослый и ребёнок делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку удобно дуть  на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и медленно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребёнок и взрослый вместе поют:

Игра со свечой

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, потом можно играть с воображаемым пламенем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»

Понимая необходимость формирования  в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями  ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...

Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями....

Практикум для родителей в старшей группе «От счастья ключи - в семье ищи».

1.     Обеспечение осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.2.     Показать родителям какие методы воспитания...

Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. Знакомить родителей с...

Семинар-практикум для детей и родителей в старшей группе на тему "Гимнастика ума"

Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста.Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые ис...

Практикум - семинар для родителей в старшей группе «Нетрадиционные техники рисования»

Повысить педагогическое мастерство родителей;Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей....

Семинар-практикум для родителей «Введение детей в мир труда и экономики в семье» (для родителей детей старшей группы).

Цель: совместно с родителями определить способы введение детей в мир труда и экономики. Задачи: 1)      Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установ...