Игры, используемые в экологическом воспитании.
материал по теме

Лаптева Екатерина Александровна

Игры, используемые в экологическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, используемые

в экологическом воспитании

1. Дидактическая игра «Узнай растение».

Цель. Найти растение по названию.

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила игры. Найдя растение нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я назову растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, то получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание «Знаток природы»».

2. Игра «Живая и неживая природа».

Цель. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры: Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются; неживой природы – дети замирают на месте.

3. Дидактическая игра «Что растет в родном краю».

Цель. Обучать детей понимать происходящее в природе процессы, давать им представление о знании растений, чтобы показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Обогащать словарь детей новыми названиями деревьев.

Ход игры: Воспитатель «Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в России. Если растут, то хлопайте в ладоши, если нет, молчите.

- Яблоня. Груша. Облепиха. Береза.

- Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.

- Липа. Клен. Баобаб. Мандарин и др.

4. Игра «Четвертый лишний».

Цель. Закрепить умения детей различать объекты, относящиеся к природе и не природе.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают четыре картинки. На трех картинках изображены, например, река, цветок, солнце, а на четвертой стол. Ребенок выбирает, что лишнее и объясняет почему (Стол сделал человек. Это не природа).

5. Игра «Погода».

Цель. Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды их влияние на жизнь людей, растений, животных.

Оборудование. Карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, град, яркое солнце).

Ход игры.

1. Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.

2. Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природном и погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики).

3. В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.

6. Игра «Назови меня».

Цель. Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных: развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.

Игровое действие. Имитация повадок животных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны. Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов. Игру можно усложнить, предложив двум – трем детям изобразить одно животное.

7. Игра «Хищник – добыча».

Цель. Упражнять детей в установлении связей «хищник – добыча».

Игровое действие. Ловля «добычи хищниками».

Правила игры. Пойманный признается то животное, которым питается данный хищник. Начинать ловить можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры. Воспитатель выбирает двух детей и предлагает каждому из них назвать любое известное им животное – хищника. Остальным участникам игры раздаются картинки с изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищники» ловят «свою добычу», например, лиса ловит зайца, утку, суслика, мышь. Побеждает тот, кто поймает больше «своей» добычи. По мере усвоения правил количество «хищников» можно увеличить до трех – пяти.

8. Игра «Детки на ветке».

Цель. Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

9. Игра «Вершки и корешки».

Цель. Учить детей составлять целое из частей.

Ход игры. Воспитатель кладет два обруча черный и красный так, чтобы обручи пересеклись. Воспитатель объясняет: «В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки». Ребенок подходит к столу, выбирает овощ и кладет в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находится овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

9. Игра «Звери в поезде».

Цель. Развивать логическое мышление детей на основе представления о связи «хищник – добыча».

Оборудование. Нарисованный поезд с вагонами (8 – 10) – в каждом вагоне прорезь, набор животных по принципу «хищник – добыча» (кошка – мышка, волк – заяц и т.д.).

Правила игры. Расположить животных так, чтобы добыча не оказалась рядом с хищником.

Ход игры.

1. Воспитатель показывает животных и говорит: «ребята, кто это? Наши друзья – животные решили отправиться в путешествие (показывает поезд). Да вот беда – не знают, как разместиться. Вот посмотрим, если они сядут так (сажает в соседние вагоны мышку и кошку), то, что может случиться? Правильно, кошка съест мышку. Давайте ребята поможем животным разместиться по вагонам так, чтобы они могли безопасно путешествовать».

2. Дети путем проб и ошибок размещают животных по вагонам так, чтобы хищник не оказался рядом со своей возможной добычей.

3. В конце воспитатель подводит итоги, оценивая деятельность детей.

10. Игра «Накорми зверей и птиц».

Цель. Закрепить у детей знания о животных и птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры. В коробочке находится мед, орехи, сыр, пшено, морковь, яблоко. Дети располагают птицу, угадывают для кого она, кто, чем питается. Угощают мягкие игрушки.

11. Подвижная игра «Кто, где живет».

Цель. Учить группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Игровые действия. Убежать от лисы.

Правила игры. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок.

Ход игры. Игра проводится во время прогулки в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лисой. Белочки ищут растения, на котором могут укрыться, а зайчики, под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису, белок и зайцев. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, тех ловит лиса.

12.Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Цель. Закрепить представления детей о многообразии насекомых. Упражнять детей в классификации насекомых по месту обитания.

Ход игры. Играющие становятся в круг, а в середине ведущий. Он бросает мяч игроку, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Ели водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен назвать насекомое обитающее в земле или на земле. На слово «вода» - в воде. На слово «воздух» то, которое передвигается по воздуху. При слове «огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выбывает из игры.

13. Игра «Лес. Сад. Огород».

Цель. Упражнять детей в классификации растений по условиям произрастания.

Оборудование. Схематические изображения леса, сада, огорода, маленькие карточки с изображением фруктов, овощей, грибов, ягод.

Ход игры. Воспитатель показывает большую демонстрационную карточку, дети быстро находят нужное изображение в своих маленьких карточках.

14. Игра «Угадай, какой ты зверь».

Цель. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде. Учит классифицировать животных.

Оборудование. Картинки с изображением животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Правила игры. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь». Можно отвечать только «да», «нет», «может быть».

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на стену ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, среды обитания, пытается выяснить, кто он. Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать на основе представления.

15. Игра «Лесник».

Цель. Упражнять детей в знаниях о внешнем виде деревьев и кустарников.

Правила игры. Собирать семена можно только те, что называет воспитатель.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети-школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше всего собрал семян и не ошибся.

16. Игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель. Учить детей описывать предметы и находить их по описанию.

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтобы всем детям хорошо были видны детали их формы и окраска. Один ребенок выходит за дверь, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус.

17. Игра «Кто, где живет».

Цель. Закрепить знания детей о среде обитания животных и растений.

Оборудование. Панно с изображением луга, леса, водоема (цветовой фон). Карточки с изображением растений и животных луга, леса, водоема.

Правила игры. Дети делятся на три команды. Каждая команда должна разместить растения и животных согласно условиям обитания. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.

Ход игры.

1. Воспитатель делит детей на команды (3). Показывает панно и объясняет задание: «Каждая команда должна правильно и быстро заселить свою среду обитания растениями и животными». Картинки с изображениями растений и животных находятся на столе вперемешку.

2. Дети выполняют задание.

3. В конце воспитатель подводит итоги, исправляет ошибки, дает разъяснения.

18. Игра «Найди дерево по семенам».

Цель. Найти целое по части.

Игровое действие. Бег к определенному предмету.

Правила игры. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.

Оборудование. Семена и плоды деревьев, и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, клена, рябины и др.

Ход игры. Воспитатель раздает детям семена и просит свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках. Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратите их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня, а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску.

19. Игра «Хоровод лесных растений».

Цель. Закрепить у детей знания о лесных растениях.

Оборудование. Шапочки с изображением лесных растений: земляники, ежевики, подосиновика, ореха.

Ход игры. Ведущий предлагает отгадать загадку:

             Богатырь стоит богат,

             Угощает всех ребят:

             Ваню – земляникой,

             Таню – костяникой,

             Машеньку – орешком,

             Петю – сыроежкой,

             Катеньку – малинкой,

             Васю – хворостинкой.

                                                          (Лес)

Найдя ответ, дети делятся на четыре группы и с помощью считалок, выбирают исполнителей ролей лесных растений, надев головные уборы. Эти дети отходят в сторону, а остальные образуют хоровод напевая:

          Мы пойдем, пойдем, пойдем,                                              

          Землянику мы найдем                                                                                                  

          Землянику мы найдем                                  

          Земляника – ягода,

          Как же ты красна!

          Земляника – ягода,

          Как же ты вкусна!

Дети медленно идут по кругу. Дети поднимают руки, образуя ворота, а земляника проходит через них. Размыкают руки, вытягивают их вперед. «Земляника» становится в круг. Хоровод продолжается. Движения повторяются с самого начала.

  Земляника – ягода,

  Руку нам давай!

  Земляника – ягода,

  В хоровод вставай!

          Мы пойдем, пойдем, пойдем,                                              

          Ежевику мы найдем                                                                                                  

          Ежевику мы найдем                                  

          Ежевика – ягода,

          Синий-синий цвет.

          Ежевики – ягоды,

          В хороводе нет!

  Ежевика – ягода,

  В хоровод вставай!                        

  Ежевика – ягода,

  Руку нам давай!

          Мы пойдем, пойдем, пойдем,                                              

          Подосиновик найдем                                                                                                  

          Подосиновик найдем                                  

          Красный подосиновик,

          Где тебя найти?

          Красный подосиновик,

          Вырос на пути.

  Красный подосиновик

  Руку нам давай!

  Красный подосиновик

  В хоровод вставай!

          Мы пойдем, пойдем, пойдем,                                              

          И орешек мы найдем                                                                                                  

          И орешек мы найдем                                  

          Ты орешек кругленький,

          Не сиди в тени.

          Ты на нас на ягодки поскорей взгляни!

          Вырос на пути.

  Ты орешек кругленький,

  Руку нам давай!

  Ты орешек кругленький,

  В хоровод вставай!

22. Игра «Вылечи больного».

Цель. Развивать познавательные способности детей на основе полученных представлений о лекарственных растениях.

Оборудование. Картинки с изображением больных людей, где символом (красный треугольник) обозначается заболевший орган. Картинки с изображением здоровых людей. Картинки с изображением лекарственных растений.

Правила игры. Каждый участник должен «вылечить» одного больного, правильно рассказав, какое лекарственное растение использовал и как.

Ход игры.

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня шла в детский сад и встретила маленького человечка. Живет он в волшебном городе. Но случилась там беда. Все его жители заболели, а как лечиться – не знают. Я сказала человечку, что мы обязательно поможем. А чтобы попасть в этот город, надо каждому из нас рассказать загадку, стих или исполнить песню о природе (дети выполняют задание). Вот мы и в волшебном городе (воспитатель выставляет человечков)».

2. Детям предлагается проблемная ситуация: «Чем и как будем лечить?» (дети обсуждают совместно с воспитателем).

3. Воспитатель: «Ребята, таблеток и микстур у нас нет. А вот вы вспомнили о лекарственных растениях. За волшебным городом есть поле. Давайте поищем их там» (воспитатель выставляет карточки с изображением лекарственных растений, полевых цветов).

4. Дети выбирают из всех картинок только картинки с изображением лекарственных растений.

5. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать больного человечка, а затем, выбрав нужное лекарственное растение, рассказать о нем по плану:

- название растения;

- время и правила сбора;

- при каких болезнях используется, и каким способом.

Если ребенок выполнил задание правильно, то плачущий человек заменяется воспитателем смеющимся.

6. Танцы детей с человечками под музыку.

23. Игра «Птицы, звери, рыбы».

Цель. Закрепить умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-либо предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что это за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же рыбу, птицу, зверя нельзя).

         

24. Игра «Какое время года?».

Цель. Учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает стихи и загадки о временах года, дети определяют, о каком времени года идет речь. Поощрять детей за правильные ответы.

25. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход игры. Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающие звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (Капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и начинают двигаться по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко и танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарившись они лучами солнца вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залетали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять (Туча и Капельки уходят).

26. Игра «Летает – не летает».

Цель. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Ход игры. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто и что летает, кроме птиц? Я буду называть предметы. Если назову предмет, который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если нелетающий предмет – руки поднимать не следует».

27. Игра «Кто, где зимует».

Цель. Уточнить знания детей о том, кто, где зимует.

Ход игры. Стук в дверь. Воспитатель открывает. В гости прилетает Каркуша и рассказывает детям интересную историю, которую ей довелось услышать.

«Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.

Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». «А я, -сказал муравей, - ….», «А мы…», - зажужжали пчелы, жуки. «А я, - зашуршала гусеница, - …». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (Ответы детей). Каркуше понравилось, что вы знаете все о насекомых, и она хочет с вами поиграть.

28. Игра «Отгадай, какая птица».

Цель. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Ход игры. Воспитатель кратко рассказывает о той или иной птице, а дети должны угадать о ком идет речь. Далее предлагают детям звукозапись голосов птиц. Дети по голосу должны отгадать птицу.

29. Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает природа.

Ход игры. «Что сделано человеком», – спрашивает воспитатель и передает одному из игроков мяч. После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?». В ходе игры воспитатель проводит небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. И в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, охраняют зверей и птиц.

30. Игра «Приготовь лекарство»

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

31. Игра «Построй домик животному»

Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.

32. Игра «Экспедиция «Чистая река»

Цель. «пройти» по реке от ее истока до устья и выяснить, какие опасности угрожают водоему, предложить варианты его охраны, познакомиться с достопримечательностями, ландшафтами, расположенными вдоль русла реки.

Материал.

- Игровое поле размером 45x45 см с изображением главной реки Тамбовского края - Цны. По руслу реки расположены кружки красного и зеленого цветов.

  1. Карточки (комплект № 1) с изображением рисунков, символизирующих те или иные
    проблемы загрязнения (попадание в воду бензина моторных лодок, удобрений, сбросы за
    грязненных стоков заводами и др.).
  2. Карточки (комплект № 2) с изображением наиболее интересных   ландшафтов и памятных исторических мест, расположенных вблизи реки.
  3. Кубик, фишки.

Ход игры.

В игре принимают участие 4-5 детей, которые отправляются в экспедицию по реке, используя кубик и фишки. Карточки комплектов № 1 и № 2 лежат на столе, перевернутые изображениями вниз. В начале игры фишки устанавливаются у истока Цны. В процессе игры участники по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку вниз по течению реки на столько кружков, сколько точек показывает подброшенный кубик. Если фишка одного из игроков попадает на красный кружок, игра приостанавливается. Ведущий открывает карточку комплекта № 1. Дети предлагают свои варианты решения проблемы, обозначенной на этой карточке (используется метод «мозгового штурма», когда все участники по очереди выдвигают предложения, которые затем обобщаются ведущим). Игра продолжается после окончательного выбора варианта" решения проблемы. При попадании на следующий красный кружок открывается следующая карточка и т. д. Если фишка одного из игроков попадает на зеленый кружок, то открывается карточка комплекта № 2. Ребенок пропускает 1-2 хода (это указано на карточке) для того, чтобы познакомиться с интересным ландшафтом или историческим местом. Финиш игры обозначен в устье Цны при впадении ее в реку Мокшу. Особенность игры состоит в том, что побеждает не тот, кто первым добрался до финиша, а тот, кто больше увидел и запомнил, кто выдвинул больше идей по решению природоохранных проблем (в конце игры составляется своеобразный отчет экспедиции, подводящий итог всему путешествию).

Комплект № 2

Святовское озеро.

    Святовское озеро располагается в двух километрах от правого берега Цны против южной части Тамбова. Оно круглое. На северном берегу озере холм, остальные берега низкие. В Святовском озере водятся те же виды рыб, что и в Цне: щука, жерень, окунь, язь, красноглазка, линь, ерш. По берегам растет смешанный лес. Один из дубов сохраненный на холме имеет диаметр 1,2 метра, возраст 350 – 400 лет. На основании этого можно сделать вывод, что озеро существует не менее 500 лет.  

Лесной резерват.

    Перед нами стоит задача – сохранить для потомков уникальные творения природы и рук человеческих. Для этого созданы резерваты – участки ценного леса. Лесной резерват – это минизаповодник, он охраняется по заповедному режиму. Сосновые боры на песчаных почвах представлены в Цнинском лесном массиве, в лестничестве Горельского лесокомбината, а дубовое около села Красносвободное. Дубовые пойменные леса в Пригородном лестничестве Тамбовского лесхоза.

    Сокольниковское лестничество Моршанского лесокомбината. Перкинское лестничество Перкинского лесокомбината.

Воронцовский парк

    Воронцовский парк Знаменского района заложен в XVIII веке в красивом месте около реки Цны, вблизи села Воронцовки.

Казанский собор.

    Казанский собор построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова, старцем Иосифом (казанский Богородичный мужской монастырь).

Цнинский массив.

    Огромной лентой, повторяющей изгибы Цны, протянулся по ее правобережью Центральный Цнинский массив. Начинается он близ села Знаменки и уходит на сквер к границам Пензенской области и Рязанской области. Это наиболее крупный участок леса в 210 тысяч га (73 %), протяженностью 150 км.

    Главными лесообразующими пародами Тамбовщины является сосна обыкновенная, дуб черешчатый, осина, березы бородавчатая и пушистая, ольха.

Ивановка.

    Ивановка – памятник русской музыкальной культуры. здесь на берегу Цны находится родовое поместье С.В. Рахманинова – великого русского композитора.

Цна.

                                         В долине за сосновым лесом

                                         Течет мерцая, Цна река,

                                         Залучить нас желает плеском -

                                         В изгибах вьются берега.

Трегуляевский мужской монастырь.

    Трегуляевский мужской монастырь расположен в нескольких километрах от Тамбова на берегу реки Цны в живописной дубраве Тамбовского Трегуляевского леса, основан святителем Питиримом. Источник святителя Питирима.

Ахлябиновская роща.

    Ахлябиновская роща находится в Южном парке Тамбова – своеобразный исторический памятник.

Государственный Моршанский заказник.

    Государственный Моршанский заказник, где под охраной находятся все обитатели леса: лось и кабан, заяц и лисица, куница и белка, выдра и горностай, глухарь и тетерев, рябчик, утки и т.д.

Горельский ключ.

    Родник у села Горелое или Горельский ключ – памятник природы, имеющий историческое значение.

    На правом берегу Цны, против села Горелое из обрыва надломленной террасы, сложенной древними отложениями, выбивается на поверхность мощный поток родниковой воды, которая самотеком стекает в Цну. Вода совершенно прозрачная, без запаха, при длительном хранении не теряет свежести и не загнивает. Верующие называют ее «святой».

Озеро Чистое.

    Озеро Чистое лежит в неглубокой плоской котловине лесного правобережья Цны 15 километров к северо-востоку от Тамбова в Новолядинском лестничестве. Имеет грушевидную форму. Озеро Чистое – озеро засадок. Уровень воды в нем испытывает значительные колебания. Было время, когда оно совсем высыхало, а через год снова заполнилось водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...

Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический патруль»

Игра – ходилка по экологическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста«Экологический патруль»Цель.  формирование экологического воспитания дошкольни...

Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...