"Культура Северного края"
статья на тему

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy_konspekt.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад (из опыта работы)

«КУЛЬТУРА СЕВЕРНОГО КРАЯ»

План:

  1. Что такое культура северного края (с чего положено начало и как);
  2. Работа с младшей и средней группами;
  3. История города, роль Петра 1;
  4. Биография С.Г. Писахова, Б.В. Шергина;
  5. Что такое былина;
  6. Биографии сказательниц М.Д. Кривополеновой, М. Крюковой, М. Голубковой;
  7. «Рукописное слово» К.П. Гемп;
  8. Стихи северных поэтов;
  9. Обереги;
  10.  Итог, перспектива на будущее.

В культуру северного края входит: краеведение, литература и поэзия, фольклор, народные промыслы, традиции северян. В ходе работы возникла необходимость корректировать программу, знакомить детей с нашим краем. Все мы где-то родились, любим свои места. Мое родное Лешуконье «страна чудес, леших, нечисти», из нее вышли писатели, художники, музыканты, песенный хор, сказательница — Анна Какунина. Поэт А.Чабакный писал «Снега, снега по Лешунии, строга тайга». От любви к родным местам начинается все доброе, нужное.

Свою работу начала с младшей группы с января. В средней группе работу продолжаю, для сравнения знакомлю с филимоновской игрушкой. С января среднюю группу знакомлю с Мезенской росписью, а с февраля с Шенкурской.

Знакомлю детей с тем, что наш город заложен Иваном Грозным, значима и роль Петра 1. Читаем статью Д. Ушакова «Работные люди, народные предания о Петра 1», «Петр 1 на Кегострове», «Кормщик Антип Панкратов», «Архангелогородцы — шанежники». Дети знают происхождение названий «Соломбала», «Красная гора». Со старшей группой совершили поездку по Северной Двине, в Малые Корелы, в Доме творчества любовались разноцветьем лешуконских полесов, варежек, полотенец и половичков. В этой группе знакомились с творчеством и биографией С.Г. Писахова.

А сейчас мы с вами окунемся в старину, представим себе стародавний Архангельск, деревянный, вместо трамваев лошади, ул.Буянную 16 (ранее Поморскую), здесь в 1879 году родился Писахов. В его семье был достаток. Мать родом из Пинеги, отец знаменитый мастер по червлению серебра. Его тетки замужем в Уйме за корабельными мастерами. В их доме все было расписано: подоконники, печь, столешница - травяным узором. Отец приучил Степана к рисованию. Степан учился в Строгановке, в Москве и в Италии - за границей. Стал пейзажистом. Безумно тосковал по Северу, уехал из Италии. Преподавал рисование в 22 школе. Вспоминают, что похож был на лесовика, на гриба-боровика. Его дразнили мальчишки, он дразнил им своей палкой, а был то ведь совсем не «зляшшой мужик».

Было такое время, когда его заставляли молчать, не давали продавать картины, мстили за то, что он встретил «хлебом-солью» интервентов в Архангельске. Он был объявлен «персоной нон-грата».

Только в 60 лет он начал писать свои сказки. Особую прелесть сказкам придавало северное оканье, озорные персонажи, интересные бытовые детали. С детьми мы драматизировали сказки, по сказкам лепили из пластилина, заучили стихотворение Левушкина «Сказки Писахова», где упоминаются слова «исподнее», чресла, застреха, сполохи.

«Святой  и вещий Боян, и монах, и летописец» - так отзывался о Б. Шергине Федор Абрамов.  Б.В. Шергин родился в1985году. Потомок великого Новгорода, он сохранил в памяти образы и рассказы старых поморов и корабельных дел мастеров. «Сказки детства в родном доме» определили его путь. Родители его были грамотными. Отец - приверженец старинной морской культуры, книг, художества (занимался резьбой, росписью). Передал эту любовь сыну. Их дом на ул. Кирочной, 12 (около Кирхи) был расписан моделями кораблей. На расписном наблюднике стояла синяя норвежская посуда. Отец ночами, под лампадку переписывал старинные книги. Борис просыпался в 4 утра, в доме трещали дрова в печи, месили тесто, пекли шаньги. Накануне школы подарил ему «Азбуку», где стихи к буквам сочинил сам. Шергин в 20-е годы уезжает в Москву и остается там. В годы интервенции на оборонительных работах произошла трагедия, ему в 20 лет ампутировали ногу, после того, как сорвалась вагонетка, и ему раздробило кость. Если бы не любовь к родному краю, неизвестно, как бы сложилась его судьба. Он поклялся на отцовской могиле, что все, что он услышал в детстве, он нарисует и напишет в книгах.

Книги он оформлял сам, сохранив традиции северной графики, гравюры. Они дышат морем, северной природой.  Его первая книга «Океан-море русское» закрепила за ним славу волшебника русского слова. «У Архангельского города, у корабельного пристанища» - это тонкий сборник старин, один экземпляр которого находится в нашей «Добролюбовке».

В творчестве Шергина прослеживается достойная реакция поморов на чванство,

гордость - рассказ «Держи себя достойно». В 1973 году в Москве, уже будучи ослепшим, он умер.

«О, былина! Детям - забава

Юным - утеха, старым - отрадна,

Работным - покой!»

Длинен был путь былины, прошли века и осела она в пинежском суземье. В семье Крюковых, в Золотице, долго не было детей, и вот появилась на свет хилая девочка Марфа Крюкова, не жилец на этом свете. Тешили и холили ее. Выросла она. Да тут еще одно несчастье случилось: наколола глаз на покосе. Отец так и не смог выдать дочь замуж. Кому такая нужна в деревне, которая «завсегда лежит на старинах, да на книгах». В 1934 году приехала за песнями А.Я. Колотилова. Перевезла она Марфу в Архангельск. Почитатели ее таланта - Игорь Ильинский, певицы хора, старик Писахов удивлялись, что она по 200 листов стихов читала наизусть. Четыре толстенных тома старин и былин записаны сотрудницами московского музея. Какой богатый кладезь нахваленной человеческой мудрости! М. Крюкову принимают в Союз писателей, награждают орденом, отстраивают новый дом в Золотице. Любила Марфа свою Золотицу. Каждое ее письмо начиналось так: «Белое морюшко, мое родное, моя родная деревня, шлют по привету».

Мария Дмитриевна Кривополенова родилась в Пинеге, в семье бедной вдовы, которая зарабатывала на хлеб, будучи плакальщицей. Дочь - бесприданница, поет былины, ходит по дворам. Вышла замуж за пьянчужку с пятью детьми. Родила еще 6 девок. Хозяйство вели дети, муж исчезал. Мария побиралась по домам и постоялым дворам, пела былины. В это время, в Санкт-Петербурге актриса Ольга Эрастовна Озаровская, которая исполняла былины со сцены, испелась, репертуар иссяк. Ей посоветовали ехать на Север. На постоялом дворе, на Пинеге, она и услышала бормотанье баб. Махонька, так ее звали за очень маленький росточек. Озаровская повезла ее в Москву. Былины были записаны на фонограф. Обратно она ехала с одиннадцатью сундуками добра. По дороге ее родня все расхватали, опять пошли христарадничать.

По просьбе Луночарского Озаровская опять привозит Марьюшку в Москву. В 1922 году Озаровская уже приезжает на похороны Марьи. На могиле был поставлен мраморный памятник. В наши дни ничего не осталось. Судьба О. Озаровской была страшной. Она попала в лагерь на Колыму. Работала учителем в зоне. Дочь воспитывалась в приюте. Умерла О. Озаровская в крайней бедности.

Мы должны донести до детей говор, лексику, певучий язык, сохранившийся в глубинке. Поэтому на лето было дано задание: сбор «бабушкиных слов» в наш журнал «Рукописное слово».

Какие благоговейные воспоминания детства у Писахова, Шергина, что и создало их непревзойденными творцами слова, сказки. Давайте и мы не будем «Иванами, не помнящими родства». «Заболеем» этим, свой интерес, увлеченность будем передавать детям и сами убедимся, как это захватывает, как положительно отражается на детях, на атмосфере группы.

Старожил города Архангельска К. П. Гемп, помнила еще Седова, слушала Писахова, спасала людей в Ленинграде во время войны от голода, написала «Поморский словарь».

Заучивали стихи северных поэтов: О. Фокина «Родник», Д. Ушаков «Работные люди», Н. Рубцов «Воробей», «Ласточка», «Коза». Отмечали «Рубцовскую неделю», с 3 января по 19 января дни рождения и смерти поэта.

Мы заметили, что у С.Писахова баня - излюбленное место сказочных событий. А ведь у многих детей панический страх перед баней. Одна из старинных традиций, особенно на Севере - посещение бани. Роль бани огромна. В ней и гадали, и рожали, водили пару перед и после свадьбы. Высоцкий пел: «Истопи-ка мне баньку по- черному».

«В черной бане поутру

Пятки камушком потру

Чтобы в бане дух квасной

Чтобы мне жених баской».

                           О. Фокина.

К понятию «баня», желание побывать в такой бане, не бояться ее можно с помощью фольклора, пословиц, загадок.

- «40 грехов смыл»;

- «Счастливый, как из бани»;

- «Баня без пара, что щи без навара»;

- «На баню поста нет»;

- Душа любит прохладу, а тело жар»;

- Кто ни сядет, всех везет» (полок);

- «У нашей туши выросли уши, а головы нет» (ушат);

- «Стоит человек на полу – 1 четырьмя поясами обвешан» (кадка);

- «Черная корова комолая - огонь ест, воду пьет» (каменка);

- «Маленький, мохнатенький, Всех людей перебил и царю не спустил» (веник);

- «Вечор меня зеленушка, Уползал, уерзал и спать уклал» (веник).

А как детям объяснить такие выражения как «леший», «калинов мост», «боянный хозяин», «кикимора», «домовой», живая и мертвая вода, избушка на курьих ножках и др.?

Мы сочинили с детьми сказку «Путешествие Матренушки в лес», которую сочиняли вместе. Наши предки простодушно вверяли себя «оберегам» - деревянным, берестяным, глиняным предметам, способных охранить от разных бедствий. Это и хитроумно сплетенная гривка, и архангельские козули, кубик-шаркунок, но есть еще обереги - небесные: колокольные звоны, прочно стоящие на земле дворы-дома, деревянные коньки на крышах и россыпь лютиков под ногами. Молчаливый вечный оберег народной души - Малые Корелы. «Это вам не «Сникерс» и не «Марс». «Ведь Архангельск без козуль, что Париж без Лувра».

Богатые традиции народного творчества унаследовали и продолжают сохранять жители Архангельской области со времен викингов, поморских саг, корельских колдунов на Мурмане, в XII веке делали пряники в виде животных, принося их в «жертву», то бишь торжественно съедая. Целые стада выпекались в русских печах и съедались на коллективных трапезах - братчинах. Крестьянские дети, как в куклы играли этими фигурками - козулями.

На занятиях использую атрибуты из бересты, домашние половички, зажженную свечу - создаем обстановку «таинственного волшебства».

В перспективе знакомство детей с жизнеописанием людей, предков в те времена. Говор, лексика через сказки, чтобы певучий язык сохранялся не только в глубинке. Знать свои корни, свою историю, суметь передать свой интерес, свои знания, увлеченность — детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Презентация "Северный край" (знакомство с культурой и бытом коренных народов )

В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных тр...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...

Интеллектуальная игра "Край северный, край суровый"

          Задачи: Закреплять знания детей о природе, быте и культуре  Севера Красноярского края; Активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполня...

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамка...


 

Комментарии

из опыта работы