Семинар-практикум для воспитателей Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)
методическая разработка по теме

Панфилова Валентина Александровна

 

Семинар-практикум для воспитателей

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Дети с удовольствием участвуют в сюжетно-ролевых играх, у некоторых из них появляются элементы игры-фантазирования, протекающей преимущественно в речевом плане.

С возрастом игры детей становятся совместными. Для того чтобы согласовывать свои творческие замыслы с партнерами, детям требуется овладеть новым способом построения совместной игры – сюжетосложением. Сюжетосложение основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций с их обозначением для партнера и совместным пошаговым планированием. Оно включает умение ребенка ориентироваться на сверстника: обозначать, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент, прислушиваться к мнению партнеров, комбинировать события в совместной со сверстниками сюжет.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр строится с учетом того, что у ребенка может быть любимым тот или иной вид игры, в котором он реализует свои способности. Поэтому организация игр детей носит вариативный характер и строится с учетом интересов и предпочтений дошкольников.

Цель проектирования игровой деятельности состоит в создании условий для активной, самостоятельной и творческой игровой деятельности детей. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Обобщать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизации воображения на основе сюжетов сказок и мультфильмов;
  2. Строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов;
  3. Передавать в роли действия, отношения, характер и настроение персонажа (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка и др.), пользоваться для этого средствами выразительности (мимика, жесты, движения, интонация);
  4. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя договариваться об общем игровом замысле, используя разнообразные способы (считалки, жребий, договор пожеланию), устанавливать договоренность о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры;
  5. Передавать словесно воображаемые игровые события, место действия («Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;
  6. Самостоятельно создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготавливать игрушки-самоделки и предметы заменители до или по ходу игры;
  7. В режиссерских играх действовать и говорить от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера;
  8. К концу дошкольного возраста уметь творчески разворачивать сюжет в воображаемом речевом плане, уметь дополнять замыслы играющих, используя поочередное фантазирование ( «Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…», «мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть…»);
  9. Развивать умение сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, сравнить их и согласовывать при помощи аргументации. Сотрудничество возникает, когда игра рассматривается детьми как общая задача, до начала игры формируется общий способ ее построения, когда дети, сочиняя сюжет, подчиняются правилам.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста игра становится все более самостоятельной детской деятельностью, наполненной элементами творчества и сотрудничества со сверстниками.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей направлено на освоение новых игровых умений в совместной с воспитателем игре и создание условий для самостоятельных игр. При этом организация педагогического сопровождения осуществляется по следующим направлениям:

  1. организация игровых ситуаций, направленных на освоение сюжетосложения как способа построения сюжетной игры;
  2. организации игр режиссерского типа, содержанием которых являются преимущественно сказочные и фантастические события;
  3. организация сюжетно-ролевых игр, содержанием которых являются преимущественно социальные темы (типичные для субкультуры дошкольников);
  4. организация игры-фантазирования для тетей с тенденцией к развертыванию игры в речевом плане.

При этом одно или два направления могут быть выбраны педагогом как ведущие в педагогическом сопровождении сюжетных игр детей. Выбор направления связан как с особенностями детей, их интересами и предпочтениями, так и с особенностями организации педагогического процесса в группах.

Тематика сюжетно-ролевых игр связана преимущественно с социальной действительностью. При этом в сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжето-сложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

Этапы педагогической технологии

1 этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре (наблюдение, рассказы, беседы и впечатления). Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем, почему занимается).

2 этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

  1. определение ситуаций взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  2. создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  3. совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап. Самостоятельная игровая деятельность детей: организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Пример организации 1 и 2 этапов

организации сюжетно-ролевой игры «Кафе»

в форме игровой оболочки «Телепередача»

Игровая ситуация «Блиц-опрос»

Цель – выявить полноту и точность представлений детей о работе кафе.

Воспитатель выступает в роли корреспондента, который берет интервью у разных людей. Примерные вопросы: вы были в этом кафе раньше? Что там можно заказать? Кто там работает? Кто помогает официанту выполнить заказ?

Игровая ситуация «Специальный репортаж»

Цель – уточнение представлений детей по теме игры.

Подготовительный этап – рассматривание с детьми фотографий. Подготовка детей к выполнению ролей репортеров, официантов, поваров, посетителей. Составление вопросов об оформление зала, одежде работников, взаимодействии работников, правилах вежливости и др. Разыгрывание ситуации «Мы ведем репортаж из кафе».

Игровая ситуация «Круглый стол»

Цель – преобразование представлений детей в игровой опыт.

Обсуждаются вопросы: «Можем ли мы открыть в группе кафе и поиграть?», «Какие роли могут быть в этой игре?», «Какое может быть меню?»

Игровая ситуация «Телемагазин»

Цель – создание игровой обстановки для игры.

Рекламируются товары для дома, офиса и кафе (из имеющихся в группе – столы, стулья, салфетки, посуда, одежда, муляжи товаров для игры «Магазин» и др.). Определяется возможность использования предметов в игре.

Игровая ситуация «Очень умелые ручки»

Цель – создание атрибутов для организации игры (картофель фри, пирожки, гамбургер).

Игровая ситуация «Репортаж о детском празднике в кафе»

Цель – развитие сюжетосложения.

Придумывание сценария детского праздника, содержания конкурсов, вопросов для интервью с детьми и родителями.

Игровая ситуация «Удивительные события в кафе»

Цель – развитие сюжето-сложения.

Составление сценариев необычных репортажей из кафе: «Шрек с семьей в кафе», «Герои мультфильма «Мадагаскар» пришли в кафе»

Игровая тема «Гипермаркет» или «Торгово-развлекательный центр»

«Рекламная акция в гипермаркете» - подбор товаров для рекламы; подготовка дегустации товаров; составление вопросов, которые задают покупателям; изготовление подарков для покупателей.

«Школьный базар в гипермаркете» - подбор атрибутов для игры; конкурсы для будущих первоклассников.

«Новогодняя ярмарка в гипермаркете» - подбор атрибутов для игры; открытие мастерской Деда Мороза; придумывание условий конкурса «Лучшее стихотворение для Деда Мороза».

«Съемка передачи «Удачная покупка» в гипермаркете» - определение товара для дегустации или проверки качества; составление вопросов для ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с программой "Детство" для детей 6-7 лет

Данное планирование из опыта работы педагога составлено в соответствии с календарно-тематическим планированием, разнообразие игр играет огромную роль в социализации детей старшего возраста, готовит их...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....

Сообщение на семинаре-практикуме «Методические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми дошкольников» «Лучики добра»

Авторские игры по ознакомлению дошкольников с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра» могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возр...