Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.
материал по теме

Едлина Надежда Викторовна

Консультация для воспитателей, в которой раскрывается значение музыкально-дидактических игр, роль воспитателя в оформлении, организации и проведении их в самостоятельной музыкальной деятельности детей в разных возрастных группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx16.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЁНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

        Основное значение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

        Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

        Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

        В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребёнок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьёзным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

        Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?» и др. Вместе с детьми можно изготовить большое количество раздаточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справится дети 5-6 лет. Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в свободное время.

        Роль воспитателя в музыкально-дидактической игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Его роль велика особенно в младших группах, где воспитатель является не только организатором, но и сам становится активным участником.

        Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен сам знать музыкальный репертуар, объём музыкально-дидактической игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно учавствует в этой игре, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

        Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно все же играм младших дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

        Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры: «В лесу», «Матрёшки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой – «Где мои детки», «Колобок», «Кто в домике живёт?». При объединении детей нужно учитывать особенности каждого. Например, если ребёнок малоактивный, застенчивый, отказывается включаться в игры, где участвует много детей, то ему можно предложить организовать игру только для двоих – «Кто первый?» или «Определи и повтори».

        Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются взаимоотношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель должен пристально следить за игрой и в случае необходимости прийти детям на помощь. Это касается определения роли ведущего в игре, ведь им хочет быть, как правило, каждый  ребёнок, или один ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснять детям, что все в игре подчиняются общим правилам.

        Организуя музыкально-дидактические игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за ними, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком  инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.

        Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.Музыкально-дидактические и...

Методическая разработка на тему: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Значение дидактических игр в жизни ребёнка, влияние на развитие....

2017-2018 Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка "

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике....

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры в детском саду  являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позваляет приобщать к активному восприятию музыки.  Познакомившись с э...

"Значение музыкально- дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности" Консультация для педагогов и родителей.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Конультация для педагогов и родителей....