Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»
материал по теме

Хасанова Ирина Владимировна

Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_obzh.doc75 КБ

Предварительный просмотр:


МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»















Образовательный проект



«Формирование основ безопасности



жизнедеятельности детей в ДОУ»  











Подготовила:



Воспитатель Хасанова И.В.  













2011-2012 уч.год


Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.        

Актуальность темы:   Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

    П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

    К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта  должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  1. организованные формы обучения на занятиях,
  2. совместную деятельность взрослого и ребенка,
  3. самостоятельную деятельность ребенка,
  4. воспитание навыков поведения,
  5. ознакомление с окружающим,
  6. развитие речи,
  7. художественную литературу,
  8. конструирование,
  9. изобразительное искусство,
  10. игру.

   Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

       Цель моего проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

  1. Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
  2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

          Объяснить правила общения с животными.

  1. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как  контакты с чужими людьми;
  2. Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;                                                                  
  3.  Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и  оказания элементарной помощи;                                                                                                      

       

                                                                                                                         Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые  формируют  навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта  взаимодействия семьи, детского сада и  служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности.                                                                                                            Задачи:  подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

    Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:

  1. Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
  2. Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.
  3. Итоговый: КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.

   В рамках проекта мы предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице).                                                                           Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей.      Продуктами этой деятельности являются:

  1. создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
  2. выставки детских рисунков,
  3. фотографии занятий,
  4. макет «Наша улица»,
  5. конспекты занятий и тематических дней,
  6. сборник «Копилка загадок»,
  7. мультимедийная презентация.

    Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ» поможет:

  1. Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
  2. Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
  3. Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

     Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая  среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

         Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это- телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

  Уголки ОБЖ в группах оснащены:

  1. дидактическими играми;
  2. учебными макетами, перекрестками;
  3. книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  4. справочной литературой: энциклопедии, справочники;
  5. строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
  6. транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
  7. настольно-печатными играми;
  8. макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
  9. разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
  10. аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  11. альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  12. иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
  13. семейными проектами: «Дорожные знаки»;    «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.

     Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это:

- гибкий режим дня;

- закаливающие мероприятия;

- полноценное питание, витаминизация;

- медицинский кабинет;

- соблюдение СанПиНов;

-  комната релаксации;

- спортивная площадка;

- физкультурный зал;

- двигательный режим;

- музыкальный зал;

-тематические занятия.            

   Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей, массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению общего жизненного тонуса. На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей. Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.

    Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.

        Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от  сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными  партнерами в обучении и развитии детей,  взаимодействуя с родителями,  я использовала различные формы работы:

    индивидуальный диалог;

    приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

    знакомство с публикацией из местной прессы;

    приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

    проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

    информированность родителей о положительной динамике сформированности  правил безопасного поведения;

    участие в конкурсах;

    оперативная информация о состоянии детского травматизма  от ГИБДД  для родителей;

  1.     информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести  себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.                                                                                                    

     Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.

  Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены  детьми, перечень литературы для взрослых и детей.

  Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

        Прогнозируемый результат реализации проекта : 

 

Дети:

-       осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-       проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

-       умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

-       знание правил безопасного поведения на улицах города.

-       умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

-       умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

-       умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

-       способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

-       представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 

Родители:

-        осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

 

Педагоги:

-       сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.                                                                  Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает, несомненно, положительные результаты.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике  основ безопасности у детей.

                                                                                 

                Список информационных источников

  1. 1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
    2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
    3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

    4..Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    5.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  8. Степененкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.

                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Проект "Формирование основ у детей дошкольного возраста безопасного поведения"

Цель проекта: формирование у детей  дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую т...

Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финанс...

«Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Формировать у де...