Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности
методическая разработка (младшая группа) по теме

Валькова Елена Викторовна

Формирование культурно-гигиенических навыков является одной из главных задач воспитания детей раннего возраста. А если работу по их формированию организовать в форме эксперимента, то результата можно добиться намного быстрее и качественнее.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности

                                         Выполнила:Валькова Е.В.

Воспитатель: МКДОУ д/с № 33КВ

г. Сатка

2013г.

Содержание

                                     

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности……………………….……2-6
  2. Практическая реализация заявленной темы…………………..………7-9
  3. Приложение № 1 Перспективный план дидактических

     игр по обучению детей культурно-гигиеническим

     навыкам………………………………………………………………..…10

  1. Приложение № 2 Художественное слово………………………..…11-12
  2. Приложение № 3 Литература…………………………………..……….13
  3. Приложение № 4 Оборудование для экспериментирования………….14
  4. Конспект  на тему : «Купание куклы Тани»………………………...15-17
  5. Конспект на тему: «Оденем Аленку»………………………………..18-20
  6. Конспект на тему: «Моя любимая семья»…………………………..21-23

10.Конспект на тему: «В гости к кукле Тане»………………….………24-26

11. Диагностика………………………………………………….….……….27

Формирование культурно-гигиенических

 навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности

                                                                         Расскажи – и я забуду,

                                                                         Покажи – и я запомню,

                                                                                   дай попробовать – и я пойму.

                                                                                             Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» - такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствие рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают о своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым , исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент–кратковременным или долговременным.
  10. Прогнозирование результата.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

Структура занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовывать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.

Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через  использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковой) метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту.

Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположение. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

Если ребенок ошибся, воспитатель говорит: «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушай, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; «Объясни, почему ты так думаешь?».

Если какой-то ребенок не включается в рассуждения, воспитатель говорит: «Ведь ты знаешь ответ. Скажи мне на ушко» или «Подумаем вместе…» и т.д.

Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение («Могу, мое мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу («Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения»). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.

Экспериментирование развивает у ребенка эмоции, сопереживания, воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения), находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности (каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, предположение), вариативного мышления, воли, коммуникабельности (ребенок учится сдерживать себя, чтобы дать возможность и другому обозначить его точку зрения), развитие способности децентрироваться (встать на позицию другого) и др.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори - упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори.  Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

 В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

 

Практическая реализация заявленной темы

Свою работу по данной теме я начала с вновь пришедшими детьми в ясельную группу. Ведь воспитание культурно-гигиенических навыков – это одна из важнейших задач ясельной группы.

Многие дети приходят в детский сад и не умеют правильно ложку, аккуратно и самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, а также умываться.

В обучении детей культурно-гигиеническим навыкам я выделили три направления:

1. «Мы помылись, как большие

      Вот мы чистые какие»

2. «Я умею одеваться, если только захочу»

3. «Чтобы не было беды, вспомним правила еды».

В обучении через экспериментирование я соответственно поставила такие задачи, как:

1. Учить закатывать рукава, мыть руки аккуратно не разбрызгивая воду, отжимать, вытирать насухо своим полотенцем лицо и руки.

2. Научить детей последовательно одеваться и раздеваться. Аккуратно вешать или складывать на место. Называть правильно вещи.

3. Во время приёма пищи есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой; правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, благодарить.

Я использовала в работе различные методы и приёмы: рассматривание  иллюстраций, чтение книжек, например С.Капутикян «Маша обедает», потешки и прибаутки Н.Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Капустная прибаутка», « Приглашение к обеду». Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный  носик», «Ешь, собачка!», «Ладушки».

Я считаю, что дети лучше усваивают поставленные задачи, если всё обыгрывать, используя художественное слово. У них появляется желание и интерес, а это очень важно.

Во всех режимных моментах я использовала художественное слово. Проводила дидактические игры, игры-занятия, такие как: «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек», «В гости к нам пришли матрешки», «Как Хрюша учился кашу варить».

Я регулярно проводила беседы, консультации с родителями, обращала внимание на то, что надо больше внимания уделять самостоятельности детей и в тоже время держать все под контролем, используя такие приёмы, как напоминание, похвала, помощь со стороны взрослого и др.

Необходимо учить ребенка находить самостоятельно ответы на вопросы: почему? зачем? для чего?

У детей будет воспитываться наблюдательность, аккуратность, самостоятельность и внимательность. Дети будут задавать взрослым много вопросов. Не следует давать готовые ответы, лучше предложить подумать, поэкспериментировать с ним вместе.

Для того, чтобы ребенок лучше усвоил и овладел культурно-гигиеническими навыками, я проводила не сложные эксперименты, которые доступны этому возрасту в игровой форме.

Например: «Мыльные пузырьки», «Кашка для Мишутки», «Научим Мишутку кушать», «Оденем Машеньку на прогулку», «Прозрачная-непрозрачная», «Тёплая, холодная вода», «Течёт, течёт водичка».

Для того, чтобы вызвать больше интерес у детей по данной теме, я использовала в организованной образовательной деятельности созвучные темы: «Лепим для Барбоса», «Печенье для матрешек», «Сварим кашку мишке», «Лепили ягодки на тарелочке», «Варили вишневый компот для гостей», украшали чашки с блюдцами пальчиками, а также платья для кукол, теплые шапочки для медвежат, красивые тарелочки. «Что в буфете у куклы Маши» - игра с кукольной посудой, игра «Ждём гостей», «Магазин посуды».

 Чтобы дети не утомились, использовала физминутки:

1.Кухонная я посуда (себя показывают руками),

Уважают меня всюду (развести руки),

Варят и супы, и каши (шагать на месте),

Всем дружить со мною важно (два приседания).

 2. Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим

Мы капусту мнем, мнем.        

С большим интересом прошла экскурсия на кухне, на которой дети увидели большие баки для супа и второго блюда, большую мясорубку, листы для выпечки, познакомились с поварами, которые готовят завтраки, обеды и ужины. Поблагодарили поваров за вкусную еду.

Через дидактичесую игру закрепила название предметов для кухни: нож, половник, доска, сковорода, кастрюля, ведро, терка. Также в образовательной деятельности закрепила последовательность сервировки стола, затем используя картинки выкладывали на столе:

  1. Протереть стол
  2. Разложить салфетки
  3. Поставить салфетницу
  4. Чашки с блюдцами
  5. Положить ложку
  6. Поставить хлебницу с хлебом

Наблюдали за продуктовой машиной, которая привезла в детский сад           продукты. Закрепили название продуктов и в чем их привезли: яблоки в ящиках, картошку в мешках, молоко в пакетах и т.д.

     Индивидуально проводила игры: «Четвертый лишний»,

    Назови, какой предмет лишний? (используя картинки)

    кастрюля, сковорода, мяч, чайник.

    тарелка, блюдце, кружка, ведро

     ложка, вилка, нож, погремушка.

К трем годам дети становятся более самостоятельными, начинают думать о том, что они делают, наблюдают за действиями взрослых, задают много вопросов. И как сказал В.Сухомлинский:

«Прежде чем давать знания,

                                         надо научить думать,

 воспринимать, наблюдать».

В процессе работы воспитывала бережное отношение к вещам:

     Надо вещи убирать

Не придется их искать,

Кто бросает вещи в беспорядке

С тем они потом играют в прятки!

Консультации.

Чтобы заинтересовать родителей по данной теме, проводила с родителями консультации:

  1. «Самостоятельность – ценное качество»
  2. Здоровое питание детей от 1 до 3 лет.
  3. Здоровое питание детей от 2 до 3 лет.
  4. Аппетит ребенка летом.
  5. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 1,5-2 лет.

Список литературы

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
  2. Е.Н. Лункина «Растим малыша 2-3 лет»
  3. К. Белая «Первые шаги»
  4. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ»
  5. Е.В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду»
  6. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада»
  7. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  8. Т.Н. Ильюшина «Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста»
  9. Дошкольная педагогика № 10 2012г.
  10. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Приложение № 1.

Перспективный план дидактических игр по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам

         Сентябрь                                                    Октябрь                          

  1. Угостим кукол чаем                       1. Оденем Аленку на прогулку
  2. Мыльные пузыри                           2. Умоем куклу Таню
  3. Сварим кашку мишке                    3. Для цветов водица тоже пригодится
  4. Магазин посуды                            4. Разноцветные капельки

     

   Ноябрь                                                       Декабрь

  1. Буль-буль журчит водица             1. Как и где нравится жить одежде
  2. Постираем кукле платье               2. Волшебная водичка
  3. Сварим компот для Андрейки     3. В гости к нам пришли матрешки

4.  Собери и назови посуду               4. Пирожки для мишки

         

            Январь                                                     Февраль

  1. Чудесный мешочек                       1. Подарки для мишутки
  2. Что наденем Антошке                  2. Оденем мишутку

на маленькие ножки                          3. Чего не стало (одежда)

  1. Купание медвежонка                    4. Вкусная - невкусная (вода)
  2. «Найди такой же»                                  

             

                 Март                                                       Апрель

1. Что плавает, а что нет                               1. Разноцветная водичка

2. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно  2. Мыло бывает разным-преразным

3. Кто нас кормит (повар-посуда)               3. Постираем кукле одежду

4. Собири предмет из частей (посуда, одежда)4. Магазин «Одежда»

                                                     

Май

  1. Обобщение (посуда)
  2. Как мы кормили Хрюшу и Степашу
  3. Найди блюдце для чашки
  4. Кукла Таня ждет гостей

Приложение № 2.

Художественное слово

Кормление

Ах как много разных дел

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей

Мы нальём компотик чашку.

Утром завтрак у людей

И у птиц, и у зверей.

Молоко из чашки пьют

Ваня и Кирюша.

Зайцы овощи грызут

А мышата – корку.

Если так держать, то с

ложки будут капать

капли, крошки.

Динь-ля-ра, динь-ля-ра,

Кушать Оленьке пора

Все машины ждут

Куклы, мишки ждут.

Когда к ним подойдут

И на место уберут.

Умывание

Лучше мойся, воды не жалей                            Наши ручки рисовали

Будут ладошки от мыла белей.                         Грязными от краски стали

Мы помылись, как большие                              Ручки нужно нам помыть

Вот мы чистые какие.                                        Полотенцем посушить.

Ай лады-лады-лады,                                          Только тот, кто не боится

Не боимся мы воды,                                          Ни воды, ни мыла

Чисто умываемся                                               Будет очень чистым

Друг другу улыбаемся.                                      Будет очень милым.

Умываемся мы быстро                                      Руки мы моем дружно

Вытираемся мы чисто,                                      Это важно, это нужно.

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.                        Нужно мыться непременно

                                                                            Утром, вечером и днем-

Рукава мы завернем                                           Перед каждою едою

И одежду сбережем.                                          После сна и перед сном!

Одевание

Я умею одеваться

Если только захочу,

Я и маленького братца

Одеваться научу.

Правда я уже большой

Сам ботинки надеваю

Сам холодною водой

Я ладошки умываю.

И не плакал я с утра,

Может в садик мне пора?

Нашу куколку Аленку

Одевать мы будем:

Снизу мы наденем майку

Трусики в цветочек

И колготки голубые

Тоже не забудем.

Надо вещи убирать

Не придется их искать

Кто бросает вещи в беспорядке

С тем они играют в прятки.

Без одежды нам, друзья

Обойтись никак нельзя.

Приложение № 3

Оборудование для экспериментирования

  1. Таз с водой
  2. Кувшин
  3. Полотенце
  4. Мыло
  5. Мыльница
  6. Кукла с комплектом одежды
  7. Шампунь
  8. Саломки
  9. Вода и пищевые красители
  10. Две непрозрачные банки
  11. Ложки
  12. Предметные картинки: одевание, умывание, кормление
  13. Поднос
  14. Мыло разной формы и цвета
  15. Жидкое мыло
  16. Три варежки: обычная, без пальчика, без ладошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в экспериментально – игровой деятельности

Проект "Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в экспериментально – игровой деятельности"...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

«Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ(нарушение речи) в певческой деятельности».

Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар- особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент детский...

«Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ (нарушение речи) в певческой деятельности».

Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ  (нарушение речи) в певческой деятельности...