Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в экспериментально – игровой деятельности
проект (младшая группа) по теме

Щербатюк Наталия Владимировна

Проект "Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в экспериментально – игровой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    

                                        детский сад № 128

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в экспериментально – игровой деятельности

Воспитатель младшей группы

       Щербатюк Н.В.

Санкт – Петербург

2013

         Разработанная нами игровая программа поможет эффективно и своевременно донести до детей алгоритм действий и смысл их выполнения, а значит, закрепить культурно-гигиенические действия у детей в возрасте 3-4 лет, положив начало нравственной основе личности и охраны здоровья каждого воспитанника.

       В развивающую программу вошли игры, посвященные трем актуальным для младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим умениям:

1 блок «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

2 блок  «Если только захочу, я и маленького братца одеваться научу» (умение одеваться-раздеваться);

3 блок  «Чтобы не было беды, вспомним правила еды» (умение аккуратно принимать пищу за столом).

Игры были подобраны, придерживаясь следующих принципов:

  • Системность (последующие игры усложнялись за счет задач, содержания)
  • Игры взаимосвязаны определенной темой;
  • Сочетание наглядного материала и действий, слова воспитателя и действий детей
  • Содержание игр было понятно детям, соответствует возрастным особенностям;
  •  Сохранение положительного эмоционального настроя детей, любознательности;
  • Сохранение темпа и времени проведения соответствия возрастным особенностям.

I. Игровая программа блока

«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

«Волшебная вода»

     Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две  непрозрачные   банки (одна  заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

    «В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?»

На столе две  непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому  легкая, другая  наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

«Мыльные пузырьки»

       Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

Материалы: мыльный раствор в емкости, тарелка, соломинка, палочки с колечками на конце, стеклянная воронка.

Воспитатель наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора. Кладет в середину тарелки предмет(цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочки воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку, освободив из-под нее мыльный пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).

-Почему увеличивается в размере пузырь? Откуда взялся воздух? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? Вывод: при попадании воздуха  в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

«Мыло в ручках»

Цель: познакомить с различными видами мыла, его свойствами, взаимодействию с водой, процессом тщательного намыливания.

Материалы: кусочки мыла разной формы, цвета, запаха, несколько флакончиков жидкого мыла.

«Ребята, а знаете ли Вы, что мыло обладает чудесными свойствами? А какими? »: Просим намылить ручки как следует, испробовать разные виды мыла, понюхать, оценить форму и размер мыльца. Какое мыло дает большую пену и что нужно для этого сделать? Попросить оценить водичку при смывании после тщательного намыливания и после намыливания на скорую руку.

Прочитать стихотворение:

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

 Зачем мы умываемся? Почему это важно делать перед едой? После сна? Перед сном?

Дети учатся тщательно мылить ручки, обращать внимание на мыло, на то, насколько ручки вымыты, смыта пена, запоминают, почему важно мыться, умываться.

«Рукава мы завернем и одежку сбережем»

      Цель: опытным путем объяснить ребенку, что необходимо закатывать рукава и беречь одежду от брызг во время умывания.

Проводиться игра в туалетной комнате, где расположены раковины.

Материалы: полотенце, рубашки или футболки с длинным рукавом (личные вещи), попросить принести с собой в сад заранее.

«Ребята, сейчас мы будем мыть ручки!» Детям предлагается помыть руки в раковине, не закатывая рукавчиков, но тщательно намылить и смыть,  не вытирая руки полотенцем. После этого поменять одежду и вымыть руки правильно, закатывая рукава и вытирая полотенцем насухо. Дети должны рассказать о своих ощущениях, как им больше понравилось мыться, приятно ли быть мокрым, почему лучше закатывать рукава по их мнению.

«Моем куклу Таню»

      Цель: закрепить навыки умывания и мытья, полученные в играх до этого, пройти алгоритм умывания.

Материалы: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка, 2 ведёрка с водой (холодная, горячая), ванночка (тазик), мыло, мыльница, полотенце.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу

«Искупай, пожалуйста, куклу Таню. Вымой ее хорошенько, чтоб стала чистой-чистой. Мой аккуратно и бережно, не обожги и не заморозь куколку холодной водой, чтоб ей нравилось купаться».

Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Закрепить  умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». Игра также способствует развитию моторики, речи.

 

                                                                                                                             

                                     II. Игровая программа блока

 «Если только захочу, я и маленького братца одеваться научу»

 «Кто «живет» в зеркале и как он выглядит»

       Цель: научить ребенка оценивать свой внешний вид с помощью зеркала при одевании, соблюдать алгоритм одевания-раздевания.

Материалы: набор стандартной одежды (личные вещи), большое зеркало в комнате.

«Сейчас мы посмотрим, кто же живет в зеркале! Ребята, давайте попробуем одеться в приготовленную одежду! Внимательно смотрите в отражение в зеркале?». После того, как дети оделись, спросите, детей кто же живет в зеркале? Правильно ли он одет, аккуратно ли застегнул пуговицы, не торчит ли воротничок. Что надо изменить, чтоб стало аккуратно и красиво?

При отсутствии внимания детей к зеркалу, стоит прибегнуть к «сюрпризному» моменту – голосу из зеркала. Взрослый в качестве голоса жителя зеркала указывает оплошности, которые были допущены в наряде. Важно, чтоб дети постепенно стали оценивать свой вид в зеркале самостоятельно, при необходимости сделать 2-3 повтора процесса одевания. В игре нужно также показать, что зеркало помогает справиться с разными застежками.

  «Оденемся на улицу»

      Цель: научить правильному алгоритму одевания одежды (в каком порядке наиболее удобно одеваться)

Материалы: набор личной одежды каждому ребенку, стулья или скамейка, большое зеркало.

«Мы собираемся пойти на улицу играть, каждый должен одеться правильно, аккуратно и быстро». Напомните участникам про важность зеркала в процессе одевания. Сначала взрослый просто позволяет одеться детям, так как они считают правильным. При возникновении ошибок, попросите других детей помочь ребенку. Спросите, удобно ли одеваться в варежках? Почему трудно обуваться в верхней одежде? При явной необходимости повторить процедуру одевания для всех детей.

«Как и где нравится жить одежке»

     Цель: закрепить привычку убирать вещи, складывая на стул или на полку.

Материалы: набор личной одежды, стульчик для каждого ребенка.

«Ребята, как Вы думаете, где живет одежда? Приятно ли ей быть брошенной на пол и мятой? Что мы можем для нее сделать? » Ребята демонстрируют, как нужно складывать одежду после раздевания, развешивая на стульчик. Тут необходимо направить детей, помочь сделать это аккуратно. Если есть дети, которые хорошо справляются с заданием, их можно привлечь помочь другим.

 

III. Игровая программа блока

«Чтобы не было беды, вспомним правила еды»

Игры блока проводятся во время обеда в столовой

 «Чудо-приборы на столе»

       Цель: закрепить навык есть ведущей рукой для левшей - левой, пользоваться только своими приборами, аккуратно, руками из тарелки без необходимости не есть.

Материалы: любая еда, которую подадут в ДОУ, тарелки, ложки разных размеров, вилки, салфетки.

«Ребята сейчас мы будем кушать космическую еду! Возьмите в руку ложку, теперь переложите в другую и начинайте кушать». Удобно ли есть другой рукой? Дать попробовать кушать суп, кашу вилкой, уточнить, удобно ли пользоваться вилкой для каши? А когда удобно кушать вилкой? Зачем нужны салфетки на столе? Кто знает, как ими пользоваться? Попросите показать, кто знает для чего они.

 

«Когда я ем, я глух и нем»

       Цель: донести до ребят значение тишины за столом.

Материалы: любая еда, которую подадут на обед в ДОУ, тарелки, приборы, салфетки.

«Ребята, кто знает поговорку: «когда я ем, я глух и нем? Почему так говорят? Возьмите побольше еды в ротик и скажите своему соседу: по столу «привет»». Поняли ли Вы что сказали? Удобно ли разговаривать, когда во рту еда? Можно ли подавиться едой и закашляться? Если бы мы молчали и кушали спокойно, никто бы не смог подавиться? Как Вы думаете, кто быстрее закончит кушать и пойдет играть, тот кто все время разговаривал и медленно ел или тот кто, молча все быстренько съел?

Обсудите все еще раз после того, как ребята закончат трапезу.

«Едим перед зеркалом»

       Цель: выработать навык принимать пишу аккуратно, закрывая рот, тихо пережевывая, пользоваться салфеткой.

Материалы: приготовленные макароны, вилки, хлеб, салфетки, небольшое зеркало на подставке

«Ребята сейчас мы будем кушать вкуснейшие макароны, однако делать это будем очень необычно, перед зеркалом, чтоб наше отражение, которое там живет, было красивым, то есть кушайте аккуратно и не торопитесь». Напоминайте, пока дети кушают, что нужно закрывать ротик, не разговаривать и не баловаться, пользоваться салфетками и не крошить на стол. После обсудите, как они выглядели в зеркале, были ли красивыми, остались ли чистыми их лица, руки, одежда. Почему важно кушать аккуратно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков является одной из главных задач воспитания детей раннего возраста. А если работу по их формированию организовать в форме эксперимента, то результата можно ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в экспериметально-игровой деятельностиИсследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?"....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3—4 лет в экспериментально-игровой деятельности...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....