Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.
материал по теме

Горпенко Ирина Ивановна

 

Это выступление я готовила к семинару по теме: «Влияние музыки на духовно - эстетическое воспитание ребёнка». Ведь не секрет, что восприятие музыки – это один из сложных разделов музыкального воспитания. Слушают музыку все, но не все слушатели могут понять о чем она. И задача музыкального руководителя научить детей и их родителей разбираться в музыкальных произведениях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.

        Готовясь к семинару по данной теме, я долго думала, на что больше уделить внимание, потому что, данная тема объёмная и в какую - бы область музыкального воспитания не окунись, везде присутствует эстетическое воспитание.

В своём выступлении я немного уделю внимание теории и расскажу о своём опыте.

Как вы думаете, эстетическое воспитание и эстетическая культура это одно и то же или нет? Давайте немного об этом поговорим. Что же мы понимаем под эстетическим воспитанием?

Это обучение ребёнка чувствам красоты, формирование вкуса и культуры поведения.

А эстетическая культура – это переживание ребёнком чувства красоты, которая доходит до его сердца и выражение их действиями.

Например: Посредством музыкального воспитания ребёнку развивали вкус, учили понимать разную музыку: классическую эстрадную и к определённым годам у него сформировался свой музыкальный вкус. Ребёнок увлёкся тяжёлым роком и однажды на концерте эта музыка так запала в душу, что эмоции вылились в погром концертного зала.

Можно ли такого человека назвать эстетически воспитанным, культурным человеком? Кто-то скажет нет, кто-то скажет да, но из этого примера следует одно, что музыка оказывает огромное влияние на человека. Поэтому сама профессия музыкального руководителя даёт возможность заниматься с детьми музыкальным воспитанием, развивать музыкальный вкус у детей.

Что же такое музыкальное воспитание?

Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развития музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Музыкальное воспитание мы осуществляем естественно при помощи:

  1. музыкального занятия
  2. развлечений
  3. праздников
  4. работы с родителями
  5. самостоятельная деятельность ребёнка в группе.

Я бы хотела остановиться на музыкальном занятии, именно на разделе слушания, потому что данный раздел учит ребёнка понимать музыку, размышлять о ней, эмоционально переживать музыкальным образам. Какую же музыку нужно использовать в занятии? Для этого есть программа, на которую мы опираемся в своей работе. В новой программе очень хороший выбор разнообразной музыки, но не всегда у музыкальных руководителей есть этот музыкальный материал, поэтому, заменяя его, думайте о том, что ребята очень восприимчивы ко всему подлинному, прекрасному, у них ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представление о музыке разных времён и стилей. На занятиях кроме фортепьянной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей.

Например: Подбирать классические произведения разных времён, погрузиться в старинную музыку «Детские симфонии» И. Гайдна, Генделя, Моцарта, Мендельсона, Штрауса. Я обычно выбираю небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами – песня, танец, марш. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в своей работе, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях. Именно этот метод я взяла за основу всех занятий по проекту «Музыка в картинках».

Поводом создания проекта послужили анализы результатов диагностики по музыкальной и художественной деятельности, которые показали, что у детей снизился интерес к восприятию музыки, произведениям художественного искусства.

Изучая эту проблему, посредством наблюдений во время занятий, бесед  и анкетирования детей и родителей, мы пришли к выводу: чтобы научить понимать музыку и живопись, нужно объединение различных видов искусств, так как синтез музыки, живописи, театра, художественного слова обогащает внутренний мир ребёнка, развивает эмоциональную сферу, учит «видеть музыку» и «слышать живопись». Именно эти слова стали эпиграфом нашего проекта.

Цель проекта: развивать творческие умения для выражения своих эмоциональных переживаний от восприятия музыкального произведения средствами изобразительной деятельности.

Над созданием проекта работали два человека – музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности.

В проект входят девять разных по тематике интегрированных занятий, основанных на сравнении музыкальных произведений и художественных картин, которые проводятся один раз в месяц.

  1. Сентябрь – «Музыка моря» - рисование.
  2. Октябрь – «Цветное настроение» - рисование.
  3. Ноябрь – «Вот такие гномы» - рисование эмоций.
  4. Декабрь – «Летите голуби, летите» - конструирование.
  5. Январь – «Зимняя сказка» - аппликация.
  6. Февраль – «Музыкальный карнавал животных» - рисование, лепка.
  7. Март – «Я шагаю по Москве» - рисование.
  8. Апрель – «Сказочные чудеса» - рисование.
  9. Май – «Чудо пластилин» - лепка.

В занятиях использовала классические и эстрадные произведения и песни таких композиторов: Римский-Корсаков. Бах, Чайковский, Шостакович. Поль Мариа, Мусоргский, Гладков, Дунаевский, Сен-Санс, Львов-Компанеец.

В конце своего выступления я хотела бы сказать. Если ваши воспитанники любят вас и музыкальное занятие, то ваши труды не напрасны и вы творческий  человек, идёте со временем в ногу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.

О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Презентация по теме"Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"

Презентация по теме: "Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ  в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"...

Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.

Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам и родителям...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ : «Слушание музыки - как один из видов развития мышления ребенка»

Слушание музыки  является составной частью единой системы слухового развития детей....

«Слушание и восприятие музыкальных произведений как способ эстетического воспитания и развития дошкольников»

Музыка оказывает огромное влияние на формирование эстетической сферы человека, его вкуса и характерных особенностей. При организации музыкального воспитания дошкольников необходимо думать о развитии у...

Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.

Материал будет полезен для музыкальных руководителей и педагогов ДОО...