Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).
методическая разработка по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за групповой деятельностью участников группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для психологов «Методы групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками.».

Педагог- психолог Побединская И.В.

  1. Игра с игровым полем «Домики» - модификация  игры Гюнтера Хорта «Лепёшка». Символдрама. Область применения: работа с выражением и отражением агрессии. Индивидуальный стиль поведения – диагностика и коррекция. Работа с чувствами в ситуации фрустрации. Возраст: от 4 до 18 лет. Подходит для семейной терапии.
  2. Психотехническая игра «Продавец страхов». Область применения: работа со страхами. Переосмысление  значения страхов в жизни человека. Возраст: от  10 до 18 лет.
  3. Техники «Грустная собака», « Задумчивая обезьяна», «Лис и лисёнок». Использование мягкой игрушки в групповой психотерапии эмоциональных состояний.  Интеграция личного опыта. Диагностика и коррекция детско - родительских отношений. Возраст: от 4 до 18 лет.

Ход занятия.

В начале занятия ведущий предлагает взрослым участникам мероприятия стать детьми- реальными или вымышленными. По кругу каждый из участников рассказывает о себе- ребёнке ( имя, возраст, характер, психологические проблемы) . После этого предлагаемые техники выполняются участниками из этого образа. Если участников мастер- класса больше 6, остальным предлагается во время проведения игры «Домики» проводить стандартизированное наблюдение по предложенной схеме. Параметры для наблюдения наблюдатель выбирает сам. При этом он может наблюдать за одним или несколькими участниками ( в зависимости от опыта ). В конце игры наблюдающие делятся результатами наблюдения. Тогда в ходе упражнений с мягкими игрушками те, кто были наблюдателями , становятся «детьми», а те, кто бы в «Домиках» детьми, становятся наблюдателями.

Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий ( пример).

ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пассивность

Активность

Агрессивность

Доброжелательность

Критичность

Терпимость

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ _______________________

  1. Игра с игровым полем «Домики» - модификация  игры Г. Хорта «Лепёшка». Область применения: работа с выражением и отражением агрессии. Индивидуальный стиль поведения – диагностика и коррекция. Работа с чувствами в ситуации фрустрации. Возраст: от 4 до 18 лет.

Описание игры: « листа формата А3 склеить клеем ПВА и проклеить тканью с одной стороны ( изнаночной). Взять цветную бумагу 6 цветов ( основные цвета) плюс голубая и коричневая бумага плюс любой цвет для «ничейного» домика. Также понадобится пластилин.

Из цветной бумаги нарезать «домики»- квадраты 6 на 6 см по 6-7 квадратов каждого цвета. Разложить квадратики  «дорожкой» на игровом поле ( в итоге должна получиться замкнутая цепочка с коричневым, голубым полями и ничейным домиком на стыке). Цвета произвольно чередуются. Поле ОБЯЗАТЕЛЬНО обклеить плёнкой или скотчем !

Количество участников – по количеству цветов на игровом поле ( до 6).

Правила игры:

  1. Каждый выбирает себе цвет «домика» на игровом поле и лепит из пластилина фишку или фигурку какого- либо животного, птицы , рыбы и т.п. для игры. Цвет фигурки должен совпадать с цветом домика.
  2. Игроки по очереди бросают кубик и делают кол-во выпавших ходов. Если попадает на квадратик «чужого» цвета, то хозяин домика предъявляет ему претензии ( например: «ты разбил мою вазу», «ты съел мою рыбку»), а гость защищается и оправдывается. В итоге диалога  хозяин имеет права наказать гостя за провинность в такой степени, в какой считает нужным ( деформировать, расплющитьт, оторвать какую-нибудь деталь и т.п.)или простить.
  3. По ходу игры игороки могут восстанавливать свою форму в домиках своего цвета . Например, если ему выпало 4 хода, а на 2 или 3 есть его домик- он делает промежуточную остановку там.
  4. В конце игры все подходят к последнему, ничейному домику и собираются там. Голубой прямоугольник- «небо». На него можно перейти только трансформировавшись в человека. Играющие просят друг друга сделать из своей зверюшки человека и объясняют, почему они хотели бы стать человеком. Те, кто остаётся зверюшкой, тоже объясняют, почему они так решили и переходят на коричневый квадрат- «хлев».

Психотехническая игра «Продавец страхов». 

Область применения: работа со страхами. Переосмысление  значения страхов в жизни человека. Возраст: от  10 до 18 лет.

  1. Чтение - Авторская сказка Дмитрия Соколова «Про девочку Марфушу»

Жила- была девочка Марфуша. Она была сирота. Жила она с дедом и называла его «дедка». Дедка очень любил её и жалел. Марфуша всего боялась- и воды, и огня, и насекомых, и машин…Что бы дед ни попросил, она от всего отказывалась. Дед попросит: «помой посуду, Марфуша», а она отказывается: «Воды боюсь!». Приходится деду самому посуду мыть. Дед говорит» «Прополи грядку, совсем заросло.», а она - «Ой, я кусачих букашек боюсь!»- вот дед и полет сам. Просит её дед: «Сходи в магазин за хлебушком», а Марфуша ему: «Нет, я боюсь с продавщицей разговаривать!».

Однажды дед сильно заболел, еда кончилась, лекарств нету. Жалко Марфуше деда, делать нечего-  решилась она пойти на рынок. Идёт, боится, по кустам прячется. Пришла на рынок Марфуша- боится обратиться к кому-нибудь. Да и оказалось, что деньги она дома забыла. Люди смотрят- стоит девочка и плачет. Сами подошли к ней, заговорили. Рассказала им Марфуша про свою беду, и предложили люди её «боюськи» продать им. Гуси мимо проходили- она гусей забоялась. Одна женщина захотела для маленького внука боюську гусей купить. Захотели и другие люди себе Марфушкины боюськи купить- кто для себя, а кто для своей собаки, кто для мужа, а кто для детей.

Так и продала она все свои боюськи. Купила на вырученные деньги хлеба, лекарств, подарки дедке и домой вернулась.

Дед выпил лекарство и выздоровел. И стали они жить долго и счастливо.

  1. Все участники завязывают  ( или закрывают) глаза и идут за ведущим в сказочную страну, взявшись цепочкой за руки. При этом они преодолевают препятствия ( пролезают под бревном, идут по краю оврага, перескакивают через канавы и т.п.
  2. Наконец все приходят в пещеру, снимают повязки ( открывают глаза). К ним выходит волшебница. Она рассказывает, что живёт в этой пещере и торгует страхами ( покупает и продаёт).

- А у вас есть страхи? Я хотела бы их купить у вас.

Волшебница разговаривает с каждым по очереди- какой страх? Кому я смогу его предложить (кому он пригодяится)? Какого он у тебя размера ( покажи руками)? Он тяжёлый или лёгкий? Ты его продаёшь целиком или оставишь себе кусочек?

Давай поместим твой страх в мой волшебный мешочек ( заколдовать, чтобы не вырвалось!)

Обязательно вознаграждение- конфеты, игрушки, открытки).

Работа с мягкими игрушками.

Для групповой работы необходимо выбирать игрушки с характерным выражением мордочки- грустная собака, угрюмая обезьяна и т.п. Однако, используя игрушки с нейтральным выражением мимики, можно использовать их в работе, внушая детям ту или иную эмоцию ( мне кажется, что этот мишка грустит).

Техника:

  1. Спросить у детей, какое настроение у этой игрушки.
  2. Передавать игрушку по кругу- пусть собачка скажет на ушко каждому ребёнку, что  у неё случилось ( почему она грустная). Дети рассказывают о том, что рассказала им собачка.
  3. Второй круг- дети передают друг другу игрушку и утешают её, предлагают помощь, просто жалеют, подбадривают, говорят что-нибудь тёплое и хорошее.
  4. Для проработки родительско- детских отношений- разыгрывание диалога в парах ( взрослая лиса- лисёнок) Ребёнок сначала говорит от имени родителя, потом наоборот- то есть, дети меняются ролями в парах.

В конце мастер- класса участники делятся впечатлениями о полученных умениях, степени их актуальности и перспективах использования в своей работе.



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Оцените пожалуйста следующие параметры проведения мастер- класса ««Методы индивидуальной и подгрупповой  психокоррекционной работы с детьми и подростками.».  14.05.13

 (педагог- психолог ГБОУ ЦПМСС Побединская Ирина Викторовна)

Степень полезности,

нужности материала                       0_____1_____2_____3_____4_____5

Новизна материала                        0_____1_____2_____3_____4_____5

Степень Вашей вовлечённости  

В проведение мастер- класса        0_____1_____2_____3_____4_____5

Мастерство и компетентность

 ведущего                                        0_____1_____2_____3_____4_____5

Собираетесь  ли Вы использовать

полученные в ходе мастер- класса

методы в своей работе?                  0_____1_____2_____3_____4_____5

Благодарим за участие!

«____» мая 2013 года    Подпись: _______________( ФИО)______________________

Уважаемые коллеги!

Оцените пожалуйста следующие параметры проведения мастер- класса ««Методы индивидуальной и подгрупповой  психокоррекционной работы с детьми и подростками.».  14.05.13

 (педагог- психолог ГБОУ ЦПМСС Побединская Ирина Викторовна)

Степень полезности,

нужности материала                       0_____1_____2_____3_____4_____5

Новизна материала                        0_____1_____2_____3_____4_____5

Степень Вашей вовлечённости  

В проведение мастер- класса        0_____1_____2_____3_____4_____5

Мастерство и компетентность

 ведущего                                        0_____1_____2_____3_____4_____5

Собираетесь  ли Вы использовать

полученные в ходе мастер- класса

методы в своей работе?                  0_____1_____2_____3_____4_____5

Благодарим за участие!

«____» мая 2013 года    Подпись: _______________( ФИО)______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ  АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»....

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»

Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных  умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)

Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь  каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)

quot;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)...