Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми
статья по теме

Сычёва Людмила Васильевна

 

Профессиональное общение воспитателя и ребенка есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию  воспитательно-образовательного процесса и отношений между педагогом и  воспитанниками.

         От выбора стиля педагогического общения  зависит   процесс воспитания. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_vzaimodeystvie.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативного взаимодействия

педагога с детьми

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

Профессиональное общение воспитателя и ребенка есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию  воспитательно-образовательного процесса и отношений между педагогом и  воспитанниками.

         От выбора стиля педагогического общения  зависит   процесс воспитания. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества.  

 В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

От позиции, которую воспитатель занимает по отношению к детям, зависит и раскрытие творческого потенциала ребенка. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Но все же, полноценное развитие способностей детей возможно только в том случае, когда воспитатель принимает позицию, способствующую этому развитию.

Все позиции представлены через образы для того, чтобы было легче понять каждую из них.

1. Карабас-Барабас. При такой позиции воспитателю нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Такой воспитатель не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха. Дети овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны и удобны воспитателю. Дети в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, они просто парализованы страхом. Такая позиция приводит к блокировке развития способностей у детей. А еще хуже, у них возникает двойственность натуры, которая приводит к двойной морали.

2. Мальвина. Это – благовоспитанный воспитатель. Он научит детей истинным правилам и нормам, которые существуют, привьет гигиенические навыки. Но если кто-то из детей воспротивится этому, он накажет ребенка. У такого воспитателя отсутствует гибкость, он не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому, в экстремальной ситуации дети могут оказаться беспомощными, неспособными проявить инициативу. Такая позиция воспитателя приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения, так как воспитатель предлагает себя в качестве единственного образца для подражания.

3. Красная  Шапочка. Способ воздействия воспитателя, заявившего такую позицию, - предъявление своего натурально-ситуативного «Я», которое привлекательно для детей и опасно. Вспомним, как ведет себя Красная Шапочка: она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Не предвидит результатов своих действий, делает то, что ей вздумается, не думая о последствиях. Она беспечна, надеется, что все обойдется. Поэтому такая позиция приведет к трудностям планирования и прогнозирования своих действий, к нарушению их регуляции, волевой регуляции поведения.

4. Спящая красавица. Такой воспитатель фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе, что противоречит нормальному развитию. Дети «варятся в собственном соку», перенимая друг у друга как хорошее, так и плохое. Отсюда идет неорганизованность, разболтанность, вседозволенность, отсутствие целенаправленной деятельности. При таком отношении воспитатель приводит детей к деструктивному поведению, которое тормозит психическое развитие.

5. Наседка. Это, своего рода, гиперопека. Что тоже нежелательно для детей, так как наносится ущерб психическому развитию. У детей пропадает интерес, желание узнавать, исчезает самостоятельность.

6. Снежная Королева. Ее цель – власть над миром. Такой воспитатель научит детей покоряться только чужой воле, он искусно воспитает рабов и функционеров. У детей не будет стремления сделать что - либо по – своему, по собственному намерению.

7. Мэрии Поппинс. Образованный воспитатель, преследующий одну единственную цель – развитие ребенка. Он является посредником между миром культуры и миром детей. Он обучает детей так, что они этого не замечают. Постоянно ставит перед детьми новые задачи, создает условия, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Такой воспитатель обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Анализируя все позиции, складывающиеся отношения к детям при каждой из них, можно уверенно сказать, что первые шесть, по сути, не должны присутствовать, преобладать при воспитании детей. Они не обеспечивают полноценного развития способностей ребенка, даже наносят ущерб психическому и физическому здоровью.

Седьмая позиция, адекватная, настоящая воспитательская, приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

         В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие.

        В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (Л.С. Выготский), «речевым актам» (А.А. Леонтьев), достижения «единства языка-речи» (Ф.А. Сохин). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью. Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дошкольного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Именно под влиянием взрослых происходит вхождение ребенка в общество, усвоение культурных норм, ценностей.

Универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов. У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересом к людям и их взаимоотношениям. Очень ценна самооценка воспитателем своего взаимодействия с детьми.

Рассмотрим речевое общение как один из типов общения воспитателя с детьми. На занятиях речь воспитателя занимает почти половину времени. Она пронизывает все структурные части учебной деятельности, начиная от постановки целей и задач до оценки результатов учебного процесса. Но дело не в том, много или мало говорит воспитатель, а в том, что он говорит, как и когда использует речевые воздействия в процессе занятия. Вербальное взаимодействие имеет решающее значение в обучении ребенка, поскольку язык осуществляет передачу культуры. Речь воспитателя – основное средство, позволяющее ему приобщить детей к способам человеческого мышления.

В зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми  наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Однообразие лексики, обилие  штампов, ненужных заимствований, диалектизмов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, «лишних слов», к сожалению, встречаются  в речи педагогов.
В любом общении, тем более с детьми, недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета – неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому. Статьи Н. И. Формановской должны стать для каждого воспитателя путеводителем, настольной книгой.

Фонетический компонент общения связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, невнятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос не должны характеризовать коммуникативную компетентность воспитателей.

Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»

Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....

«Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии»

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выдел...

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...

Карта наблюдений за особенностями взаимодействия педагога с детьми

Критериями взаимодействия взрослых с детьми дол­жны выступать «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения», реали­зуемые в дошкольном образовател...


 

Комментарии

Сычёва Людмила Васильевна

Общение стало актуальной проблемой среди людей. Хотелось бы, чтобы на эту проблему обратили внимание уже в школе. Хорошо было бы ввести предмет по умению общаться как со сверстниками, так и с педагогами, детьми.