Главные вкладки

    "Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"
    статья по теме

    Ушакова Людмила Петровна

    В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami_.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

     

     

      Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

    Чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке образовательных услуг, коллективы ДОУ ищут свои пути сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

    Предлагаю   опыт работы   по реализации задачи «Создание единого пространства развития ребенка в детском саду и семье».

    Основная цель    –  формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, который характеризует доверительные отношения педагогов, специалистов и  родителей, активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как полноправных партнеров.

     Работа воспитателя не будет полноценной, если у него не будет контакта с родителями детей. Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

     Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, совместные выставки и вернисажи; клубы по интересам, встречи в «читальном зале», совместное творчество детей, родителей и педагогов, направленные на формирование у родителей теоретических знаний и практических навыков в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

    Основной коллективной формой общения с родителями остается   родительское собрание. Групповое собрание - это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада с казенными словами, что не вызывает интереса со стороны родителей и большинство из них перестают посещать собрания. Поэтому педагоги стараются проводить собрания в нетрадиционной форме: «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», «Деловая игра», «Мастер-класс», где родителям показывают  занятия с участием их детей,  приглашают специалистов (логопедов, психологов, учителей, врачей и т. д.) и др. Явка родителей на такие собрания существенно повышается, ведь каждому родителю интересно посмотреть на своего ребенка в необычной обстановке или же услышать от  специалистов ответы на волнующие их вопросы.

    Традицией стало проведение общих родительских собраний в форме устного журнала «Детский сад со всех сторон». Журнал состоит из нескольких страниц, по длительности каждая занимает 10-15 минут, таким образом, общая продолжительность составляет не больше 40-60 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени  представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала  - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями; просмотром видеосюжетов, творческими выступлениями детей; выставками рисунков, поделок, книг.  Вот примерный план проведения устного журнала в детском саду.

    Устный журнал  «Детский сад со всех сторон»

    Вариант № 1

    1-я страница «Творческая гостиная»:

          -   «Театральный час  в детском саду» - выступление руководителя театральной студии «Гном»;                            

    1. сказка «Первая Травка» (показывают дети средней группы);
    2. «Эстетическое воспитание детей средствами живописи» - выступление воспитателя изостудии, показ детских работ.

    2-я страница «Дети и дорога»:

    1. « Совместная работа дошкольного учреждения и ГИБДД по обучению детей безопасному поведению на улицах города» - выступление инспектора ГИБДД;
    2. выступление детской агитбригады (старшая группа).

    3-я страница «Здоровье детей в наших руках»:

    1. лекция-беседа «Профилактика простудных заболеваний» (врач-педиатр детской поликлиники).

    4-я страница «Скоро в школу»:    

        -    «Нарушение речи детей – причины и профилактика» (учитель-логопед средней школы).

         -    мастер-класс «Обучение детей составлению рассказов» (воспитатель детского сада).

    Вариант № 2

    1-я страница «Творческая гостиная»:

    1. обзорная экскурсия по детскому саду (просмотр родителями оформления и оборудования  физкультурного зала, музыкального зала, кабинета педагога-психолога, изостудии, бассейна);
    2. посещение выставки поделок из природного материала «Талантливый родитель»»;
    3.  презентация «Работа ДОУ по приоритетному направлению (художественно-творческое развитие детей)» (заведующий).

    Выступление детей второй младшей группы. Танец «Погуляем»

     2-я страница «Здоровье детей в наших руках»:

    1. «Организация двигательной активности детей в детском саду» - выступление старшего воспитателя о значении двигательной активности для здоровья детей и знакомство родителей с различными формами работы по данной теме.

          Выступление детей средней группы. Частушки «Дуняшки».

    1.  «Осторожно, грипп!» - рекомендации для родителей врача-педиатра о профилактике гриппа.

     Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал» (дети старшей группы).

    3-я страница «А как у вас?»:

    1. семейный мастер-класс по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах.

     Выступление детей старшей группы. Агитбригада.

    4-я страница «Скоро в школу»:

    1. «Поговорим о школе» - выступление завуча  средней школы.  

    Такая форма проведения общих родительских  собраний повышает посещаемость родителей до 78 %.

    Несколько лет назад в нашем дошкольном учреждении был организован клуб для родителей «Содружество». Заседания клуба осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей: «Скоро в школу», «Обеспечение безопасности детей на улицах города», «Здоровье детей – в наших руках» и др. Данная форма общения устанавливает между педагогами и родителями доверительные отношения. Педагоги осознают значимость семьи в воспитании ребенка, а родители – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

    Доброй традицией стало проведение Дней открытых дверей, где родителям наряду с другими мероприятиями, предлагаются открытые занятия и организованная деятельность детей  по различным направлениям программы. Мы стараемся вовлечь родителей в педагогический процесс. Родители, наблюдая деятельность педагогов, сами участвуют в играх, занятиях и т.д.

    Традицией стало проведение в детском саду тематической недели «Безопасная дорога» и выпуск газеты для родителей « Дорога без опасности». В газете представлены рубрики «Информбюро», где сообщаются данные статистики по г. Губкину и Белгородской области по детскому дорожно-транспортному травматизму; «Калейдоскоп», где педагоги рассказывают, как они знакомят детей с дорожно-транспортной средой посредством целевых прогулок, экскурсий, занятий. В рубрике  «Школа для родителей» родители делятся семейным опытом обучения ребенка правилам безопасного поведения на улицах города, а в рубрике «Литературная радуга» дети рассказывают, как они переходят дорогу.

    Ежегодно в рамках городского месячника безопасного движения организуется агитпробег детей детского сада, их родителей и педагогов, которые движутся с плакатами по запланированному маршруту. На время агитпробега движение на  улице перекрывается сотрудниками ГИБДД. Во время этой акции к нашему шествию присоединяются прохожие и жильцы близлежащих домов. Родители с удовольствием участвуют в агитпробеге, так как за последнее время интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города возросла и не все водители соблюдают правила дорожного движения.

    Большое значение в нашем детском саду уделяется наглядно- информационному методу работы с родителями. В каждой группе красочно оформлены родительские уголки. В уголках размещаются папки передвижки с рубриками «Родительский час», «Копилочка мудрых советов», «Советы бывалого» с консультативной санитарно-просветительской и педагогической информацией. В рубрике «Хороши, малыши!» педагоги еженедельно сообщают родителям об умениях и достижениях каждого ребенка. Также в родительских уголках воспитатели размещают фотографии с организацией различных видов деятельности, режимных моментов; организуют выставки творческих работ детей, консультации с разнообразной тематикой. В группах оформлены постоянно действующие фотовыставки «Жили-были», «Хорошо у нас в саду», «Вот мы какие». Каждый год к праздникам 8 Марта и Дню защитника Отечества оформляются фотовыставки «Мама – солнышко мое», «Маму я люблю, милую мою», «Лучшие мгновения с мамой», «Вместе с мамой», «Папы всякие нужны, папы всякие важны», «Мои папуля и дедуля – лучшие на свете», «Мужчины в нашей семье», «Самый, самый, самый…».

    Оборудована общая  фотовыставка «Главней всего погода в ДОУ!»  и галерея-выставка творческих работ взрослых и детей «Калейдоскоп фантазий».

    Ежегодно проводится выставка «Талантливый родитель», на которой представляются совместные работы родителей и детей: поделки из природного материала, из дерева, вышивки и др.

    Удачной формой работы с родителями стало привлечение родителей к подготовке и проведению совместных детских праздников и развлечений. Прежде всего, это сближает между собой родителей группы и вызывает положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Так в детском саду прошла «Книжкина неделя». В одном из конкурсов принимали участие и родители. Они должны были вместе с детьми оформить книжку-малютку. По правде сказать, воспитатели не очень надеялись на то, что родители найдут время для изготовления книжки. Каково же было удивление педагогов, когда почти все дети принесли в садик книжки-малютки: «Сказка про рыбку», «Моя любимая бабушка», «Моя семья», «Любимые игрушки», «Сочинялки», «Домик в деревне», «Девичьи секреты», «Еду,еду…», «Наши друзья» и др. В книжках были и рисунки, и наклейки, и рассказы собственного сочинения, и стихи, и фотографии. Творчеству детей и их родителей не было предела. Как потом признавались родители, их так увлек творческий процесс составления книжки, что они просиживали с детьми все вечера.

    В ДОУ организована творческая мастерская «Чародейка» для родителей, где собираются мамы-рукодельницы и шьют детские костюмы к утренникам, помогают педагогам в оформлении музыкального зала и групповых комнат к праздникам. В костюмы, сшитые руками мам, ребята  особенно любят наряжаться – ведь при их изготовлении мамами было проявлено столько выдумки и фантазии, что нигде интереснее костюма не увидишь и не купишь ни за какие деньги.  

    С этого года  был организован адаптационный центр «Улыбка» для вновь приходящих детей, который работает апрель и май месяц перед непосредственным набором детей в 1-ю младшую группу. Чтобы адаптация прошла  безболезненно,  педагог-психолог на базе детского сада проводит с детьми элементарные занятия по развитию речи, рисованию, лепке, формированию элементарных математических представлений, используя красивые игрушки, красочные картинки, книжки, пособия. Будущие воспитатели также знакомятся с этими детьми, играют с ними. На занятиях присутствуют и родители, поэтому ребенок чувствует себя спокойно и уверенно рядом с мамой. Дети, которые посещали адаптационный центр «Улыбка», очень быстро адаптировались к жизни в детском саду, не плакали, ведь рядом с ними находились не чужие, а уже знакомые им люди. Родители спокойно оставляли малышей с воспитателями и радовались, что их ребенок бежит в садик с удовольствием.

            Рассмотренный опыт продуктивного общения ДОУ и семьи отражает лишь часть возможных форм совместной работы. Эффективное взаимодействие педагогов и родителей характерно для многих дошкольных учреждений. Такие ДОУ не испытывают трудностей по установлению контакта с родителями. Их опыт способен помочь другим  учреждениям организовать и у них результативное сотрудничество с семьей.

    Используемая литература:

    1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2004.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

    Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

    Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

    Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

    Формы сотрудничества педагога с семьями детей в ДОО.

       Чтобы  взаимодействие педагогов с родителями  не ограничивалось  в основном только классической (традиционной) формой собрания, где часто  решаются просто орган...

    Сотрудничество педагога с семьями воспитанников.

    Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни ребенка играют главенствующую роль, определяют направление...

    Статья на тему "Игра как способ сотрудничества педагога и семьи в вопросах экологического образования"

    В детстве формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:...

    Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период

    Чтобы период адаптации детей проходил легче, детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, увере...

    Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»

    Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...