«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»
статья по теме

Степанова Светлана  Евгеньевна

Правильно спланированная педагогическая деятельность педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся, всегда даст положительные результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

 Выполнила Степанова С. Е.

Воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ) села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский  Самарской области структурного подразделения  «Зорька»

                                              Самара, 2013г.

                                     Пояснительная записка.

I. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и условиях профессиональной деятельности.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного  образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон Российской федерации  «Об образовании»  от 29 декабря 2012 года и приказ  Министерства образования науки  России от 23.11.2009мг.№655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представления работников системы дошкольного образования. В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

- перенаполняемость детьми групп;

- снижение качества образования;

- недостаточная методическая, материальная  база ДОУ;

- неготовность педагогических кадров в работе с интерактивными, мультимедийными средствами и средствами ИКТ;

- недостаточное использование здоровьесберегающих технологий;

 -невключенность в процессы инновационного развития дошкольного образования;

- недостаточное использование современных образовательных технологий;  

-слабость обратной связи между педагогами, узкими специалистами и родителями как заказчиков  образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

В связи с новыми требованиями изменилась система построения работы в детском саду, где главной задачей стало развитие детей.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ практического опыта позволяет сформулировать ряд проблем:            - невысокая динамика кадрового обновления в системе образования

 - недостаточное развитие вариативных форм образовательного процесса ДОУ.

- недостаточный охват детей дошкольным образованием

 Также одной из важных   проблем стало изменение образовательного процесса, направленного на формирование ключевых компетентностностей  педагога, а именно:

* Исследования уровня сформированности ключевых компетентностей у обучающихся

* Совершенствование механизмов стимулирования педагогических работников к внедрению компетентностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса;

* Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме.

* Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.

* Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении.

  1. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося (в русле ФГТ).  

В настоящее время в системе образования реализуются  новые Федеральные Государственные Требования. Основными направлениями являются: познавательно - речевое, художественно – эстетическое, физическое и социально – личностное.

  В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Cоциально - личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей и успешно, при условии его непрерывного осуществления, включается во все моменты образовательного процесса.

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, (повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает педагога к формированию социально-личностного развития  воспитанников посредством следующих мер:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).  

        Для системы дошкольного образования установлены федеральные государственные требования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса. Если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Акцент  знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Занятия не являются приоритетной формы работы с детьми, образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Решать поставленные цели и задачи предлагается

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и обучающегося и самостоятельной деятельности детей

Основная образовательная программа  дошкольного  учреждения рассматривается   как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

Преобразования в образовательном процессе требует изменения в средствах обучения и воспитания: развивающие игры, игровые пособия, конструкторы, наборы для детского творчества, развивающие компьютерные игры, мультимедийные презентации, рабочие тетради на печатной основе.

Игра  выступает как самая важная деятельность через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 Существует два вида контроля:

-государственный ( внешний контроль за деятельностью ДОУ)

-организация системы внутреннего контроля в ДОУ (административный, медицинский, государственно-общественный).

Уделение внимания на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых  особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программы необходимые изменения.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

 Главное внимание акцентируется на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников.

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на

- укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

- организации различных видов деятельности и общения воспитанников;

 - организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения,

- методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса,

- владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

 -непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам;

 -непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

       Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

*управлять образовательным процессом;

*создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

*формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

*использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;

*проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

*осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

*осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;

*создание информационного банка данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города (дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального звена средних общеобразовательных школ).

       Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям:

*комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

*качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 *организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.          

 *  Информирование педагогических коллективов ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними по запросам.

*Организация обмена опытом между ДОУ и школой, углубленно работающими по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей её решения.

*Разработка методики мониторинга результатов социально-личностного развития детей. Отслеживание эффективности этого процесса.

На основе стартовой базовой образовательной программы реализуются методы перехода на авторскую программу. В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего дня качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.

Из выше сказанного возникает необходимость создания тематических, мультимедийных пособий, которые ппомгают педагогу современно, доступно, интересно преподнести детям новые знания.

Литература:  Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10

Нормативные документы: Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011) //Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» //Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных достижений обучающихся

I.                  Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной про...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

В ДОУ созданы условия максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального развития.   В ДОУ разработано программно-...

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся

Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных достижений у обучающихся

В данной работе рассмотрим систему деятельности в рамках  образовательной области -  «Здоровье», направленную на формирование   у детей  старшего дошкольного возраста пр...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»...