статья
статья по теме

Бельченко Ирина Николаевна

 

Полихудожественный подход в системе дошкольного образования  на раскрытие творческого потенциала  детей в образовательной деятельности « Искусство»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полихудожественный подход в системе дошкольного образования  на раскрытие творческого потенциала  детей в образовательной деятельности « Искусство»

   В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

  Дошкольное детство – важный период в детстве детей. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего окружающий его мир. Детское творчество -  область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Богатые возможности в этом отношении представляет творческая  деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека.

Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

  Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития.  Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

  «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» - предупреждал В.А. Сухомлинский.

 Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру искусства, научить понимать этот мир и наслаждаться им, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление  активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Несомненно, искусство – это источник формирования творческих способностей ребенка. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы.

  Таким образом, полихудожественный подход предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющему им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Учёными, работающими над принципами полихудожественного подхода, говорилось о развитии творческого потенциала ребёнка в процессе различных видов деятельности. Единая художественная природа всех искусств соответствует врождённой предрасположенности ребёнка к разным видам творческой деятельности, поли модальности его интересов. Ребёнок выражает желание выразить своё внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д. Такие разнообразные определения сущности полихудожественного подхода как целостный процесс художественного воспитания, как гармоничная система вхождения ребёнка в процесс обучения, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализация в творчестве, приводят к возникновению неоднозначного его понимания у различных исследователей, и в настоящий момент.  Полихудожественный подход находится ещё в стадии разработок. Но, несмотря на то, что понятие  "полихудожественный подход", основанный на принципе интеграции, находится в стадии разработок, в целом все определения основаны на универсальном законе гетерозиса, согласно которому любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, несомненно, обладает большим развивающим резервом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.

  В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе  полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Художественно-эстетическое воспитание ребёнка - сложный, многогранный процесс и даёт большой простор деятельности взрослых и детей. Взрослый передаёт художественный опыт ребёнку, с помощью опытно-поисковой деятельности изучает его способности и открывает ребёнку дверь в мир прекрасного. Целостный  подход к воспитанию эстетического отношения не исключает, а, наоборот, предполагает развитие  специальных способностей. Педагог, стремящийся достичь высоких результатов, использует в своей работе новые технологии, в том числе, и полихудожественный подход. Например, музыкально-дидактическая игра "Теремок" на развитие чувства ритма может плавно интегрироваться в подвижную игру с любимыми сказочными персонажами, а конечным результатом творческой деятельности станет постановка сказки " Теремок", где восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности - речевая, двигательная, музыкальная .

Положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

  Особое внимание следует уделить среде, в которой растёт и развивается ребёнок. Именно среда выдвигает основное педагогическое условие - интегрированный подход к освоению искусства ("Каждое искусство есть средство организации пространства"- П. Флоренский). Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально  развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объём воображаемых представлений, фантазию, которые с точки зрения теории "полихудожественного развития" Б.П.Юсова  являются непременным условием развития творческого потенциала ребёнка.

Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, педагоги создают особую эстетическую среду, наполняют каждый центр активности стимулирующим материалом, предоставляя детям возможность самовыражения и самореализации.

  Все условия взаимосвязаны друг с другом, выключение одного из названных условий приводит к невозможности реализации полихудожественного подхода в целом в системе воспитательно - образовательного процесса.

   В реализацию полихудожественного подхода должны быть включены все субъекты образования: дети, педагоги, родители.

  Полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребёнка в разные виды деятельности.  Погружение в различные виды искусств, позволяет решить поставленные задачи в сравнительно короткий временной период, дают ребенку более полную картину окружающего мира и себя в нем А ведь, как известно, истинная ценность детского творчества не в том, как он творит, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт. Реализация полихудожественного подхода приводит к интенсивному развитию духовно-ценностных ориентиров личности, способствует обогащению художественной информации,  постепенному освоению культурного наследия и раскрытию творческого потенциала дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...


 

Комментарии

Бельченко Ирина Николаевна

статья основана на раскрытие творческого потенциала детей в образовательной деятельности « Искусство»