Педагогический проект "Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в детском саду"
проект по теме

Педагогический проект "Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в детском саду" ставит своей целью формирование у детей умения пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде, знакомство с дорожными знаками и их значениями, расширять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedproekt_dorozhno_transportnyy_travmatizm.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ«Лямбирский детский сад № 3» Лямбирского района Республики Мордовия

ПЕдагогический проект

«работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в детском саду»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Синдянкина Н.А.

с. Лямбирь  2012 г.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий.

Актуальность темы:

Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на дороге. Если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека способен выручит инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улице, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитать в ребенке грамотного пешехода.

Как показывает практика, именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек.

Объект: предупреждение дорожно-транспортного травматизма у дошкольников.

Предмет: форма работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста.

Цель: формировать у детей умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их;

формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожно-транспортной среды;

формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации – выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;

расширять словарный запас детей; воспитывать дисциплинированность и сознательное соблюдение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Гипотеза:

Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста будет наиболее эффективна, если:

работа будет проводиться в системе;

программные требования будут усложняться постепенно (от занятия к занятию, от группы к группе).

Участники проекта: заведующая детским садом, заместитель заведующей по учебно-воспитательной и методической работе, музыкальный руководитель, воспитатель, дети второй младшей, средней, старшей, подготовительной групп, родители воспитанников и другие члены семьи.

Ресурсное обеспечение проекта:

развивающая среда ДОУ – комната ОБЖ;

уголок «Дорожное движение»;

дорожные знаки (крупные, мелкие);

игровой материал;

художественная литература;

картины;

плакаты;

таблицы;

светофор-макет;

сигналы светофора;

папки-раскладушки;

альбомы «Разные виды транспорта»;

дидактические игры по правилам дорожного движения;

подвижные игры;

иллюстрации;

диски по правилам дорожного движения;

рули;

книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения»;

перспективный план работы с детьми;

план работы с родителями по данной теме.

Этапы реализации проекта:

I этап – вторая младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Методы реализации проекта:

наблюдение;

экскурсии;

целевые прогулки;

беседы;

игры;

обследования;

обучение на занятиях;

ознакомление с окружающим;

художественная литература;

конструирование;

развитие речи;

ИЗО;

досуги, развлечения;

совместная деятельность взрослого и ребенка;

встреча с работниками ГИБДД.

Предполагаемые результаты:

дети знают улицу, ее части;

умеют различать сигналы светофора;

свободно ориентируются на дороге;

правильно переходят улицу;

умеют предвидеть опасные ситуации и предупредить их;

повысилась активность родителей в обеспечении и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма;

дети приобрели навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Литература

  1. Дорожная безопасность. Обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дошкольного образования/Под общ. Ред. В.Н. Кирьянова, - М.: Издательский дом «Третий Рим», 2005.
  2. Любаевский В.Н. Правила дорожного движения. Учебно-методическое пособие, - М.: Просвещение, 1991.
  3. Рублях В.Э. Правила дорожного движения, - М.: Просвещение, 1986.
  4. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Хабибуллина А. Дорожная азбука в детском саду, - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет, - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Первый этап реализации проекта. Вторая младшая группа


п/п

Тема

Цель

Пути достижения цели

Сроки

1.

Социологическое исследование

Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице

Диагностика детей

сентябрь

2.

Оформление уголка по правилам дорожного движения

Оформить уголок, собрать материал для работы с детьми, составить картотеку подвижных и дидактических игр

Работа, проделанная воспитателем

октябрь

3.

Средства передвижения

Познакомить детей со средствами передвижения, характерными для нашей местности и их названиями

  1. Беседа «На чем можно путешествовать?»
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Игры с транспортом.

ноябрь

4.

Знакомство с улицей

Расширить знания детей об улице, проезжей и переходной части

  1. Рассматривание картины «Улица города»
  2. Рисование совместно с родителями «Моя улица»
  3. Чтение произведения                           С. Михалкова «Улица шумит»

декабрь

5.

Светофор

Познакомить детей со светофором, рассказать о назначении светофора и его сигналах

  1. Беседа «Наш помощник светофор»
  2. Аппликация «Веселый светофор»
  3. Чтение С. Михалков «Светофор»

январь

6.

Мы - пешеходы

Познакомить детей с правилами пешеходов, учить правильно переходить улицу

  1. Беседа «Внимательный пешеход».
  2. Игра «Пешеходы и водители»
  3. Чтение произведения В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»

февраль

7.

Мы - конструкторы

Учить детей различать части автомашины и грузовой машины

  1. Конструирование «Грузовой автомобиль»
  2. Наблюдение за движущимся транспортом
  3. Дидактическая игра «Собери машину»

март

8.

Вежливый пассажир

Обучать детей культурному поведению в общественном транспорте

  1. Беседа «Как правильно вести себя в общественном транспорте?»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости к бабушке»

апрель

9.

Досуг «Мы едем, едем, едем» (совместно с родителями)

Закрепить знания о правилах дорожного движения

Конспект досуга

май

Второй этап реализации проекта. Средняя группа


п/п

Тема

Цель

Пути достижения цели

Сроки

1.

Социологическое исследование

Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице

Диагностика детей

сентябрь

2.

Вот эта улица, вот этот дом

Дать детям представление об улице, познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

  1. Целевая прогулка по микрорайону
  2. Рисование «Мой дом»

октябрь

3.

Мчатся по улице автомобили

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые) и их назначением, дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

  1. Беседа «Опасность на дороге»
  2. Аппликация «На чем можно путешествовать?»
  3. Прогулка с родителями по улицам села

ноябрь

4.

Помнить обязан любой пешеход

Познакомить детей с понятием «пешеход», объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни

  1. Информация в родительский уголок о правилах поведения пешехода на улице

Рисование «Что я видел по дороге в детский сад?»

декабрь

5.

Проезжая часть

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением, довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей

  1. Рассказ воспитателя «Об опасностях на дороге»
  2. Папка-передвижка для родителей «Правила дорожного движения»
  3. Прогулка к проезжей части дороги

январь

6.

Проходите, путь открыт

Дать детям сведения о работе светофора, убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода

Развлечение «Красный, желтый, зеленый»

февраль

7.

Если ты пассажир

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении, довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе

  1. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
  2. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
  3. Игра «Как поступить?»

март

8.

Где должны играть дети?

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части

  1. Беседа «Где следует играть детям?»
  2. Консультация для родителей «Улица глазами ребенка»
  3. Беседа «Дисциплина – залог безопасности пешеходов»

апрель

9.

Дорожные знаки

Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками

  1. Беседа «Дорожные знаки – наши верные друзья»
  2. Игра «Мы пешеходы»

май

Третий этап реализации проекта. Старшая группа


п/п

Тема

Цель

Пути достижения цели

Сроки

1.

Социологическое исследование

Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице

Диагностика детей

сентябрь

2.

Знакомство с улицей

Уточнить и закрепить знания детей об улице и ее частях, формировать у детей умение свободно ориентироваться на дороге

  1. Рассматривание картины «Улица города»
  2. Рассказ об улице, на которой расположен детский сад
  3. Дидактическая игра «Мы - пешеходы»
  4. Родительское собрание (включить вопрос «Безопасность детей на улице»)

октябрь

3.

Дорожные знаки, запрещающие и предписывающие

Продолжать работу по изучению дорожных знаков, познакомить детей с запрещающими и предписывающими дорожными знаками

  1. Папка-раскладушка для родителей «Безопасность детей на улице»
  2. Беседа «Запрещающие и предписывающие знаки»
  3. Обсуждение ситуации «Что было бы, если бы не было дорожных знаков?»

ноябрь

4.

Работа регулировщика

Познакомить детей с полицейским-регулировщиком и его ролью на улице

  1. Беседа «Работа регулировщика»
  2. Рассматривание картин и иллюстраций о работе полицейского-регулировщика

декабрь

5.

Транспорт и его назначение

Продолжать знакомить детей с различными средствами передвижения, закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте

  1. Целевая прогулка «Наблюдение за движением транспорта»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Мы - водители»
  3. Дидактическая игра «Какие бывают машины?»

 

январь

6.

Дорога и дети

Закрепить знания детей о дороге, формировать у детей умение свободно ориентироваться на дороге

  1. Коллективное рисование «Улицы нашего села»
  2. Совместное сочинение сказок (детей и родителей) по правилам дорожного движения
  3. Игра «Угадай знак»

февраль

7.

Закрепляем правила дорожного движения

Углубить знания детей о правилах дорожного движения

  1. Развлечение совместно с родителями «Уважай правила дорожного движения»
  2. Игра «Азбука голубых дорог»
  3. Целевая прогулка к перекрестку

март

8.

Мы - пассажиры

Воспитывать дисциплинированность, сознательное выполнение правил дорожного движения и культуру поведения в общественном транспорте

  1. Консультация для родителей «Необходимость обучения детей культурному поведению на улице и в общественном транспорте»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Едем в автобусе на выставку»

апрель

9.

Итоговое занятие по правилам дорожного движения

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения

Конспект занятия

май

Четвертый этап реализации проекта. Подготовительная группа


п/п

Тема

Цель

Пути достижения цели

Сроки

1.

Социологическое исследование

Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице

Диагностика детей

сентябрь

2.

Дорожные знаки

Продолжать работу с детьми по закреплению правил дорожного движения, учить умению узнавать дорожные знаки и называть их, познакомить детей с предупреждающими знаками

    1. Беседы:

     «Предупреждающие знаки»;

     «Информационно-указательные знаки»;

    «Запрещающие знаки».

2. Игра «Автогородок».

3. Обсуждение ситуации «Если бы не было знаков на дороге»

октябрь

3.

Город и улица

Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам

  1. Беседы:

«Устройство проезжей части»;

«Островок безопасности».

  1. Игра «Мы - пешеходы».
  2. Конкурс рисунков «Мое село»

ноябрь

4.

Правила поведения на улице

Дать детям представление о правилах поведения на улице, о необходимости их выполнения для безопасности жизни

  1. Беседы:

 «Где можно кататься на велосипеде?»;

«Где можно играть в мяч?»

  1. Обсуждение ситуации «Буратино выехал на велосипеде на большую дорогу»
  2. Игра «Куда едут машины?»

декабрь

5.

Перекресток и движение

Дать детям представление о перекрестке, убедить их в необходимости соблюдать указания светофора, закрепить знания детей о работе регулировщика и его роли на улице

  1. Беседа «Полицейский- регулировщик: где и для чего он нужен на дорогах?»
  2. Игры:

                 «Светофор»;

                 «Три движения»;

                 «Кто проедет первым?»

январь

6.

Виды транспорта и спецмашины

Дать детям представление о появлении первых машин, рассказать о разных видах транспорта, спецмашинах и преимуществах при движении спецмашин, довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля»

  1. Беседа «Спецмашины – для чего они нужны?»
  2. Аппликация «Спецмашины»

февраль

7.

Сигнализация машин

Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении, убедить в необходимости реагирования на них, рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»

  1. Беседа «Что такое звуковой и световой сигнал?»
  2. Рассказ воспитателя о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»
  3. Целевая прогулка к перекрестку

март

8.

Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, способствовать их осознанию

  1. Беседа о культуре поведения в общественном транспорте
  2. Обсуждение ситуации «Ты и бабушка вошли в автобус. Одно свободное место. Что ты сделаешь?»

апрель

9.

Сотрудники ГАИ

Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий, рассказать детям о работе сотрудников ГАИ, познакомить  с дорожным знаком «Пост ГАИ»

  1. Занятие-беседа детей с инспектором ГИБДД
  2. Конкурс рисунков «Воспитанный пешеход»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Дорога»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по предупреждению дорожно - транспортного травматизма в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Снежинка" п.Нижнесортымский

План  работы по предупреждению дорожно–транспортного травматизма в  МБДОУ         детский сад  общеразвивающего вида «Снежинка»п. Нижнесортымский...

«По предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. А ответ простой: дорожное происшествие означ...

"Организация педагогической работы с дошкольниками по предупреждению дорожно-транспортного травматизма"

В данном материале даются рекомендации и советы по проведению работы с детьми по пдд....

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...

методическая разработка по предупреждению дорожно транспортных проишествий. Развлечение по ПДД в гостях у Светофора Сдоветофорыча. Профилактика безопасности дорожного движения; дорожно-транспортного травматизма.

Формироваание у детей интереса к изучению ПДД. Формирование у детей основы безопасного пведения на улице. Беседа о сигналах светофора, рассматривание знаков, прослушивание песенок по теме....