Работа с родителями на современном этапе развития ДОУ.
учебно-методический материал по теме

Банникова Елена Григорьевна

Теоретическая часть и обобщение опыта работы с родителями в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Работа с родителями на современном этапе развития ДОУ.

Воспитатель I квалификационной категории Банникова Е.Г.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 83 «Фея»

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное. Думаю, читающим эти строки не надо объяснять, как хрупок и беззащитен мир детства перед высокомерием взрослых, их неумением, нежеланием воспринимать ребенка как растущую личность.

        Поэтому мы, как воспитатели, главную свою цель должны видеть не только в том, чтобы во всеоружии педагогической науки способствовать формированию успешной Личности ребенка, но и в том, чтобы помочь родителям, близким ребенка увидеть в нем эту Личность. Вооружить теми методами и приемами, которые сделают общение и в детском саду, и дома успешным и гуманным.

        Мы – воспитатели, а это значит, что мы – не только «сотрудники, профессионально обученные вести воспитательно-образовательный процесс», но и творческие личности, хранители детства, мастера особой игровой культуры. Мы партнеры и союзники и для ребенка и для его семьи. В своей работе мы должны придерживаться принципам, которые несомненно помогут сделать работу успешной.

  1. В нашем понимании каждый ребенок – не «чистый лист», не объект приложения педагогических усилий, а растущая, самоценная личность.
  2. Детские годы – фундамент будящего для человека.
  3. Ребенок не глуп, он еще как «иностранец, еще не понимает языка, не знает направление ума, не знает законов и обычаев» (Януш Корчак). Так будем уважать его незнание.
  4. Слезы детского упрямства и каприза – отчаянный призыв на помощь и всегда страдание.
  5. Уважайте сейчас и сегодня: как дитя сумеет жить завтра, если мы не даем ему сегодня жить сознательно и ответственно.
  6. Не падать духом, упорно стремиться к цели, «заражать» этим детей и их родителей.
  7. Быть дисциплинированным, приучать к этому детей и их семьи.
  8. Учиться удивляться.
  9. Быть примером поведения и общения для ребенка, и для его близких.
  10. Семья ребенка – мой партнер и союзник (Правда, сами об этом они сначала частенько и не подозревают!).
  11. У каждого ребенка свой ритм и темп роста.
  12. Даже самому способному ребенку нужно закаляться в борьбе с трудностями, чтобы не заболеть «звездной болезнью», не погубить будущего.
  13. Учиться совершенствоваться – так же естественно, как дышать.

Именно осмысление своих удач и неудач, опыта коллег, наставников, изучение литературы помогли нам осознать важность работы воспитателя с семьями его воспитанников. Ведь семья ребенка обладает могучей силой, авторитет родителей, их положительная оценка для малыша так значимы, жизненно необходимы.

Нередко наша большая и сложная работа с ребенком давала сбои именно потому, что «малый круг общения» оказался более влиятельным и мощным. Именно семья играет важную роль в формировании личности человека. Мы все  прошли путь от недопонимания и обвинения их в многочисленных пороках к осознанию крайней необходимости восстановления воспитательного потенциала семьи и совместного решения ее сложных проблем.

Мы уверены, что такую «болезнь» легче предупредить, чем лечить. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – научатся принимать его таким, каков он есть, считать личностью и давать возможности для проявления индивидуальности, т. е. по настоящему любить и верить в него как в самих себя, если родители станут союзниками воспитателя и своего ребенка.

В наше, отнюдь не простое время, разумеется, семейный «барометр» не может всегда показывать «ясно». Наверняка все обращали внимание на то, что родители, приходя в детский сад, не скрывали свои эмоции. Они волновались, переживали, порой даже плакали, поминутно звоня нам, чтобы узнать как там их малыши. Но вот прошло время, малыш перестал плакать и родителей как подменили. Чаще всего дверь моментально открывается, ребенок как пробка влетает в группу, а родителей и след простыл. В беседе они чаще всего находили себе оправдание: «Настолько трудна жизнь!»,- но разве есть оправдание строителю, который построил дом, а жить в нем холодно и опасно? Нет, никакими тяготами жизни нельзя оправдать ошибки в воспитании ребенка.

Проходит немало времени. Теперь мы уже не в тягость друг другу. Теперь мы уже свободно общаемся, обсуждаем нашу дальнейшую жизнь, наши совместные мероприятия. Даже «кризис» пошел нам на пользу. Мы почти не слышим отказа, родители сами предлагают нам свою помощь, стараются успеть по больше, пока нет работы. Может они, родители на самом деле, не такие, какими хотят показаться, недоступные, занятые, высокомерные. Может, это их защита от еще неизвестного, а поэтому пугающего. Главное сейчас, на этом этапе показать им, что не только они нуждаются в нас, но и мы не сможем плодотворно работать без их помощи. Убеждать в их и наших возможностях, поддерживать в сознании нашу великую цель – успешного ребенка. Стоит только начать. Кому-то потребуется больше времени, кому-то меньше. Главное не упустить момент. Битва за будущее еще не проиграна.

        В соответствии с Законом Российской Федерации «об образовании» и «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

        Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для ребенка – дошкольника. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми, делить горе и радость, учится сострадать, ощущать единство с родными. В тоже время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.

Ученые установили, что полноценного социально – личностного развития ребенка необходимым является его положительное самоощущение: уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший и любимый.

        Но положительное самоощущение у детей не возникает само по себе. Оно появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими, поэтому родители должны вести себя так, чтобы ребенок постоянно видел, чувствовал, что его любят, о нем заботятся.

        Воспитывать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над решением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда взрослым удается найти правильное решение. Наша задача как педагогов по взаимоотношениям родителя и ребенка почувствовать возникшее напряжение в семье, тактично подвести родителей к осознанию этой ситуации, помочь найти решение. Нам необходимо создать в общении с родителями такую доверительную атмосферу, что бы они сами могли обратиться за помощью, и, конечно же, ее оказать.

        Вот поэтому воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Наша задача, как педагога, непосредственно наблюдавшего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителей к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к осознанию и пониманию педагогических принципов, вооружить необходимыми приемами.

Детский сад – это большая и дружная «семья» воспитателей, детей и родителей. Успех в семейном воспитании не является результатом счастливой случайности, и пословица «Что посеешь, то и пожнешь» здесь уместна более чем где -  либо. Для координации работы коллектива детского сада и родителей необходимо решать следующие задачи.

  1. Заинтересовать родителей перспективами социально – нравственного воспитания детей, возможностью оздоровления и поддержания здорового образа жизни.
  1. Укреплять уже имеющиеся традиции детского сада, группы и ввести новые, поднимающие престиж семьи в соответствии с программой детского сада.
  2. Создавать условия для проявления ребенком и родителями своей индивидуальности в семье и ДОУ.
  1. Создавать  положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями, педагогами.
  2. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
  3. Развивать креативные способности родителей и детей в совместной деятельности в соответствии с программой обучения.
  4. Повышать педагогическую культуру родителей на основе программы детского сада.

В решении поставленных задач могут помочь следующие способы:

  1. Экскурсия «Давайте познакомимся».
  2. Анкетирование.
  3. Консультации индивидуальные и для группы родителей.
  4. Беседы индивидуальные, ежедневные.
  5. Родительские уголки. Регулярно обновляемая информация.
  6. Родительские собрания.
  7. Направление родителей к специалистам ДОУ в случае необходимости.
  8. Координация усилий администрации, медиков, воспитателей, родителей и специалистов ДОУ.

- Дни открытых дверей.

- «Домашнее задание».

  1. Совместное обсуждение и проведение досугов, праздников, занятий, конкурсов, выставок.
  2. Оформление индивидуальной папки всей семьей ребенка.
  3. Выстави детской и методической литературы.
  4. Выставки детских, совместных работ, домашних фотографий, газет.
  5. Фотоальбомы
  6. Альбом «Азбука нравственного воспитания»
  7. Родительский клуб «Теремок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия: «Папа, мама, воспитатель» (о формах работы с родителями на современном этапе)

Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием. Руководствуясь одними и теми же задачами воспитания ребенка в детском саду и семье, мы част...

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Работа с родителями на современном этапе

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»...

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»Уважаемые коллеги!Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного...

Доклад ;"Работа с родителями на современном этапе развития"

Григорян Лусине Мушеговна, воспитатель   в МОУ СОШ №21 (дошкольное отделение)Доклад: «Работа с родителями на современном этаперазвития» В настоящее время российское дошкольн...

ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...