Доклад ;"Работа с родителями на современном этапе развития"
консультация (старшая группа)

ГРИГОРЯН ЛУСИНЕ МУШЕГОВНА

Григорян Лусине Мушеговна, воспитатель   в МОУ СОШ №21 (дошкольное отделение)

Доклад: «Работа с родителями на современном этапе

развития»

 

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования.

В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
  • повышение педагогической культуры родителей;

 

  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Цель работы ДОУ с семьей

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-    поддерживать   их    уверенность    в    собственных    педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

  1. доброжелательный стиль общения;
  2. индивидуальный подход;
  3. сотрудничество, а не наставничество;
  4. тщательная подготовка к каждому мероприятию;
  5. динамичность.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:

-   положительный  эмоциональный  настрой  педагогов  и   родителей  на совместную работу по развитию и воспитанию детей;

  • учет индивидуальности каждого обучающегося;
  • самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;
  • укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;

 

  • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
  • открытость детского сада для семьи;
  • сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы

к развитию ребенка в семье и ДОУ;

  • диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей:

  1. ознакомление   родителей   с    содержанием   и    методикой   учебно- воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (слайд 8);
  4. помощь отдельным семьям в воспитании детей;
  5. взаимодействие родителей с общественными организациями города;
  6. распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты).

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е.

«открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо

 

строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.

Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:

  1. Познавательные   –   обогащение   родителей   знаниями   в    вопросах воспитания детей.
  2. Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенности.
  3. Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
  4. Досуговые – совместные мероприятия с родителями.

Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:

  • "Круглый стол" по любой теме;
  • собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  • тематические выставки;
  • консультации специалистов;
  • устный журнал для родителей;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта и телефон доверия;
  • конкурсы семейных талантов;
  • семейные проекты "Наша родословная";
  • организованная образовательная деятельность для просмотров родителей;
  • аукцион секретов воспитания;
  • день родительского самоуправления в детском саду;
  • родительская гостиная (эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи).
  • портфолио семейного успеха.

Важные моменты:

а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

б)   содержание   материалов  необходимо  регулярно  обновлять,   иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

 

в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Одной из форм работы ДОУ с семьёй является «день родительского самоуправления в детском саду». Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ.(Одни родители проводят занятия, другие прогулку, совместные игры в вечернее время. В начале данного мероприятия проводится предварительная работа. Родителей знакомят с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей (неделя самоуправления), предлагаются анкеты, где каждый родитель может ответить на вопросы, какой вид деятельности они смогли бы провести в группе. Так же составляется график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым родителем, участвующим в неделе самоуправления проводятся индивидуальные консультации по проведению тех или иных видов деятельности. По завершению недели родительского самоуправления родители обмениваюся впечатлениями за круглым столом).

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.

В заключении можно сделать вывод, что важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие

 

информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по- разному. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями на современном этапе развития ДОУ.

Теоретическая часть и обобщение опыта работы с родителями в ДОУ...

Дискуссия: «Папа, мама, воспитатель» (о формах работы с родителями на современном этапе)

Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием. Руководствуясь одними и теми же задачами воспитания ребенка в детском саду и семье, мы част...

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Работа с родителями на современном этапе

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»...

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»Уважаемые коллеги!Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного...

ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...