ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
материал (младшая группа) по теме

Валентина Николаевна Пахомова

Доклад для педсовета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –                                                                      ДЕТСКИЙ САД №17

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ФОРМИРОВАНИЕ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА.

ПОДГОТОВИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ                                                

                        ПАХОМОВА В.Н.

Почему приобщение детей к народной культуре и формирование у них патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста?

      Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов.

 Духовно-патриотическое воспитание нужно начинать  с самого раннего возраста, так как патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

В рамках патриотического воспитания, на мой взгляд, необходимо использовать несколько правил.

            В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки,  загадки, хороводы). Знакомя ребёнка с пословицами, мы приобщаем его к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

              Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством.

В процессе работы над темой решаются следующие задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок) ;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа

            Очень важно знакомить детей с различными видами декоративного творчества. Знакомство с народными игрушками: дымковской, богородской,

матрешкой начинается с первой младшей группы.

            Мир дымковской игрушки – это мир сказочно - нарядных, красивых и

выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы

народной пластики, легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Во второй младшей группе продолжается приобщение детей к

декоративной деятельности: украшению дымковскими узорами вырезанных

силуэтов игрушек (уточка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера.

           Так как я работаю в младших группах, я считаю, что народные игрушки должны быть доступны детям. Держа в руках дымковского индюка, хохломскую ложку ребёнок начинает испытывать чувство гордости за народных мастеров.

           В группах нашего детского сада организованны уголки народного искусства. Музеи дымковской и хохломской росписи, для знакомства с традициями русского крестьянского быта оформлена русская изба с печью, самоткаными ковриками, лавками, самоваром и прялкой. На музыкальных занятиях ребята поют частушки, народные песни и конечно хороводы.

Литература.

1. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.

2. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. Пособие для студентов вузов/ М.С. Соколова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.

3. Дошкольная педагогика./ сост. Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов, М., «Академия» ,1997г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-4, 6-9 2003г.,№2,3 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"

Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...

Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"

Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...

«Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»

laquo;Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован...