«РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРОТЕКИ».
статья (подготовительная группа) на тему

Онянова Юлия Владимировна

В данной статье говорится о значении развития произвольности внимания в старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то и развитие произвольности внимания необходимо вести через игровую деятельность. Одним из видов игровой деятельности являются дидактические игры. Эти игры развивают волю ребенка, а волевое усилие – неотъемлемая часть произвольности.В связи с насыщенностью образовательного процесса в ДОУ учебными занятиями и дополнительными образовательными услугами (кружками) в жизни детей остается совсем немного времени для игры. Для обогащения игровой деятельности дошкольников может быть использована «Математическая игротека».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

Сложность современной жизни, ее постоянно растущий темп таковы, что цена ошибки возрастает постоянно. На человека действует одновременно большое количество информации. Чтобы выжить, человек должен реагировать на все быстро и точно. Но количество информации, получаемой человеком, намного превосходит его возможности, поэтому необходим механизм, способный выделять наиболее важную информацию. Эту функцию и выполняет внимание, один из важнейших психических процессов. Внимание сопровождает нас повсюду, как луч света в темноте, выделяя из общего потока нечто важное и значимое. Для ребенка внимание также важно, как и для взрослого. Оно является важной стороной познавательной деятельности. К. Д. Ушинский писал: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Большое значение развитие произвольности внимания имеет для успешного обучения в школе. Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы, является неумение детей сосредоточивать внимание на учебном материале.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития произвольности всех психических процессов.

 По мнению В. С. Мухиной, «он является переломным, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом воспроизвести его, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер». (В.С. Мухина, 1999г.)

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то и развитие произвольности внимания необходимо вести через игровую деятельность. Одним из видов игровой деятельности являются дидактические игры. Эти игры развивают волю ребенка, а волевое усилие – неотъемлемая часть произвольности.

Анализируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что дидактические игры являются наиболее благоприятным средством развития произвольности внимания в старшем дошкольном возрасте.

          Процесс обучения детей начинается уже в дошкольном возрасте. В связи с насыщенностью образовательного процесса в ДОУ учебными занятиями и дополнительными образовательными услугами (кружками) в жизни детей остается совсем немного времени для игры. Для обогащения игровой деятельности дошкольников мною была разработана «Математическая игротека».

Целью этой формы организации игровой, совместной и индивидуальной деятельности является активизация самостоятельной познавательной деятельности детей, закрепление, конкретизация и расширение математических знаний детей, развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти и др.) через дидактические игры и упражнения.

Материалы игротеки представлены дидактическими и настольно – печатными играми; иллюстрированным материалом; оборудованием для продуктивных видов деятельности; энциклопедиями. Все материалы снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. В пояснительных записках даются описания правил игр; лаконичная познавательная информация; задания и упражнения; вопросы.

В игротеке планируются разные виды активности детей. Созданы условия для развивающих дидактических игр; для работы с книгой; для практической деятельности дошкольников (материалы для изодеятельности), для двигательной активности.

Главный принцип  работы игротеки заключается в том, что представленные в ней материалы находятся в полном распоряжении детей. Содержание своей работы в игротеке дети определяют самостоятельно, при помощи карточки. Работа с символами также способствует развитию произвольности внимания.

         Для эффективного развития познавательной активности воспитанников весь дидактический материал соответствует  следующим условиям:

  1. дидактические игры отражают основное содержание учебного процесса, способствуют приобретению и отработке детьми теоретических знаний, практических умений и навыков;
  2. игры направлены на развитие мыслительной деятельности, имеют проблемную направленность, основаны на свободном творчестве и самодеятельности детей;
  3. в играх присутствует элемент соревнования между командами или отдельными участниками, продумывается учет и контроль результатов соревнования, их открытость, ясность, объективность и справедливость.

Материал игротеки располагается в доступном для детей месте. Дидактические пособия  в игротеке подобраны в соответствии с темами:

  1.  В мире чисел и цифр.
  2. Геометрические фигуры.
  3. Путешествие во времени.
  4. В мире измерений.

Организация работы с детьми в математической игротеке делится на три этапа.

I этап – знакомство с игротекой. Сюда входит знакомство детей с самой игротекой, с её экспонатами (книгами, играми, различными материалами и инструментами), с правилами посещения и работы (посещать игротеку можно одному или с 1 – 4 товарищами), обучение работе с карточками и символами (все материалы игротеки снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей).

 II этап – самостоятельная деятельность в игротеке. Придя в игротеку, дети сами определяют, кто, чем займётся, воспитатель выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».

 Игровое содержание имеет разные уровни сложности:

а) работа по готовому образцу и чётким правилам

б) работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) работа по собственному замыслу (просто человека)

III этап – посещение игротеки с родителями. Для этого необходимо выделить определённые дни и время. Такие посещения имеют особое значение в развитии ребёнка, в формировании положительных взаимоотношений между ребёнком и его близкими. Дети выступают в роли консультантов, они поясняют, комментируют, демонстрируют свои знания именно близким людям. А родители имеют возможность оценить знания своего ребёнка, увидеть его предпочтения и интересы.

Целенаправленное использование математического содержания в организации работы с детьми обеспечивает развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте. Планомерная систематическая работа в «Математической игротеке» будет способствовать:

  1. развитию произвольности внимания;
  2. расширению математических знаний;
  3. индивидуально-дифференцированному подходу к детям;
  4. организации самостоятельной познавательной деятельности;
  5. взаимодействию педагогов, родителей, детей.

        Использование  математического содержания  при развитии произвольности психических процессов обеспечит развитие ребенка в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и будет способствовать успешной подготовке  к школе.

              

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / В.С. Мухина. – М., 1999г.
  2. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебное пособие / Р.С. Немов. – М., 1995г.
  3. Психология дошкольника [Текст]: хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1998г.
  4. Смирнова, Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова. – М., 2003г.
  5. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и   воображения дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, 2002г.
  6. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст] / Л.В. Черемошкина. – Ярославль, 1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Перспективный план по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет

Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....