Семинар-практикум с воспитателями и учителями начальных классов на тему «Детские конфликты»
учебно-методический материал по теме

Семинар-практикум направлен на формирование целостного подхода к решению задач социально-личностного характера в контексте приемственности между дошкольным и начальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_konfliktam.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 45 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области

Семинар-практикум с воспитателями и учителями начальных классов

на тему «Детские конфликты»

Составила

старший воспитатель

Адрова Любовь Петровна

г. Волжский,2012 год

Цель: формировать у педагогов готовность к решению задач  преемственности детского сада и школы в социально-личностном развитии дошкольников и младших школьников.

Задачи: 1. Совершенствование педагогического мастерства педагогов по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста интегративного качества «средства общения  и способы  взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

2. Обсуждение проблем участников семинара  в решении задач преемственности в социально-личностном развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Участники семинара: воспитатели, педагог - психолог МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 45, учителя, педагог – психолог МБОУ СОШ № 20.

Время проведения – 1.30мин.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование педагогов. 

Задачи: выявить проблемы участников семинара в решении задач социально-личностного развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

 План семинара – практикума.

  1. Вступительное слово старшего воспитателя  «О детских конфликтах».
  2. Причины возникновения конфликтов. Педагог – психолог МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 45.
  3. Психологические проблемы детей в сфере взаимоотношений как источник конфликтов. Педагог - психолог МБОУ СОШ № 20.
  4. Методы профилактики конфликтов..
  5. Рефлексия.

  1. Результаты анкетирования показали, что наиболее проблемными  и для воспитателей, и для учителей являются вопросы по разрешению детских конфликтов. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще возникают из-за игрушек, у среднего возраста  - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Детские конфликты могут быть  внутриличностными, межличностными и групповыми.
  2. Причины возникновения конфликтов.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью ( в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные. В детском саду и в 1 классе  часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
  4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  6. Нерешительные – медлят с принятием решения, боятся ошибиться
  7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  8. Скрытные – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для пяти-восьмилетних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет      чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

  1. Психологические проблемы детей в сфере взаимоотношений как источник конфликтов.

Работа в группах. Вопросы для обсуждения:

  1. Скажите из практики, какие качества детей  служат причиной возникновения конфликта?

(Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие  часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение).

  1. Какие особенности  общения со сверстниками провоцируют конфликт сверстников?
  1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор).
  2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения.
  3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок).
  4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя, учителя  и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

  1. Какие основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе вы используете?

Разрешение конфликта – это:

  1. Минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  2. Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  3. Изменение целей участников конфликта
  4. Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный. 

- «Уйду, и не буду с ним играть»
- «Сам буду играть»
- «Позову воспитателя (учителя) и она заставит всех играть»
- «Всех побью и заставлю играть»

Конструктивный.

-  «Предложу другую игру»
- «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»

В разрешении детских конфликтов воспитатель (учитель) обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, педагог должен учитывать их характерные особенности:

  1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
  3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
  4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагогов и детей видится по-разному
  5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
  6. Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Деятельность педагога при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло).  Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации ( открытым обсуждением, с использованием интуиции педагога , чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего):
-утверждение личных притязаний,
- навязывание своего стиля поведения,
- умаление достоинств другой стороны,
- корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них
преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива       (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Педагог может использовать
позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия
- описание возможного или неизбежного результата этого действия
- предложение альтернативного варианта поведения
(схема позитивного сообщения может выглядеть так:

  1. Когда ты…
  2. Может случиться, что…
  3. Лучше… )

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску). Педагог должен владеть
техникой  активного слушания.
- выдвинуть определенные жесткие требования
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

  1. Тебе хочется ходить в детский сад (школу)?
  2. Почему?
  3. С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад (школу)?
  4. Какие игры ты знаешь?
  5. В какие игры ты умеешь играть?
  6. В какие игры ты любишь играть больше всего?
  7. Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  8. Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  9. Можно ли нарушать эти правила?
  10. Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе (классе)?
  11. Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  12. Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
    Попробуй объяснить свое мнение.
  13. Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:
-
Авторитарным –этот педагог чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого педагога  можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

- Демократическим – этот педагог считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Педагог придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

- Анархически-попустительский – это тот педагог, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций педагог должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Педагог  принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку),  настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Педагог не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Педагогу иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов , постепенно усиливая их эмоциональный накал. Педагог не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения?

(определить, назвать чувства)

  1. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

  1. Методы профилактики конфликтов.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Педагог обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно
сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Педагог должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример педагога, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).
Очень важным аспектом воспитания является развитие
самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми педагог может повлиять на этот процесс:

  1. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  2. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  3. Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  4. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного и начального школьного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности взрослого должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками.

 Работа в группах. Вопросы для обсуждения:

1. Какие виды деятельности, формы работы  можно использовать для этого?

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)
-имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий
процесс)
- интерактивные игры (игры на взаимодействие)
- социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение модели
конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с
последующим моделированием новых версий
- дискуссии
Педагог предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе (классе)  можно оборудовать такие уголки и зоны как:

«Солнечный круг»
«Уголок доверия»
«Островок желаний»
«Островок доверия»
« Островок чувств»
«Секретная комната»
«Уютный уголок»
« Стол переговоров»
«Уголок тишины»
«Коврик мира»
«Мирные стулья»
«Уголок для друзей»

В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка.

  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педагогического часа с воспитателями Тема: "Детские конфликты"

Причины возникновения конфликтных ситуаций.Тренинг педагогов в умении разобираться в группах детей, которые часто идут на конфликт. Обсуждение фразы «разрешение конфликта – это….» Основные способы р...

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Семинар - практикум "Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС"

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС...

Консультация для воспитателей на тему: «ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ. КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ?»

Помогая детям преодолевать трудности мы сотворяем чудо!...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»

                     Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными спо...