Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Столярова Виктория Витальевна

Сообщение на педсовет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «социализация» (развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста)»

                                     

                                   

                                       Выполнил слушатель: Столярова

                                           Виктория Витальевна, воспитатель  

                               МБДОУ № 41  «Чебурашка»  

г.Мытищи

                       


Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. В процессе социально-личностного развития важно не просто учить детей любить и уважать себя, своих сверстников, быть дружелюбным, общительным и отзывчивым, с уважением относиться к старшим, любить своих родителей. Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Актуальностью данной области является  необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе.

Содержание образовательной области  «Социализация»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1. развитие игровой деятельности детей:

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Подвижные игры.
  3. Театрализованные игры
  4. Дидактические игры.

2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

  1. Развитие чувства сплоченности.
  2. Формирование представлений о себе.
  3. Развитие эмоциональной сферы.

3. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  1. Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

  1. Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
  2. Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
  3. Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
  4. Наша армия.  Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
  5. Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

образовательная область

Интеграция

«Физическая культура»

развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами, воспитание в девочках и мальчиках толерантности, уважения  друг к другу, умения контролировать свои поведение и эмоции в процессе совместной игровой деятельности, а также в части развития и укрепления, психического и физического здоровья; приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности;

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрения проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.

«Здоровье»

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни; формирование первичных ценностных представлений о роли здорового человека в обществе, в семье, а также в части развития психического и физического здоровья.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, о семье, обществе, государстве, мире; соблюдение элементарных общепринятый норм и правил поведения, развитие культуры правильного общения между девочками и мальчиками, взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми.

«Познание»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, о семье, и социуме, о государстве и мире;

формирование гендерной принадлежности и устойчивости, ознакомление с правилами поведения девочек и мальчиков, формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков.

«Художественное творчество»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к чему-либо и кому-либо средствами изобразительной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», совместная деятельность девочек и мальчиков в процессе продуктивной деятельности; создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании рисунка, композиции, лепки и т.д.

«Музыка»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к миру людей (природы) средствами музыкальной и театрализованной деятельности;

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании музыкального произведения, танца,  драматизации,  песни и др.

«Труд»

формирование первичных представлений о себе, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками  в контексте развития детской трудовой деятельности и представлений о труде взрослых;

формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков, приобщение к совместной трудовой деятельности девочек и мальчиков, к совместной трудовой деятельности взрослых и детей; формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться; устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой (совместной) деятельности, формирование правильных взаимоотношений между девочками и мальчиками в процессе совместной трудовой деятельности .

«Чтение художественной литературы»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области; формирование первичных представлений о себе, о чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также первичных ценностных представлений.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

 формирование первичных представлений о себе, о гендерных особенностях девочек и мальчиков, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками  в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять  такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие  игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.  В игровой деятельности  детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до  начала игры  н  строить свое поведение, придерживаясь  роли. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей,  отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными,  обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 3-5 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

-Поощрять участие детей в совместных играх.

-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с  игрушками несколько

взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с  другом в непродолжительной совместной игре.

-Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры

-Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал.

-Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Подвижные игры

-Развивать активность детей в двигательной деятельности.

- Организовывать игры со всеми детьми.

-Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

- Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Театрализованные игры

- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.

- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,  движением).

- Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Дидактические игры

- Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец,  чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.

- Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).

- Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

- Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

- Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.

- Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры

- Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.

- Знакомить и развивать интерес к народным играм.

- Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

- Закреплять умение справедливо оценивать результаты  игры.

Театрализованные игры

- Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

- Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

- Развивать творческую самостоятельность. Закреплять умение использованные средства выразительности  (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

- Воспитывать любовь к театру.

Дидактические игры

- Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

- Закреплять умение выполнять правила игры.

- Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика и др.).

- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Развивать и закреплять сенсорные способности.

ИТОГИ  РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

- Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для

импровизации.

- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

- В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

- Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  6.  Краснощекова Н.В. Сожетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е, Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  7. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  8.  Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод, пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В.Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. — (Радуга).
  9.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2012.  – 160с.
  10.  Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч.ред.:А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «издательство «детство-пресс», 2013.- 176с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...

: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. "  ...

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...

Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста...

развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игровые действия возникают у ребенка путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. В ходе развития игры возникают два типа переноса. ...