Статья. Гендерый подход в НОД по социальному миру
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кузьмина Валентина Сергеевна

Статья и перспективный план работы воспитателя по теме "Гендерный подход в НОД по социальному миру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._gendernyy_podhod_v_nod_po_socialnomu_miru.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

В. С. Кузьмина, воспитатель

МБДОУ «ДС КВ №8 «Белоснежка», г. Мегион, ХМАО-Югра

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В НОД ПО СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ

«Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.         

        Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.

        Некоторые мужчины, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние  психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.  Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.         

В процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола  партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там,  где нужна тщательность и аккуратность.

В настоящее время наблюдается мускулянизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый).

«Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Необходимость в программе полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Современное семейное и дошкольное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола, воспитание не достигает своих целей. И никакие новые педагогические технологии неспособны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если они опираются на бесполую педагогику.

Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками. Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.

От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

Поэтому в качестве темы по самообразованию я выбрала «Гендерный подход в НОД по социальному миру», целью которой стало способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Образовательная область «Социализация» помогает решать ряд задач:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В соответствии с поставленной темой был разработан следующий перспективный план работы по изучению данной темы:

п.п.

Действия педагога по выполнению плана

Дата выполнения

1

Подобрать литературу по теме самообразования

сентябрь - октябрь

2

Изучить литературу по теме, составить перспективный план работы по теме самообразования

октябрь

3

Оформить консультации для родителей «Гендерный подход в воспитании дошкольников». Подготовить выступление на родительском собрании по теме самообразования.

октябрь

4

Выступление на родительском собрании. Показ презентации «Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру». Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды по гендерному воспитанию.

октябрь

5

Пересмотреть формы изложения образовательного материала в образовательной области «Социализация» и внести изменения в рабочую программу с учетом специфических особенностей мальчиков и девочек.

ноябрь

6

Совместно с родителями пополнить предметно-развивающую среду группы играми и материалами к занятиям с учетом гендерного подхода.

ноябрь

7

Практическая деятельность с детьми и родителями: проведение занятий, совместной деятельности, досугов с учетом гендерного подхода.

ноябрь - декабрь

8

Написание плана-конспекта занятия по образовательной области «Социализация» с учетом гендерного подхода. Консультация старшего воспитателя. Подготовка к открытому показу занятия.

январь

9

Открытый показ занятия. Гендерный подход в НОД по социализации.

февраль

10

Анализ проделанной работы. Создание презентации по теме самообразования.

март

11

Защита итоговой работы (презентация) по теме самообразования.

апрель

В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом:

Месяц

Название игры

Цель

Дидактический материал

Октябрь

«Кто что носит»

учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

«Наши прически»

формировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение.

сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало.

Ноябрь        

«Кто что делает?»

закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.

мяч

«Чем похожи наши мамы и папы?»

формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола; воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду; помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

семейные альбомные фотографии каждого ребенка

Декабрь        

«Волшебный цветок»

1 вариант

«За что нам нравятся мальчики, девочки?»

воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

2 вариант

«Как я дома помогаю?»

формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь людям.

3 вариант

«Кто я в семье?»

формировать представления о родственных связях; учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра

Январь

«Давайте говорить друг другу комплименты»        

научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами.

«Дом добрых дел»

формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

 В данный момент работа по внедрению гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс активно продолжается. 

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы нашего детского сада

Список литературы:

  1. Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология: проблемы теории и практики-Вып.1. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т,2008. — 45 с.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. — 180 с.
  3. Орлов П. Два разных мозга и два разных мира // Версия. - 2004. - № 2. [Электронный ресурс http://old.versiasovsek.ru/2004/2/headver/6545].
  4. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Л.В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 40 — 47.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Соци...

Статья "Нетрадиционные подходы к организации театральной деятельности, как средство социально – нравственной основы дошкольника"

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде....

Статья "Кластерный подход во взаимодействии с социальными партнёрами ДОУ"

Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в дошкольном образовании как одного из главных условий дошкольной организации, ориентированной на формирование личности ре...

Конспект образовательной деятельности по « Социально - коммуникотивномуразвитию» раздел «ознакомление с социальным миром»...)

Конспект образовательной деятельностипо « Социально - коммуникотивномуразвитию»раздел  «ознакомление с социальным миром»...) Тема: Татарские национальные головные убо...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...