Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.
статья по теме

МБУ детский г. Тольятти Гая 8

Важность художественно-эстетического развития

Интеграция образовательных областей как требование ФГТ и программы

Работа ДОУ по интеграции образовательных областей – реальность

Выводы

 

Приобщение ребёнка к миру культуры с ранних лет дошкольного детства является основной задачей, стоящей перед педагогом. Для её эффективного решения необходимо обогащать восприятие детей художественными и музыкальными впечатлениями, так как искусство является уникальным средством развития эмоциональной сферы детей и источником формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Достижения современной педагогической науки подтверждают тезис о том, что формирование личности ребенка строится не только на приобретении новых знаний и умений, но и на выработке ценностных ориентаций, составляющих личностную культуру. Освоение духовных ценностей происходит через сопереживание, посредством воздействия на эмоции и чувства человека.

Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии играет эмоциональная сфера, а музыка, театр, литература, изобразительное искусство – виды искусства, эмоциональные по своему содержанию.

Искусство представляет неисчерпаемые возможности для обогащения игрового опыта детей. Особую важность имеют выводы ученых (Л.С.Выготского, М.С. Кагана, Д.Н.Узнадзе, И.В. Груздовой и др.) о том, что игру и искусство объединяют творческое начало и гармония свободы, эмоциональная наполненность, фантазийность и наличие воображаемой ситуации, социальная значимость и воспитывающее действие. [1, С. 4].

Анализируя многолетний опыт работы ДОУ по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие дошкольников с различными видами искусства должно носить интегративный характер и строиться на принципе «полихудожественной» деятельности.

Вхождение ребёнка в современный взрослый мир через взаимодействие с различными сферами культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой, фольклором), которые несут в себе  огромный опыт отношений человека с окружающим миром в сфере нравственных и эстетических ценностей является одним из требований реализуемой в ДОУ программы «Детство». Этот подход отражен и в федеральных государственных требованиях, согласно которым «задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются  интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей» [3]. На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, в частности, таких как «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция.

Интеграция представляет собой более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных образовательных областей и видов искусств внутри каждой области. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой, речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную. Интеграция видов искусства в совместной деятельности детей – это педагогически организованный перевод художественной информации с языка вербального или музыкального на язык изобразительный (графический, пластический, живописный) и, наоборот, в целях порождения в сознании каждого ребенка культурных и личностных смыслов.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию художественно-эстетического направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова). Механизм интеграции — образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: 1) в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм); 2) в театрализованной –  движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;3) в изобразительной –  рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); 4) в музыкальной –  мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация. Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Именно проблема создания условий для полихудожественного развития стала темой многолетней экспериментальной работы ДОУ.

Для поиска решений выявленных проблем в детском саду была создана творческая группа, члены которой работали в рамках конкретных образовательных областей, а в последствие выстроили целостную систему, обеспечивающую их интеграцию.

На первом этапе нами был разработан перспективный план образовательной деятельности по блоку «Мир искусства» для средних, старших, подготовительных групп, с отражением реализуемых образовательных областей. Интегративный принцип деятельности детей по освоению данного блока программы предусматривает, что в содержание каждого занятия включены произведения различных видов искусства.

Решая задачу по обеспечению педагогического процесса необходимыми средствами художественно-эстетического воспитания, нами был разработан целостный репертуар музыкальных и литературных произведений для ознакомления дошкольников, систематизированный по их эмоциональной окраске, «Музыкальные произведения при организации знакомства с репродукциями картин», «Библиотека классиков поэтической литературы», основу которого составили произведения, рекомендованные соавтором программы «Детство» Н.А.Курочкиной.

В ходе нашей исследовательской работы мы уделили внимание проблеме активизации словаря дошкольников в работе по блоку «Мир искусства». Решение данной проблемы потребовала создание творческим коллективом, таких методических пособий, как: «Словарь терминов» (мини-словарь изобразительному  искусству), «Словарь красивых слов» (словарь  определений по критериям – цвет, фигура, поза, настроение).

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей осуществлялось с учетом основного принципа программы «Детство» «Чувствовать-Познавать-Творить» и идеи её авторов о том, что в дошкольном детстве познание у ребенка проходит эмоционально-практическим путем.

Этап организации совместной и самостоятельной деятельности детей предполагает решение задачи по обогащению восприятия детей эстетическими впечатлениями. Эта сложная и многоплановая задача может быть решена при условии, если педагогический коллектив ДОУ совместно с родителями наполнит жизнь детей красотой, что включает в себя и художественное оформление помещений детского сада, и красота природы на участке, и украшение групповой комнаты в праздники. Конечно же, системообразующим элементом в данной работе становится организованная совместная и индивидуальная деятельность детей, включающая в себя всё многообразие доступных детям видов познавательной, исследовательской и творческой деятельности: восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений, беседы по произведениям, дидактические и художественные игры, изобразительная и декоративно-прикладная деятельности, музыкальное и художественное творчество. При этом эффективность этой работы не определяется количеством проведенных мероприятий. Она зависит от систематичности и целенаправленности усилий педагога и родителей по накоплению детьми эстетических впечатлений.

Ребенок должен не только воспринимать произведения и рассказ взрослого, но и каким-то образом оперировать познаваемыми объектами, явлениями, исследовать, выделять существенные признаки, устанавливать логические связи и зависимости, и эмоционально их проживать, при этом максимально проявляя самостоятельность. Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет нам для этого большие возможности.

Взаимосвязь искусства и игры проявляется в способности обогащать эмоциональные переживания ребёнка, вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Видный отечественный психолог Г.С. Тарасов отмечает, что художественная игра является формой усвоения социального опыта человека, и её особенностью выступает вовлечение индивидуального опыта личности в сферу музыкальной деятельности. При этом подчеркивается, что такая игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная интересная  и требующая полного духовного соучастия деятельность [2, С. 53].

Творческой группой была создана серия дидактических и художественные игр, которые вошли в содержание самостоятельной и совместной деятельности. Задачи игр направлены на ознакомление  дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Условно игры были поделены на группы по возрасту детей и по программным задачам (на формирование знаний видов и жанров изобразительного искусства, на выявление выразительных средств произведений, на развитие художественных навыков).

Как уже было отмечено, искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром,  поэтому является важнейшим  средством познания общечеловеческих, нравственных и эстетических ценностей. Однако дошкольнику трудно самостоятельно постичь эстетические и  нравственные ценности, заложенные в художественные произведения. Поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание на средства выразительности, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает свое настроение и отношение к тому, что изображает. «Взрослый учит «читать» картину, слышать ее музыку, откликаться сердцем на ее красоту и смысл, выражать свое понимание произведения», - говорит Курочкина Надежда Александровна. Именно поэтому важно  системно последовательно выстроить разговор с детьми, задавая точные и грамотные вопросы.

Наша творческая группа провела анализ занятий,  рекомендованных программой «Детство» и предназначенных для детей среднего и старшего дошкольного возраста, с целью определения  структуры беседы в целом и целесообразность задаваемых вопросов в частности. Работа с вопросами позволила нам расставить своеобразные «акценты» на то, как следует работать с теми или иными видами и жанрами изобразительного искусства. Результатом обобщенного опыта стали методические рекомендации для воспитателей «Памятки к анализу картин», «Структура организованной беседы по произведениям искусства», в которых вопросы систематизированы по возрасту и по программным задачам.

Результаты эксперимента убедительно доказывают, что интеграция содержания образовательных областей и разных видов искусства обеспечивает их комплексное воздействие на эмоциональную сферу ребенка и формирование ценностного отношения к окружающему миру, если педагогическим коллективом ДОУ при организации совместной и самостоятельной деятельности детей по художественно-эстетическому направлению будут соблюдены следующие условия.

1. Тщательный отбор программного материала, включающего высокохудожественные произведения изобразительного, музыкального, литературного искусства для ознакомления дошкольников, доступные их пониманию и вызывающие эмоциональный отклик.

2. При оснащении групповых помещений материалами и оборудованием широко использовать произведения классического изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, работы детей (куклы, игрушки, предметы быта и др.), с которыми дети могут самостоятельно действовать и играть.

3. Совместная деятельность детей насыщена разнообразными художественными играми.

Авторы: Андрияхина Н.Е., Фирстова Г.А., Тангаева О.В.

 

Литература

  1. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности: монография / И.В.Груздова. – Тольятти: ТГУ, 2010.
  2. Тарасов, Г.С. Психология художественной игры / Г.С. Тарасов // Спутник учителя музыки: кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_podhod_s_lit.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход к организации совместной

и самостоятельной деятельности детей в аспекте

художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развития

Интеграция образовательных областей как требование ФГТ и программы

Работа ДОУ по интеграции образовательных областей – реальность

Выводы

Приобщение ребёнка к миру культуры с ранних лет дошкольного детства является основной задачей, стоящей перед педагогом. Для её эффективного решения необходимо обогащать восприятие детей художественными и музыкальными впечатлениями, так как искусство является уникальным средством развития эмоциональной сферы детей и источником формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Достижения современной педагогической науки подтверждают тезис о том, что формирование личности ребенка строится не только на приобретении новых знаний и умений, но и на выработке ценностных ориентаций, составляющих личностную культуру. Освоение духовных ценностей происходит через сопереживание, посредством воздействия на эмоции и чувства человека.

Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии играет эмоциональная сфера, а музыка, театр, литература, изобразительное искусство – виды искусства, эмоциональные по своему содержанию.

Искусство представляет неисчерпаемые возможности для обогащения игрового опыта детей. Особую важность имеют выводы ученых (Л.С.Выготского, М.С. Кагана, Д.Н.Узнадзе, И.В. Груздовой и др.) о том, что игру и искусство объединяют творческое начало и гармония свободы, эмоциональная наполненность, фантазийность и наличие воображаемой ситуации, социальная значимость и воспитывающее действие. [1, С. 4].

Анализируя многолетний опыт работы ДОУ по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие дошкольников с различными видами искусства должно носить интегративный характер и строиться на принципе «полихудожественной» деятельности.

Вхождение ребёнка в современный взрослый мир через взаимодействие с различными сферами культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой, фольклором), которые несут в себе  огромный опыт отношений человека с окружающим миром в сфере нравственных и эстетических ценностей является одним из требований реализуемой в ДОУ программы «Детство». Этот подход отражен и в федеральных государственных требованиях, согласно которым «задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются  интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей» [3]. На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, в частности, таких как «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция.

Интеграция представляет собой более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных образовательных областей и видов искусств внутри каждой области. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой, речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную. Интеграция видов искусства в совместной деятельности детей – это педагогически организованный перевод художественной информации с языка вербального или музыкального на язык изобразительный (графический, пластический, живописный) и, наоборот, в целях порождения в сознании каждого ребенка культурных и личностных смыслов.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию художественно-эстетического направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова). Механизм интеграции — образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: 1) в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм); 2) в театрализованной –  движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;3) в изобразительной –  рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); 4) в музыкальной –  мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация. Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Именно проблема создания условий для полихудожественного развития стала темой многолетней экспериментальной работы ДОУ.

Для поиска решений выявленных проблем в детском саду была создана творческая группа, члены которой работали в рамках конкретных образовательных областей, а в последствие выстроили целостную систему, обеспечивающую их интеграцию.

На первом этапе нами был разработан перспективный план образовательной деятельности по блоку «Мир искусства» для средних, старших, подготовительных групп, с отражением реализуемых образовательных областей. Интегративный принцип деятельности детей по освоению данного блока программы предусматривает, что в содержание каждого занятия включены произведения различных видов искусства.

Решая задачу по обеспечению педагогического процесса необходимыми средствами художественно-эстетического воспитания, нами был разработан целостный репертуар музыкальных и литературных произведений для ознакомления дошкольников, систематизированный по их эмоциональной окраске, «Музыкальные произведения при организации знакомства с репродукциями картин», «Библиотека классиков поэтической литературы», основу которого составили произведения, рекомендованные соавтором программы «Детство» Н.А.Курочкиной.

В ходе нашей исследовательской работы мы уделили внимание проблеме активизации словаря дошкольников в работе по блоку «Мир искусства». Решение данной проблемы потребовала создание творческим коллективом, таких методических пособий, как: «Словарь терминов» (мини-словарь изобразительному  искусству), «Словарь красивых слов» (словарь  определений по критериям – цвет, фигура, поза, настроение).

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей осуществлялось с учетом основного принципа программы «Детство» «Чувствовать-Познавать-Творить» и идеи её авторов о том, что в дошкольном детстве познание у ребенка проходит эмоционально-практическим путем.

Этап организации совместной и самостоятельной деятельности детей предполагает решение задачи по обогащению восприятия детей эстетическими впечатлениями. Эта сложная и многоплановая задача может быть решена при условии, если педагогический коллектив ДОУ совместно с родителями наполнит жизнь детей красотой, что включает в себя и художественное оформление помещений детского сада, и красота природы на участке, и украшение групповой комнаты в праздники. Конечно же, системообразующим элементом в данной работе становится организованная совместная и индивидуальная деятельность детей, включающая в себя всё многообразие доступных детям видов познавательной, исследовательской и творческой деятельности: восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений, беседы по произведениям, дидактические и художественные игры, изобразительная и декоративно-прикладная деятельности, музыкальное и художественное творчество. При этом эффективность этой работы не определяется количеством проведенных мероприятий. Она зависит от систематичности и целенаправленности усилий педагога и родителей по накоплению детьми эстетических впечатлений.

Ребенок должен не только воспринимать произведения и рассказ взрослого, но и каким-то образом оперировать познаваемыми объектами, явлениями, исследовать, выделять существенные признаки, устанавливать логические связи и зависимости, и эмоционально их проживать, при этом максимально проявляя самостоятельность. Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет нам для этого большие возможности.

Взаимосвязь искусства и игры проявляется в способности обогащать эмоциональные переживания ребёнка, вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Видный отечественный психолог Г.С. Тарасов отмечает, что художественная игра является формой усвоения социального опыта человека, и её особенностью выступает вовлечение индивидуального опыта личности в сферу музыкальной деятельности. При этом подчеркивается, что такая игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная интересная  и требующая полного духовного соучастия деятельность [2, С. 53].

Творческой группой была создана серия дидактических и художественные игр, которые вошли в содержание самостоятельной и совместной деятельности. Задачи игр направлены на ознакомление  дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Условно игры были поделены на группы по возрасту детей и по программным задачам (на формирование знаний видов и жанров изобразительного искусства, на выявление выразительных средств произведений, на развитие художественных навыков).

Как уже было отмечено, искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром,  поэтому является важнейшим  средством познания общечеловеческих, нравственных и эстетических ценностей. Однако дошкольнику трудно самостоятельно постичь эстетические и  нравственные ценности, заложенные в художественные произведения. Поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание на средства выразительности, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает свое настроение и отношение к тому, что изображает. «Взрослый учит «читать» картину, слышать ее музыку, откликаться сердцем на ее красоту и смысл, выражать свое понимание произведения», - говорит Курочкина Надежда Александровна. Именно поэтому важно  системно последовательно выстроить разговор с детьми, задавая точные и грамотные вопросы.

Наша творческая группа провела анализ занятий,  рекомендованных программой «Детство» и предназначенных для детей среднего и старшего дошкольного возраста, с целью определения  структуры беседы в целом и целесообразность задаваемых вопросов в частности. Работа с вопросами позволила нам расставить своеобразные «акценты» на то, как следует работать с теми или иными видами и жанрами изобразительного искусства. Результатом обобщенного опыта стали методические рекомендации для воспитателей «Памятки к анализу картин», «Структура организованной беседы по произведениям искусства», в которых вопросы систематизированы по возрасту и по программным задачам.

Результаты эксперимента убедительно доказывают, что интеграция содержания образовательных областей и разных видов искусства обеспечивает их комплексное воздействие на эмоциональную сферу ребенка и формирование ценностного отношения к окружающему миру, если педагогическим коллективом ДОУ при организации совместной и самостоятельной деятельности детей по художественно-эстетическому направлению будут соблюдены следующие условия.

1. Тщательный отбор программного материала, включающего высокохудожественные произведения изобразительного, музыкального, литературного искусства для ознакомления дошкольников, доступные их пониманию и вызывающие эмоциональный отклик.

2. При оснащении групповых помещений материалами и оборудованием широко использовать произведения классического изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, работы детей (куклы, игрушки, предметы быта и др.), с которыми дети могут самостоятельно действовать и играть.

3. Совместная деятельность детей насыщена разнообразными художественными играми.

Литература

  1. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности: монография / И.В.Груздова. – Тольятти: ТГУ, 2010.
  2. Тарасов, Г.С. Психология художественной игры / Г.С. Тарасов // Спутник учителя музыки: кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

Тема: "Плюсы и минусы организации совместной и самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе"

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских садов являются разновозрастные группы. И дошкольное учреждение детского сада, в котором я работаю воспитателем...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная деятельность детей в процессе художественно-эстетического воспитания»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому направлению (аппликация)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАОрганизация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому направлению (аппликация)Тема:  «Скворечник на березе»....

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому развитию

Тема «Овощи и фрукты» Возрастная группа: старшая.Форма НОД: путешествие.Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.Учебно-методический...