Главные вкладки

    Тема: "Плюсы и минусы организации совместной и самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе"
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Архипова Ирина Александровна

    Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских садов являются разновозрастные группы. И дошкольное учреждение детского сада, в котором я работаю воспитателем тоже не исключение.

    В нашем детском саду растут и развиваются детки от 1.5 до 7 лет.

    В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного и отрицательного.

    Я думаю, что каждый из вас знаком с отрицательными и положительными моментами разновозрастных групп. Большинство из нас работают в этих условиях и наша задача – с одной стороны умело воспользоваться и взять на вооружение все положительные моменты, а с другой -  сгладить отрицательные стороны разновозрастного взаимодействия.

    Возможные плюсы - дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственными. Робкий ребенок, заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. Видят к чему стремится. И становятся более самостоятельными.

    Возможные минусы - время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими... в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников. Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.

    А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит только от нас воспитателей. И здесь наша роль, как воспитателя очень важна….

    Поэтому в своей работе я стараюсь сформировать адекватные отношения между детьми. Стараюсь внимательно относиться к каждому ребенку, учу детей взаимодействовать друг с другом, учу дружить, делиться и разрешать возникшие конфликты.

    Я считаю, что постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности. Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение. 

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района

    Саратовской области»

    Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений

     

    Доклад

    воспитателя МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»

    Архиповой Ирины Александровны

    Тема:

    "Плюсы и минусы организации совместной и самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе"

    2017 г.

    Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских садов являются разновозрастные группы. И дошкольное учреждение детского сада, в котором я работаю воспитателем тоже не исключение.

    В нашем детском саду растут и развиваются детки от 1.5 до 7 лет.

    В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного и отрицательного.

    Я думаю, что каждый из вас знаком с отрицательными и положительными моментами разновозрастных групп. Большинство из нас работают в этих условиях и наша задача – с одной стороны умело воспользоваться и взять на вооружение все положительные моменты, а с другой -  сгладить отрицательные стороны разновозрастного взаимодействия.

    Возможные плюсы - дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственными. Робкий ребенок, заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. Видят к чему стремится. И становятся более самостоятельными.

    Возможные минусы - время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими... в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников. Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.

    А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит только от нас воспитателей. И здесь наша роль, как воспитателя очень важна….

    Поэтому в своей работе я стараюсь сформировать адекватные отношения между детьми. Стараюсь внимательно относиться к каждому ребенку, учу детей взаимодействовать друг с другом, учу дружить, делиться и разрешать возникшие конфликты.

    Я считаю, что постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности. Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение. 

    В связи с этим в совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают сказки, защищают от обидчика, то есть заботятся о нем. Руководствуясь своими наблюдениями, могу утверждать, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Эти навыки я считаю являются хорошей базой для формирования личности ребенка.

    В моей группе некоторые детки опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими детьми. Из этого можно сделать вывод, что общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех, и других. В итоге «в выигрыше» оказываются и дети постарше, и малыши.

    И даже в ряде случаев мое воздействие, как педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. 

    Конечно все это не просто и бывает тяжело. Все это является результатом моей повседневной и кропотливой работы, и правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, а еще умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка, и всю группу в целом.

    И так   моя задача как воспитателя – это создание максимально благоприятных условий для эмоционально насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям каждого воспитанника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях.

    Здесь так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

    Минусы

    Мы должны

    1. Трудности в проведении НОД, совместной деятельности с детьми, так как перед нами стоят разные задачи.

     Продолжительность НОД.

     1. Специфическую НОД организовывать по подгруппам (обучение грамоте, математика)

     2. Однотемное объединение НОД, совместной деятельности (объединение на основе одной темы, но учитывая возраст детей, в зависимости от задач подбирать разные формы работы, разные задания в соответствии с их возрастом), например, НОД лепка, тема «Орешки для белочки», старшие лепят тарелочку, младшие – орешки. Совместная деятельность, продуктивная по теме «Земля – наш общий дом», это коллективная работа. У каждого ребенка был свой кусочек планеты, каждый украшал планету в силу своих возможностей. Затем соединили эти «кусочки» вместе и получилась красивая планета.

     3. Чтобы сократить продолжительность НОД для малышей, например, на физкультуре, на какое-то время малыши могут оставаться «болельщиками» и наблюдать за игрой детей старшего дошкольного возраста.

    Главное - мы учимся, играя!

    Малыши не обязательно должны присутствовать до конца занятия, они могут уйти раньше играть в игровой уголок.

    2. Малыши в разновозрастной группе являются привилегированным классом, так как часто за них убирают игрушки,  старшие дети помогают им одеваться, поэтому, зачастую у них хуже развиты навыки самообслуживания и трудовые навыки.

    1. Создавать такие ситуации, когда у малышей должны быть обязательно свои трудовые поручения. Старшие убирают в одном уголке, малыши в другом, единые правила для всех –  взял игрушки – убери на место.

    3. Трудности в режиме.

    Гибкий режим, при пробуждении первых поднимать старших детей. Когда приходит второй воспитатель, берет с прогулки младших детей и идет с ними в группу, а второй воспитатель еще гуляет со старшими.

    4. Старший ребенок иногда соперничает с младшим дошкольником, не учитывая соотношение сил, в результате младший в заведомом проигрыше, у малышей формируется заниженная самооценка. Например, младший отказывается рисовать, потому что он считает, что у него получается коляка-маляка.

    Постоянно хвалить младших детей. Поднимать их самооценку, создавая ситуации. когда малыши вносят свой вклад в часть коллективной работы, который значительно улучшает результат. Например, коллективная аппликация «Наш город». Старшие вырезают деревья и дома и наклеивают их, а малыши приклеивают готовые машины, но очень красивые, которые заранее изготовил педагог, что значительно украшает коллективную работу.

    5. Детям разных возрастов интересны разные игры.

     Необходимо создания меж возрастного игрового пространства. В наборе должны быть игры для разного возраста детей.

    Плюсы

    1. Братья и сестры имеют возможность посещать одну группу, адаптация детей в разновозрастной группе проходит намного быстрее.

    2. Младшие дети в разновозрастных группах развиваются быстрее.

     Дети объединяются по возрастам. Хотя младшие дошкольники весьма «аморфно» относятся к своим сверстникам, не воспринимают их как полноценных партнеров и стремятся к общению со взрослыми, являющимися источниками познания и информации. Общение со старшими детьми, имеющими гораздо более богатый «жизненный» опыт, нежели сверстник, будет служить исходным этапом, «мостиком», который ускорит процесс распознавания в сверстнике полноценного партнера для игр и развитие ориентации на сверстника, что в свою очередь обеспечит развитие личности и, а так же будет способствовать усвоению нравственных норм.

    3. Сейчас у многих детей нет братьев и сестер, им не о ком заботиться,  дети в таких семьях иногда вырастают эгоистами.

    В разновозрастных группах эта проблема отпадает сама собой.

    Необходимо приучать старших детей заботиться о малышах, возможен вариант, когда старший отвечает за малыша. Но должно быть правило: взрослые помогают только тогда, когда малыши их об этом попросят.

    В результате взрослые испытывают гордость от того, что к ним обращаются, как к взрослым, малыши попадают в ситуацию, когда они учатся обращаться за помощью к старшим. Очень важно учитывать симпатии малышей, потому что у старших дошкольников преобладает в основном деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших - личностная. Для них очень важна личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений, поэтому в ситуации выбора партнеров при разновозрастном взаимодействии отдавайте приоритет малышам, пусть они выбирают, кого они хотят попросить о помощи, акцентируя внимание более взрослых детей на том, что они старшие и несут ответственность за малыша.

    4. У младших детей кризис 3 лет проходит более легко, который с одной стороны имеет много положительного - это огромный скачок и стимул в развитии, так как ребенок осознает себя как личность.

    Но с другой стороны - в этот период ребенок считает себя самым главным, его мнение просто неоспоримо, все должны делать только так, как он сказал. Иногда этот кризис затягивается. В разновозрастной группе к малышу быстрее приходит осознание того, что он еще многое не умеет и он обращается за помощью к старшим, стремится чему –то у них научиться.

    5. У отверженных детей старшего дошкольного возраста есть шанс проявить себя и повысить свою самооценку за счет младших детей.

    К старшему ребенку будут прислушиваться малыши только потому, что он взрослее.

    6.Неоспоримый факт, что взрослый для младших и старших дошкольников выступает как образец и идеал, источник тепла и заботы, авторитетный ценитель достижений ребенка. Старшие дошкольники видят в младшем дошкольнике партнера, готового к практическому взаимодействию, окрашенному яркими положительными эмоциями: хоть и младшее, но равное существо, объект пристрастного познания и оценки и как «невидимое зеркало», обеспечивающее ему самопознание и самооценку.

    Взаимодействие детей разного возраста весьма полезно, поскольку приближено к ситуации многодетной семьи. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности, при формировании бытовых навыков, правил поведения и т. д. Хотя объяснения старших дошкольников далеки от дидактических норм, младшие зачастую понимают их лучше, чем более грамотные указания взрослых. Например, в процессе НОД, на физкультуре можно поставить в пары ловить мяч старшего и младшего. Старшему дать возможность показать несложное упражнение малышам, научить их правильно выполнять это упражнение. На наш взгляд, организация физкультурных занятий в разновозрастной группе воссоздает уникальное игровое пространство детства, содействует амплификации развития, как младших, так и старших дошкольников.

      Самое главное здесь заключается, как я считаю в непосредственном сотрудничестве и сотворчестве детей и воспитателя, младших детей и тех, кто постарше, развивает познавательную сферу детей, побуждает их к свободным естественным движениям.

    Поэтому правильно организованное меж возрастное игровое пространство - это одна из возможностей эффективно стимулировать двигательную активность младших дошкольников.

    А еще лучше, если эту потребность стимулируют не мы взрослые, а сами дети. Каждому этапу развития движений соответствует форма их усвоения, которая определяется характером ведущей деятельности. Для дошкольника такой деятельностью является игра.

    Совместные игры создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности.

    Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. И это требует от меня, как воспитателя более тонкой работы, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

    Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

    Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

    В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

    Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

    ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

    УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

    Связная речь-Это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.В нашей г...

    Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме« Магнит и его свойства»

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 летпо теме« Магнит и его свойства»...

    Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме «Пограничник с собакой».

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 летпо теме «Пограничник с собакой»....

    Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме «Пожарная машина»

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в разновозрастной группе с 5 до 7 летпо теме «Пожарная машина»...