"С чего начинается дружба?"
статья (подготовительная группа) по теме

Алексеева Галина Васильевна

В дошкольный период развиваются комуникативные качества, формируется обобщенное представление о дружбе. Задача педагога - помочь детям понять, что дружба приносит радость лишь тогда, когда они внимательно относятся к своим друзьям, понимают их настроение, разделяют радости и огорчения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "С чего начинается дружба?"23.37 КБ

Предварительный просмотр:

               

С чего начинается дружба?

В дошкольный период развиваются коммуникативные качества (умение устанавливать и поддерживать контакты и сотрудничать со сверстниками, вежливо общаться с ними, избегать конфликтных ситуаций), формируется  обобщенное представление о дружбе.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Какое влияние должен оказать педагог на ребёнка, для того, чтобы его взаимодействие с другими детьми складывалось успешно?

  1. организация совместной деятельности
  2. организация субъектного  взаимодействия между детьми

Задача воспитателя наладить отношения между детьми

Для этого педагог демонстрирует ребёнку достоинства сверстников, ласково называет каждого ребёнка поимённо, хвалит партнёров по игре.

Воспитатель привлекает внимание ребёнка к субъективным качествам другого. В результате интерес друг к другу возрастает, возникают положительные эмоции, адресованные сверстнику. Педагог помогает ребёнку увидеть положительные качества сверстника.

Задача педагога - помочь детям понять, что дружба приносит радость лишь тогда, когда они внимательно относятся к своим друзьям, понимают их настроение, разделяют радости и огорчения.

 К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход.

Действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то, возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе.
Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь другому, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить другому радость и удовольствие. С такого внимания к другому, с заботы о нем и начинается дружба.

Образовательный проект с детьми подготовительной лог. группы

«Когда мои друзья со мной».

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети подготовительной лог. группы, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать, не умеют выслушать собеседника  до конца, перебивают друг друга, не прислушиваются к мнению других детей. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, оказать помощь и поддержку.

Мы провели беседу с ребятами о дружбе.

Детям были заданы вопросы: Почему лучше играть с друзьями? А умеете ли вы дружить? Дети стали рассуждать.

Так началась работа над проектом «Когда мои друзья со мной».

Цель:

Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба», используя  различные методы и приемы, формировать социально-коммуникативные качества.

Задачи:

  1. Дать понятие «Что такое Дружба?»;
  2. Закрепить правила общения детей друг с другом;
  3. Познакомить детей с различными эмоциями;
  4. Побуждать детей оказывать поддержку друг другу;
  5. Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
  6. Формировать умение правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
  7. Побуждать детей к взаимопомощи;
  8. Активизировать детей к совместной деятельности;
  9. Воспитывать нравственные качества личности в процессе формирования представлений о дружбе;
  10. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызывать желание оказать помощь в оказании возможности реализации проекта.

Формы реализации проекта – образовательная деятельность с детьми  по всем направлениям развития и образовательным  областям.

Проект «Когда мои друзья со мной».

  1. Коммуникация: беседа «Что такое дружба?»

Заучивание стихотворений о дружбе «Дружат дети всей земли», В. Викторов «Расскажи о друге», игровые ситуации. «Как понять друг друга?»; составление рассказа «Что значит дружить?», придумывание  рассказов и сказок о дружбе, беседы по картинкам (уроки доброты, эмоции).

  1. Познание: «Кого можно назвать другом?», д/и «Назови ласково», д/и «Комплименты», игровая  ситуация с жестами и мимикой «Мое настроение», д/и «Придумай правила дружбы», д/и «Хорошо – плохо».
  2. Чтение художественной литературы: И. Моднина «Давайте дружить», Л. Толстой «Два товарища», А. Квитко «Два друга», А.Кузнецова «Подружки», В. Осеева «Три товарища», чтение пословиц и поговорок о дружбе, доброте, р.н.с. «Заюшкина избушка», В. Сутеев «Под грибом», А. Кондратьев «Перебивалки».
  3. Социализация: Утро радостных встреч «Мы встречаемся» (добрые приветствия), с-р игра «Строители», создание вместе с родителями книжки- самоделки о дружбе.
  4. Труд: Труд в природе «Помоги другу» (уход за клумбой), упражнение «Помоги другу по дежурству», изготовление книжки-малышки о дружбе, оригами «Подарок другу».
  5. Художественное творчество: Рисование «Портрет», коллективная аппликация «Дом дружбы».
  6. Музыка: В. Шаинский «О дружбе», «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», музыкальная игра «Карусель», «Плетень».
  7. Здоровье: Мое настроение, «Паровозик» (упражнение на расслабление).
  8. Физическая культура: п/и «Ручеек», «Светофор», «Не намочи ноги», «Вышибалы», «Али-баба», «Краски», «Ловишки парами», «Бездомный заяц», «Шире круг», «Узнай по голосу», соревнование «Веселые старты».
  9. Безопасность: упражнение «Закончи предложение», д/и «Можно - нельзя».

Практическая значимость:

Целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимоприятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Выводы:

Результатом осуществления проекта «Когда мои друзья со мной» стали:

  1. Повышение культуры межличностного общения и интереса к внутреннему миру другого ребенка
  2. Формирование у детей устойчивой потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержки, а так же к совместной деятельности
  3. Закрепление у детей правил общения друг с другом (правил дружбы)

Список литературы:

  1. Е. О. Смирнова «Особенности общения с дошкольниками» Академия 2000г
  2. Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова «Ступени общения» М, 1996г
  3. Б. С. Волков, Н. В. Волкова «Психология общения в детском возрасте» Питер, 2008г
  4. В. С. Мухина «Психология личности и деятельности дошкольника» М, 1965г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...