пальчиковые игры в обучении рассказыванию
консультация по теме

Гусева Людмила Владимировна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

     Уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

     Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное и оздоравливающее занятие. С помощью пальчиковых игр звуковой строй речи становиться более качественным: голос звучит чётко, ясно, появляется хорошая дикция.

     Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).

     Пальчиковые игры широко используются для развития мелкой моторики рук.

     С их помощью передают события (эпизоды и т. д.) сказок, стихов и др. – получаются своеобразные инсценировки.

     При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.

     Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игры без предметов, с использованием атрибутики, игры с предметами.

     Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать!», «Урожай», «Скакалочка», «Посолим суп» и мн. др). Показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, колокольчик, зайка и т.д.)

     Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где «разговорно-пальчиковая» деятельность наиболее естественна? Конечно, в детском театре!

    В своей группе использую разные виды театров.

    Самый первый – «Театр картинок». Дети ставят и передвигают картинки (из картона или из дерева) на подставках. Театр дети пересказывают по ролям.

     Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы дети надевают «наперстки» в виде зверюшек или сказочных героев.

     Очень нравиться детям использовать изображения из небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришиваю круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы плотно облегать основание детских пальчиков (среднего и указательного, среднего и безымянного).

     В «Театре рукавичек» дети надевают рукавички на руки и оживляют сказку с ширмой или без.

     «Театр Петрушек» – перчаточный кукольный театр. Здесь детям требуется умение рук и желание произносить монологи, распределять роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

     Также мы с детьми играем в «Театр теней».

     Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры в театр, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.

     Пальчиковые игры с предметами – этот вид работы предполагает систематическое развитие моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети.

     Ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. С помощью ниткописи выкладывают сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, домик, рыбка, машинка). Старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо осваивает технику ниткописи, ему предлагают выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких цветов.

    Биссерография – выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Дети выкладывают предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров (бусинка к бусинке). Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки.

     Чудесный мешочек – определение предметов наощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы). В моей группе дети с помощью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из мешочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги.

     Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (газеты, картона и др.) – эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезания используют на занятиях аппликацией. Для развития рук предлагаю детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

     Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры рук. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.

     Восторг у детей вызвало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом (разноцветный бумажный дождь) с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга».

     Также после знакомства с первыми согласными звуками приучаю детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук: большой палец – согласный звук, указательный – «А», средний – «У», безымянный – «О», мизинец – «И».

     Согласный звук поставляется по мере изучения, место согласного звука не меняется, например: па, та, ма; пу, ту, му; по, то, мо; пи, ти, ми и т.д.

     Сначала на пальцы надеваем красные колпачки – символы гласных звуков, затем работаем по памяти, меняя согласный звук: та, ма, ту му, то, мо, ти, ми и т.д.

     Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный-гласный, доведенное до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

     Мы с детьми рисуем под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение. Например:

     ●Рисуем большой треугольник, над ним – чуть поменьше, сверху еще меньше.

     ●Рисуем квадрат, над ним – треугольник, в квадрате – окно, на треугольнике – трубу, из трубы идет дым.

     ●Рисуем по клеточкам: одна – вправо, две – влево, три – вниз и т.д.

     При знакомстве детей со словом, объясняю: слово можно нарисовать. Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазии, расширяет словарный запас дошкольников.

     Легко нарисовать существительные: день (солнце, светло), ракета, свет (солнце, фонарь, окно). Труднее рисовать слова-состояния, слова-определения: жарко (солнце), весело (улыбка), добрая (мама, бабушка), верный (щенок, пёс).

     Ещё интереснее задание – нарисовать слова с противоположным значением: большой – маленький, добрый – злой, утро – вечер, чистый – грязный и т.д.

     С детьми моей группы так же используем и другие приёмы и массажные упражнения, например:

  1. лепка из солёного теста или тёплого воска
  2. конструирование из счётных палочек
  3. сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги
  4. выполнение аппликаций из природного материала (семян и т.п.)
  5. нанизывание бус и пуговиц на проволоку
  6. создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей
  7. завязывание бантов и узлов различной конфигурации
  8. перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.п.)
  9. игры с «осьминогом» - утяжеленный предмет (например, мешочек с песком/мукой), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка
  10. массаж пальцев, начиная с большого, и до мизинца – растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию
  11. массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать 2 ореха между ладонями; б) прокатить 1 орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук
  12. массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учу пропускать карандаш между одним, двумя, тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке
  13. массаж «чётками» – перебирание чёток (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество чёток в прямом и обратном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры ТРИЗ по обучению рассказыванию по картине-материал для воспитателей

Краткое описание игр из технологии ТРИЗ -помощь для воспитателей, которые хотят сделать работу по составлению рассказов по картине для детей увлекательным и интересным занятием....

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Конспект занятия "Обучение рассказыванию по картине "Дети играют"

Занятие по обучению рассказыванию по картине в младшей группе....

Пальчиковые игры в обучении хакасскому языку в ДОУ.

Ойын «Хол, хол, холыҷахтар»Хол, хол, холыҷахтар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

"Пальчиковые игры в обучении детей"

Пальчиковые игры  – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию...