Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии.

    ПРОТИВОРЕЧИЯ В КОЛИЧЕСТВЕ

    Цели

    1. активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
    2. формировать понимание относительности количества.

    Оборудование

    1. конфета.

    1. Анализ проблемной ситуации

    Приходит Игрушка с конфетой.

    И.: Вот конфету принесла, хочу ребят угостить. 
    В.: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много! 
    И.: Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало! 
    В.: Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать - это много! 
    И.: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

    В процессе обсуждения дети формулируют вывод: и много и мало, смотря в сравнении с чем: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по сравнению с другими ситуациями (указывается) - мало.

    В.: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало! 
    И.: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много? 
    В.: Конечно, может! Ребята, поможем Игрушке. Для кого одна конфета - это много? 
    И.: А один арбуз - это много или мало? 
    В.: И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята! 
    И.: А целая бочка воды? 
    Д.: И много и мало. Для ... много, а для ... - мало.

    2. Игра «много - мало»

    Правила игры

    Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если много - руки развести широко в стороны, мало - ладони сблизить, достаточно - рука на руку. 
    Желательно вначале отработать сами жесты.

    Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

    3. Противоречия в количестве

    И.: Одна конфета для всех детей - это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много - хватит всем. Выходит, когда чего-то мало - это плохо, а когда много - то хорошо… 
    В.: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть? 
    И.: А еще игрушки, подарки, сладости... 
    В.: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало - плохо, много - хорошо, а если очень много - то опять плохо... 
    И.: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем если бы было много? ударишься, или много, сильно? 
    И.: Конечно, если мало - лучше! 
    В.: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало? 
    И.: Мало, мало! А если совсем не дают - еще лучше! 
    В.: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало - и это хорошо? 
    И.: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно - то когда его мало - это плохо, а когда много - хорошо. А если что-то неприятное, плохое - то хорошо, когда его поменьше. 
    В.: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало - это хорошо или плохо?

    Примеры ситуаций

    Хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.

    Примечание

    Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.

    Конспект взят из книги С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»

    Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять  предлоги «В», «ПОД»  в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

    Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

    Конспект непосредственно — образовательной деятельности для детей 4-5 лет "Первый снег" с использованием ИКТ

    Цель:Развитие песенного творчества детей младшего дошкольного возраста Программные задачи:1. Углубить понятие темы знакомством с новой песней, побуждая к её разучиванию. Активизировать работу арт...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

    КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготови-тельной группы (6 – 7лет) с использованием ИКТ

    «Изготовление Пасхальной открытки из бумаги в стиле оригами с последующим декорированием. «Храм». Программные задачи:Знакомить с обычаями православной церкви - праз...

    Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)

    Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...