Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)
– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
– Закреплять метод нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.
– Расширять активный словарный запас детей по теме.
– Развивать слуховое внимание через прослушивание звуков ветра в природе.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.
– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Образовательные области:
Основная: познавательная, художественно – эстетическая.
Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.
Оборудование:
· Столы для экспериментов;
· Значки ученого;
· Лист А4 с незаконченным рисунком;
· Жидко разведенная гуашь;
· Кисточки;
· Символы воздуха;
· Емкости с водой;
· Трубочки для коктейля;
· Предметы, имеющие в составе воздух;
· Зубочистки;
· Веер;
· Крышки от фломастеров;
· Звук ветра в записи;
· Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.
Предварительная работа:
· знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;
· чтение и заучивание художественных произведений о природе;
· рассматривание иллюстраций о природе;
· знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;
· знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;
· наблюдение за ветром во время прогулки.
· изготовление вееров на ручном труде.
· знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.
Ход занятия:
1 часть – Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)
Давайте вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?
Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?
В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
В: Для чего нам нужен воздух?
В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?
В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
1.соблюдать тишину,
2. не мешать друг, другу,
3. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.
Подойдите к столу
Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.
Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.
Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха (символы)
В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.
Эксперимент №1
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?
Вывод: воздух можно почувствовать (символ)
Убрать пакетики.
Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»
На столе вееры и перышки
В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.
Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?
Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)
Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»
Предложить колпачки от фломастеров
В: - Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)
А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)
В: вывод: воздух можно услышать (символ)
В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.
Эксперимент №4 Переход к столу №2
«Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.
В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)
Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»
В: А есть ли воздух в других предметах?
Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит, в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.
Вывод: воздух есть в предметах (символ).
В: А теперь настало время немного отдохнуть.
Физминутка:
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)
Я все дую - шар все толще
Дую – толще, дую – толще
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
В: Ну вот, отдохнули, продолжим. А можно ли почувствовать запах воздуха?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)
В: вывод: воздух переносит запахи (символ)
В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, твердый, очень гладкий.
И совсем, совсем несладкий.
Раз подбросили - поймали,
Два подбросили поймали,
Уронили и сломали.
В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, зима. Скоро наступит Новый год. . На наших рисунках , которые мы рисовали, ёлочки не украшены к празднику. Мы сегодня украсим их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?
Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на елочку, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.
В. Ребята, посмотрите, какие замечательныеукрашенные елки у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)
Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
четвертый год обучения (6-7 лет)
по теме «Воздух»
(детское экспериментирование)
Подготовила воспитатель:
Шайхудинова Рашида Кадыровна
1 квалификационная категория
г. Ангарск, 2017 год
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)
– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
– Закреплять метод нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.
– Расширять активный словарный запас детей по теме.
– Развивать слуховое внимание через прослушивание звуков ветра в природе.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.
– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Образовательные области:
Основная: познавательная, художественно – эстетическая.
Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.
Оборудование:
- Столы для экспериментов;
- Значки ученого;
- Лист А4 с незаконченным рисунком;
- Жидко разведенная гуашь;
- Кисточки;
- Символы воздуха;
- Емкости с водой;
- Трубочки для коктейля;
- Предметы, имеющие в составе воздух;
- Зубочистки;
- Веер;
- Крышки от фломастеров;
- Звук ветра в записи;
- Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.
Предварительная работа:
- знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;
- чтение и заучивание художественных произведений о природе;
- рассматривание иллюстраций о природе;
- знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;
- знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;
- наблюдение за ветром во время прогулки.
- изготовление вееров на ручном труде.
- знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.
Ход занятия:
1 часть – Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)
Давайте вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?
Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?
В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
В: Для чего нам нужен воздух?
В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?
В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
1.соблюдать тишину,
2. не мешать друг, другу,
3. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.
Подойдите к столу
Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.
Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.
Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха (символы)
В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.
Эксперимент №1
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?
Вывод: воздух можно почувствовать (символ)
Убрать пакетики.
Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»
Положить вееры и перышки
В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.
Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?
Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)
Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»
Предложить колпачки от фломастеров
В: - Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)
А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)
В: вывод: воздух можно услышать (символ)
В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.
Эксперимент №4 Переход к столу №2
«Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.
В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)
Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»
В: А есть ли воздух в других предметах?
Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит, в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.
Вывод: воздух есть в предметах (символ).
В: А теперь настало время немного отдохнуть.
Физминутка:
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)
Я все дую - шар все толще
Дую – толще, дую – толще
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
В: Ну вот, отдохнули, продолжим. А можно ли почувствовать запах воздуха?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)
В: вывод: воздух переносит запахи (символ)
В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:
Солнышко, солнышко, – руки вверх, шевелят пальцами.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло – сгибают и разгибают пальцы.
Побежал в саду ручей, - показывают волну.
Прилетело сто грачей – машут руками.
Снег растаял – опускают руки вниз.
Цветочки расцветают – руки поднимают вверх, раскрывают ладони.
В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, весна. Скоро расцветут цветы. На наших рисунках , которые мы рисовали, еще цветы не расцвели. Мы сегодня дорисуем их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?
Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на верхушку цветка, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.
В. Ребята, посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)
Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

"Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов...

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Опыт работы воспитателя по теме: «Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».
laquo;Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает ...

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» «Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» «Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
свидетельствосвидетельствосвидетельство...
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СКАЗОК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЬМИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье исследуются особенности восприятия сказок детьми 5–6 лет с легкой умственной отсталостью (УО). Рассматривается роль сказки как инструмента коррекции когнитивных, речевых, эмоциональных ...
