Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шайхудинова Рашида Кадыровна

Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)

– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.

– Закреплять метод  нетрадиционной техники рисования – кляксографии.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать у детей умение устанавливать  причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.

– Расширять активный словарный запас детей по теме.

– Развивать слуховое  внимание через прослушивание звуков ветра в природе.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.

– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

 

Образовательные области:

Основная:  познавательная, художественно – эстетическая.

Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.

 

Оборудование:

·        Столы для экспериментов;

·        Значки ученого;

·        Лист А4 с незаконченным рисунком;

·        Жидко разведенная гуашь;

·        Кисточки;

·        Символы воздуха;

·        Емкости с водой;

·        Трубочки для коктейля;

·        Предметы, имеющие в составе воздух;

·        Зубочистки;

·        Веер;

·        Крышки от фломастеров;

·        Звук ветра в записи;

·        Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.

 

Предварительная работа:

·        знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;

·        чтение и заучивание художественных произведений о природе;

·        рассматривание иллюстраций о природе;

·        знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;

·        знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;

·        наблюдение за ветром во время прогулки.

·        изготовление вееров на ручном труде.

·        знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.

 

Ход занятия:

1 часть – Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)

Давайте вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Нам преграды не страшны,

Если мы дружны!

В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?

В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

В: Для чего нам нужен воздух?

В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?

В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

1.соблюдать тишину,

2. не мешать друг, другу,

3. работать тихо, аккуратно, внимательно.

Чтоб природе другом стать,

 Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет все узнать наша наблюдательность.

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.

Подойдите к столу

Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.

Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.

Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.

Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха  (символы)

В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.

Эксперимент №1

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?

 Вывод: воздух можно почувствовать (символ)

Убрать пакетики.

Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»

На столе вееры и перышки

 В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.

 Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?

Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)

Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»

 Предложить колпачки от фломастеров

В: -  Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)

А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)

В: вывод: воздух можно услышать (символ)

В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.

Эксперимент №4 Переход к столу №2

 «Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.

В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)

Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»

В: А есть ли воздух  в других предметах?

Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит,  в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.

 Вывод: воздух есть в предметах (символ).

В: А теперь настало время немного отдохнуть.

Физминутка:

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)

Я все дую - шар все толще

Дую – толще, дую – толще

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)

Лопнул шарик, мой дружок.

В: Ну вот, отдохнули, продолжим.  А можно ли почувствовать запах воздуха?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)

В: вывод: воздух переносит запахи (символ)

В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)

В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, твердый, очень гладкий.

И совсем, совсем несладкий.

Раз подбросили - поймали,

Два подбросили поймали,

Уронили и сломали.

В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, зима. Скоро наступит Новый год. . На наших рисунках , которые мы рисовали, ёлочки не украшены к празднику. Мы сегодня украсим их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?

Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на елочку, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.

В. Ребята, посмотрите, какие замечательныеукрашенные елки у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)

Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vozduh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81

Конспект

Непосредственно  образовательной деятельности

для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость)

четвертый год обучения (6-7 лет)

по теме «Воздух»

(детское экспериментирование)

                       Подготовила воспитатель:

Шайхудинова Рашида Кадыровна

                                                       1 квалификационная категория

г. Ангарск, 2017 год


Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)

– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.

– Закреплять метод  нетрадиционной техники рисования – кляксографии.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать у детей умение устанавливать  причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.

– Расширять активный словарный запас детей по теме.

– Развивать слуховое  внимание через прослушивание звуков ветра в природе.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.

– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Образовательные области:

Основная:  познавательная, художественно – эстетическая.

Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.

Оборудование:

  • Столы для экспериментов;
  • Значки ученого;
  • Лист А4 с незаконченным рисунком;
  • Жидко разведенная гуашь;
  • Кисточки;
  • Символы воздуха;
  • Емкости с водой;
  • Трубочки для коктейля;
  • Предметы, имеющие в составе воздух;
  • Зубочистки;
  • Веер;
  • Крышки от фломастеров;
  • Звук ветра в записи;
  • Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.

Предварительная работа:

  • знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;
  • чтение и заучивание художественных произведений о природе;
  • рассматривание иллюстраций о природе;
  • знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;
  • знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;
  • наблюдение за ветром во время прогулки.
  • изготовление вееров на ручном труде.
  • знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.

Ход занятия:

1 часть – Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)

Давайте вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Нам преграды не страшны,

Если мы дружны!

В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?

В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

В: Для чего нам нужен воздух?

В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?

В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

1.соблюдать тишину,

2. не мешать друг, другу,

3. работать тихо, аккуратно, внимательно.

Чтоб природе другом стать,

 Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет все узнать наша наблюдательность.

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.

Подойдите к столу

Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.

Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.

Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.

Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха  (символы)

В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.

Эксперимент №1

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?

 Вывод: воздух можно почувствовать (символ)

Убрать пакетики.

Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»

Положить вееры и перышки

 В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.

 Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?

Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)

Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»

 Предложить колпачки от фломастеров

В: -  Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)

А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)

В: вывод: воздух можно услышать (символ) 

В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.

Эксперимент №4 Переход к столу №2

 «Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.

В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)

Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»

В: А есть ли воздух  в других предметах?

Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит,  в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.

 Вывод: воздух есть в предметах (символ).

В: А теперь настало время немного отдохнуть.

Физминутка:

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)

Я все дую - шар все толще

Дую – толще, дую – толще

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)

Лопнул шарик, мой дружок.

В: Ну вот, отдохнули, продолжим.  А можно ли почувствовать запах воздуха? 

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)

В: вывод: воздух переносит запахи (символ)

В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)

В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:

Солнышко, солнышко, – руки вверх, шевелят пальцами.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло – сгибают и разгибают пальцы.

Побежал в саду ручей, - показывают волну.

Прилетело сто грачей – машут руками.

Снег растаял – опускают руки вниз.

Цветочки расцветают – руки поднимают вверх, раскрывают ладони.

В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, весна. Скоро расцветут цветы. На наших рисунках , которые мы рисовали, еще цветы не расцвели. Мы сегодня дорисуем их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?

Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на верхушку цветка, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.

В. Ребята, посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)

Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Опыт работы воспитателя по теме: «Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».

laquo;Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает ...

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...