Из опыта работы "«Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Тимофеева Наталья Георгиевна

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют, сами готовят необходимые атрибуты. Предлагая некоторые конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют, сами готовят необходимые атрибуты. Предлагая некоторые конспекты.

Конспект игры «В гостях у семьи Экономистов».

(Старшая группа).

Цель.  Познакомить детей с составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Следить за правильностью речи детей, обогащать их словарный запас.

Материал. Модель «Семейного бюджета», карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

Ход игры.

Воспитатель подводит детей к интересному домику, который появился в группе, говорит, что там живёт семья Экономистов. Предлагает познакомиться с членами семьи. Папа Экономист работает на фирме, а мама – в больнице. Они за свой труд получают зарплату (показ на модели круга).

Зарплата – это деньги, которые люди получают за работу, за свой труд.

Вопросы к детям:

Кто получает зарплату?

За что они получают зарплату?

В семье Экономистов живут дедушка и бабушка, которые уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию.

Пенсия – это деньги, которые получают пожилые люди за свою прошлую работу, за свой труд.

Брат в этой семье уже окончил школу и учится в университете. За свою хорошую учёбу он получает стипендию.

Стипендия – это тоже деньги, которые платят за успешную учёбу.

Постепенно в ходе беседы идёт заполнение модели «Семейного бюджета», и дети видят, из чего он состоит.

Вывод: деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно посчитать доход семьи Экономистов. Дети выполняют задание.

Члены семьи предлагают детям объяснить пословицу: «Каков работник, такова и плата».

Дети благодарят семью за приём и те знания, которые они получили, обещают ещё прийти в гости.

Конспект игры «Путешествие по стране Экономике».

(Подготовительная группа).

Цель. Выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий, знакомых детям; формировать экономическое мышление. Следить за правильностью речи, умением строить полные предложения.

Материал. Кукла Царица Экономика; карта-схема страны Экономики, на которой остановки обозначены разноцветными геометрическими фигурами: трапеция, ромб, овал, треугольник, квадрат

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам вновь пришла Царица Экономики. Но на этот раз она приглашает нас в путешествие по её стране, которая называется Экономика.

Царица Экономика. Я принесла с собой карту, на которой обозначен наш маршрут, отмечены все остановки. Но давайте до начала путешествия проведём экономическую разминку.

Проводится игра «Продолжи пары слов»: дорого - дёшево, продавец  - покупатель, доход – расход, производитель – потребитель, экономить – тратить, экспорт – импорт, много – мало, рубль – доллар, опт – розница, трудолюбивый – ленивый, прибыль – убыток.

Царица Экономика. Внимание! Путешествие начинается. Первая наша остановка  «Бюджетная». Дети выясняют, из чего состоит бюджет семьи? Какие бывают расходы?

 Путешествие продолжается. Следующая остановка «Денежная».

Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами в разных случаях.

Задача 1. Папа решил подарить Серёже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?

Задача 2. Мама дала Маше 3 рубля и Денису 5 рублей. Могут ли они купить фломастеры по цене 10 рублей? Почему?

Задача 3. Как вы думаете, какая одежда дороже – летняя или зимняя? Почему?

Царица Экономика. Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги. Отправляемся за покупками на станцию «Товарная». Я вам раздам картинки с изображением различных товаров, а вы должны определить, в каких магазинах их можно купить.

Проводится игра «Сделай покупку».

Царица Экономика. Сделать удачные покупки нам помогает реклама, и мы отправляемся на остановку «Рекламная». Дети рассказывают о том, что существуют различные виды рекламы: газетные объявления, радио-, телереклама, щитовая, реклама движущаяся (на транспорте – автобусах, троллейбусах). В её изготовлении участвуют: художники, конструкторы, поэты, писатели, артисты и много других людей разных профессий.

Царица Экономика. Я знаю, что и вы изготовили свои рекламы, оформили рекламный щит. Предлагаю озвучить вам каждому свою рекламу. Но напоминаю, что произносить рекламный текст нужно чётко, выразительно, чтобы всё было понятно потребителям.

Дети озвучивают свои рекламные рисунки.

Воспитатель. А ещё мы с ребятами попытаемся прорекламировать самих себя.  Физкультурная минутка (текст с выполнением движений).

Мы весёлые ребята,

Мы зовёмся дошколята.

Любим прыгать и скакать,

Улыбаться и плясать.

Теперь, уважаемая Царица Экономики, послушай рекламу и о себе.

С экономикою нас начали знакомить.

Что такое «вклад» и «банк»,

Как деньги экономить.

Мы доход своей семьи вместе посчитали.

Знаем цену всем вещам, что нам покупали.

«Бизнес», «бартер» и «бюджет» что это такое?

От гремучих этих слов детям нет покоя.

Будем знания получать, капитал накопим.

И тебе, наш детский сад, в будущем поможем.

Царица Экономика. Дети, мне было приятно услышать рекламу и то, как вы полюбили эту интересную науку. У нас последняя остановка «Прибыльная». У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившееся слово.



1. Б


А


Н


К


2. Р


Е


К


Л


А


М


А


3. Т


О


В


А


Р


4. Д


Е


Н


Ь


Г


И

По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги.

 2. Информация, которая помогает продать и купить товар.

3. То, что продаётся или покупается.

4. В чём измеряется цена товара.

По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.

Царица Экономика. Правильно, это – клад. Он находится в шкатулке и вас ожидают подарки. А я хочу сказать, что мне было очень приятно с вами путешествовать, я рада, что вам нравится моя наука – экономика. Надеюсь, что мы с вами встретимся ещё не один раз. До свидания!

Дети прощаются с Царицей Экономики, открывают шкатулку и рассматривают полученные подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....