Отчет "Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности"
материал на тему

Серегина Татьяна Сергеевна

Из опыта работы по развитию добрых чувств у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

ОТЧЕТ

 НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Должность: Воспитатель

Серегина Татьяна Сергеевна

г. Кашира

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                       3

« Наш стремительный век»                                                                        

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Развитие добрых чувств  как средство воспитание нравственности» (из

опыта работы)                                                                                                                        5

2.1 Проблема становления нравственных чувств у детей                                                

2.2 Путь к доверию детей                                                                                                      7

2.3 Путь развития добрых чувств в новых технологиях (из опыта работы)                     9                              

2.4 Целеустремленность детей                                                                                            15

2.5 Влияние Запада и Востока на развитие нравственных чувств у детей                     16                                

2.6 Влияние семьи на развитие нравственных чувств у детей                                         19                              

2.7 Развитие добрых чувств через устное народное творчество (из опыта работы)      21                  

2.8 Воспитание у детей чувства милосердия                                                                      22

2.9 Развитие добрых чувств через художественную литературу (из опыта работы)     23                      

3.Заключительная часть         27

Мои выводы

Список литературы        30

Приложение         31

                                                                           

   Добрые детки - дому венец,

                       Плохие детки - дому конец.        

                                                                                       (Народная мудрость)

Введение

«Наш стремительный век»

В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело - заложить семена доброты.

«Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности,- писал В.А.Сухомлинский.- Её всестороннее развитие, нравственное совершенство… Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек».

Эту простую и бесспорную мысль выдающегося нашего педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. Всегда сложно было воспитывать детей. Трудно быть родителями сегодня - в связи с экономическими, социальными особенностями нашей жизни. И кто из родителей на вздыхал, не жаловался на своих детей хоть раз в жизни! Но трудно нам бывает подчас именно потому, что мы выбираем слишком легкие, слишком простые пути и слишком упрощенно понимаем процесс воспитания. Нам трудно, потому что  мы не хотим, не умеем видеть сложности воспитания, его противоречивости и доверяем обыденным представлениям о воспитании.

Нам в силу нашей с вами занятости:  некогда любить, некогда деток воспитывать,  на ноги только бы встали, а там уж как Бог пошлет. Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, игрушками, т.е. выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем периоде. Нам думается - усилий мы прилагаем много, а результат воспитания не всегда удовлетворяет нас. А также мало располагают к воспитанию очень важного, человеческого качества, такого как доброта.

В наше время многим представляется нравственность обузой и помехой третьего тысячелетия. Но я говорю о нравственном чувстве у ребенка…. И не ошибусь, если скажу, что многие согласятся с тем, что это чувство, эта способность различения добра и зла у ребенка врожденные, они даны ему от рождения.  Поэтому хотелось бы, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Какими мы хотим их воспитать? Для чего, ради чего? «Принцип искусства  воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого» (И. Кант.) Не так ли?

Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Наблюдается в этом вопросе, к сожалению, равнодушие. Половина дошкольников не замечает происходящего рядом с ними плохого, а 9 из 10 равнодушно проходят мимо. Ужасающая статистика.

А сейчас хочется сказать, мы мало заботимся о своем пожилом возрасте. Ведь еще А.С.Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребенка - это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас - равнодушие, а порой даже черствое отношение к своим близким, престарелым или больным родственникам. Нет даже сострадания, как к больным, так и пожилым людям.

И поэтому, сегодня нравственные ценности воспринимаются неоднозначно, особенно теми, кто провозглашает независимость от абсолютных начал бытия. «Нравственность, - развода руками, рассуждают скептики -  как и счастье, многие понимают по - разному». Сколько голов, столько и мнений. Еще гениальный Эйнштейн доказал, что в мире относительно…

И я убеждена, что нельзя рассуждать о нравственности с гордым умом и холодным сердцем. Тайна жизни открывается лишь душам, умеющим любить.

И все-таки очень хочется верить, что достичь взаимопонимания в вопросах нравственного воспитания можно: достаточно объединиться. Имея одну цель, одни задачи. А ведь очевидно, что семя доброты прорастает в раннем детстве. И прорасти оно может только в атмосфере, где есть такие простые и вечные чувства, как доброта, терпимость и внимание друг к другу.

2. Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности

2.1 Проблема становления нравственных чувств у детей.

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? Да и  нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях черствость, себялюбие, пренебрежительное отношение к  людям. Но, почему же все - таки растут черствые, грубые и эгоистичные дети? И хочется вспомнить изречения великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна доброты. Исключения бывают, но это не типичное явление. Но мы вполне осознанно желаем видеть своего ребенка добрым. Так, но вопрос: «Какими  вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?» взрослые преимущественно отвечали: «Хотим, чтобы получил образование». Причем предпочтение отдавалось профессиям экономиста и банкира. Не знаем. И лишь небольшая часть родителей отвечала: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Но от  желаемого до исполнения  порой бывает целая пропасть.

Так уж теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать. Мы стареем. Но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. Недаром есть и гласит пословица «какое воспитание, такая и старость».

Сегодня не просто воспитать детей с прекрасными человеческими качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.

Меня постоянно мучает вопрос: «Откуда божья коровка знает, что ей делать?» Ладно, соглашусь, её учат сородичи. «А зернышко, семя, плод? Кто их научил?» Может быть, они даны нам как пример того, что все малое несет в себе большое, великое, нужное, необходимое? И прорасти, оно может только при определенных условиях.

Многие родители часто спрашивают: разве воспитание не зависит от многих и многих причин, разных обстоятельств? Одни пытаются найти причину в плохом влиянии сверстников, другие «улицы», а многие думают, что были с ребенком недостаточно строги, мало наказывали и т.п., а то и в наследственной предрасположенности к «дурному». А иногда причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, как я считаю, становление личности ребенка происходит под воздействием разнообразных, нередко противоречивых влияний общественной жизни. Однако каждый  из нас видит и знает, что в одних и тех же общественных условиях дети сильно отличаются по своему отношению к людям, к нравственным ценностям нашего общества. Ребенок воспитывается обществом, но  воспитание во многом зависит от усилий родителей, от их нравственности, педагогических способностей наконец. Разумеется, я и все, тоже зависим от общественных условий, но каждый из нас, как личность, несет собственную ответственность перед людьми, перед собой и детьми за их воспитание.

Нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и многого другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью.

Но тогда возникает вопрос: значит, нужно лишь положиться на счастливую судьбу, ведь невозможно уберечь ребенка от всех непредсказуемых нежелательных влияний. И не водить же его всю жизнь за руку!

У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор. Стержень этот – отношение к другим людям. А  собственно, в этом отношении и проявляется нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком острого чувства жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи. А чувство стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем и удержит от повторения подобного поступка. Вот тогда можно сказать, что  нравственная норма стала внутренним стремлением ребенка. Относиться к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные – это настоящие человеческие проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье? Люди, способные так относиться к себе подобным, создают вокруг себя атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. И это всем очевидно: те, кто поступает в соответствии с нравственными принципами и живет в согласии со своей совестью, ощущают себя счастливыми, как бы ни оценивали их те, кто живет по иным законам. Значит, воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого.

Редко кто думает про себя: «Я честный и добрый человек». Но у человека может быть мироощущение честного и доброго, пусть он действительно стремится быть добрым и честным и страдает, когда ему это не удается. Это мироощущение дается ему не личным решением: «Буду добрым», а всем воспитанием его, всем социальным устройством общества. Можно, конечно, долго спорить, что на что влияет, но я, воспитатель, далеко не всегда могу влиять на реальные обстоятельства жизни, они мне не подчиняются. Влиять же на представление ребенка о себе самом я могу – по крайней мере, до тех пор, пока сохраняется душевная связь с ним, контакт. Могу влиять словом, могу влиять примером, могу влиять организацией собственной деятельности воспитанника.

2.2. Путь к доверию детей.

Один из скептиков написал: “Независимое мышление неизбежно приводит нас к тому, что добро и зло - всего лишь перевертыши, и поэтому говорить о четком, определенном критерии добра не представляется возможным…”. Так все смешивается, а бедные дети оказываются лишенными всех и всяческих нравственных ориентиров. Что сказать на это?

         В российском образовании нравственные чувства относятся к категории высших чувств. Их содержание включает такие понятия, как доброта, честь и достоинство, справедливость и др. Им противопоставляются низменные чувства, обозначаемые как безнравственность, например такие, как жесткость, ложь, зависть и пр.

 Наиболее ярко чувства развиваются в дошкольном возрасте. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства. В.А.Сухомлинский писал: ”… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин”.

         И моя главная задача - это развитие добрых чувств у детей, которая является первостепенной, “не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума”. Задумываясь над воспитанием своих воспитанников, которых я каждый день вижу, я начала задумываться о том, что ребенок должен чувствовать себя защищенным от зла. И пришла к выводу, чтобы ребенок мог рассказать взрослому что-нибудь, он должен ему доверять. Доверие важно не предать, не отвернуться от ребенка, ссылаясь на свою усталость. Доверие - это прежде всего один из путей становления его чувств. При ощущении доверия со стороны окружающих ребенок свободнее показывает свою сущность. Что способствует доверию? Искренность, честность, интерес взрослого. Да, детям должно быть со мной интересно. Они должны постоянно чувствовать, что я знаю больше, чем говорю. Да и я, как взрослый, тянусь к интересным людям, доверяю им, верю.

 Чем можно заинтересовать детей? Кто-то поторопится и скажет: “Конфетами, игрушками, клоунами, ужастиками…”. Этим можно привлечь внимание, отвлечь от дела… и увести в никуда.  Но я всегда помню, что ребенок-это индивидуум в самом глубоком, разностороннем значении этого слова. И чтобы правильно подойти к воспитанию детей, я часто начинаю пользоваться правилами. Эти правила помогают избежать множество ошибок, помогают найти взаимопонимание с каждым ребенком и установить с ним личностно - доверительные отношения. Вот эти правила:

  1. Сперва надо любить, а потом учить.
  2. Принимай ребенка таким, каков он есть.  
  3. Признавай право ребенка на ошибку.
  4. Помоги ребенку действовать самостоятельно.
  5. Познай себя и самосовершенствуйся.

 Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Тем более что в наших методиках не разработана система воспитания добрых чувств. Мне, конечно, понятно, что для того чтобы достичь успехов в образовании дошкольников, нужно помнить, что взрослый-главный источник тех норм, которые усваивает ребенок.

2.3 Путь развития добрых чувств в новых технологиях (из опыта работы).

Жизнь, слава богу, не стоит на месте. И мне хочется видеть в каждом ребенке творческую личность, чтобы он рос незакомплексованным,  с детства  вселить в его душу доброту, справедливость, чутко реагировать на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения.

 Сейчас в дошкольном воспитании произошли радикальные изменения. Огромный интерес у педагогов вызывает применение новых технологий, в частности ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения).

         Новая жизнь - это новый человек, новая, всесторонне развитая личность. И эта жизнь подталкивает нас к новым, интересным методам, которые помогают сломать сложившиеся стереотипы, психологические установки, развивают умение мыслить нестандартно, необычно.

         После посещения лекций, и просмотра занятий, где познакомились с элементами ТРИЗ, поняла, какое большое значение имеет эта теория для развития детей. Лекции насыщенные, полезные, содержательные с разнообразными примерами. Появилось желание работать с удвоенной энергией по новой методике, учить ребят мыслить нестандартно, творчески, вселить в душу любовь к прекрасному, к сказкам, научить находить выход из различных житейских ситуаций, используя элементы ТРИЗ, быть более уверенными в своих силах и возможностях. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться умениям других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Чтобы работать по ТРИЗ я, прежде всего, изменила себя и свое отношение к работе, избавилась от стереотипов. И стала пробовать ошибаться и совершенствоваться, а иными словами я стала проверять эту систему с использованием элементов ТРИЗ. И теперь я «неизлечимо» больна ТРИЗ и ничуть не беспокоюсь о своем «недуге». Дай Бог всем заразиться вирусом творчества. Я горжусь своей повседневной  потребностью поиска. Это гордость обусловлена еще и тем,  что на занятиях с применением элементов ТРИЗ и РТВ, которые являются основой развивающего обучения. У детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. И такие дети очень легко понимают окружающий мир, общаются в этом мире и способны решать проблемы на высоком уровне.

         Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес детей к сказкам, загадкам, я решила, что они помогут «разговорить» детей, а также помогут мне раскрыть и понять происходящие между ними возникающие противоречия. Вернее, дало направление и подсказку идти только творческим путем. И я стала использовать существующие наработки в теории решения изобретательских задач, а именно ее отдельные элементы. Работу проводила в основном в свободное от занятий время.

        Для того чтобы дети овладели ТРИЗом, надо научить их верно общаться в окружающем мире. И не только общаться, но и общаться с людьми. Ведь общение имеет огромное значение для становления ребенка как личности. Именно в общении формируется у детей умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы.

 Для начала я взяла игру, которая способствовала понимания общения. Детям нравилось, когда я рисовала на листочке лица с различным выражением: веселое, плачущее, хмурое, испуганное лицо и т.д. Определяли  вместе с детьми, что выражают эти лица, и знакомила детей с тем, что выражение лица называется «мимикой».

        Детям и себе давала задание: выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. А кто-либо из детей определял, удалось ли изобразить «маску». Чтобы дети быстрее и лучше могли понять общение, я объяснила им, что можно разговаривать и с помощью жестов. Вспомнили, какие жесты мы знаем (как жестом остановить машину, поздороваться, попрощаться…) Рассказала, что с помощью слов можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. «Кукла Катя плачет», «Подари другу подарок», «Помоги успокоить больного ребенка» - все эти ситуации проигрывались с помощью слов, мимики, жестов. Предлагала вместе со мной повторить предложение «Дождь идет» с разной интонацией (радостно, равнодушно, зло, весело, грустно…). Как было приятно наблюдать, когда дети использовали эти игры и переносили их в повседневную жизнь. Дети взрослели. Я стала подбирать для них игры с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить игру, но и самим обыграть. Дети представляли, что они попали в другую страну, и они не знают языка, вас не понимают. С помощью мимики и жестов спросить дорогу в зоопарк, в бассейн, в кафе, на почту и т.д. Предлагала рассказ Осеевой «Просто старушка», а также проиграть воображаемую ситуацию «Лужа»: «Прошел сильный дождь». Девочка шла-шла и вдруг оказалась посреди большой лужи. Сама она выбраться не может. Поможем ей (перекинуть бревнышко, подать руку, маленькую дощечку и т.д.).

        Далеко не все дети могли передать воображаемую ситуацию, но с каким интересом относились они к игре. Никто не оставался в стороне. Все присутствующие придумывали рассказы или сказки – миниатюры «Если бы я был волшебником». Очень хорошо периодически проводить игру «Посмотри на себя глазами другого» - какой ты ей (маме, бабушке) кажешься…

        В старшей группе я детей познакомила с противоречиями. А в ТРИЗе оно является главным направлением. Нужно было показать детям жизнь такой, какая она есть - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (опаздываем), но все равно ленимся пораньше встать; знаем - но не убираем вещи на место; понимаем, что не залезть в переполненный транспорт, но все же пытаемся) Уже с детского сада детям надо преподносить окружающий мир разделенным на белое и черное или как в знакомом стишке: «Что такое хорошо и что такое плохо».

        Но жизнь противоречива в своем развитии. В реальной жизни все выглядит иначе, значит, я должна донести до своих ребят, что во всяком плохом есть «толика»  хорошего, и, наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. Вот для этого я стала использовать интересную игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она кажется простой. (драться – это плохо, а дружить – это хорошо). Играя в эту игру, перед детьми открывался настоящий окружающий мир. Но это игра, как и все имеет правила: все явления, предметы, поступки, сказки рассматриваются вначале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно надо вернуться к положительному, чему-то хорошему.

Дети встречали эту игру с радостью и с нетерпением ждали ее. Я не спешила задавать детям вопросы. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. И я вступала в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла. Для более глубокого понимания этой игры приведу пример в природных явлениях: Зима – это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник – Новый год, но зима – это плохо: можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды одевать. И тем не менее зима – это замечательно.

Очень интересно и поучительно получается в сказках, тогда получится, что в сказке есть и хорошее, и плохое. Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное. Приведу пример. Взяла игру «Хорошее - плохое» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка»:

Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьет новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело;  

 Для рукавички: она не пропадает даром, пригодится зверям;

Дед (нашел): радость, не будут мерзнуть руки, не надо шить новые;

Для рукавички (нашел): она сшита по руке деда, и ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит ее на печке.

Плохо:

Для деда (потерял): пока будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна;

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут наехать на нее;

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать;

Для зверей (дед нашел): не будет тепло и т.д.  

Игра эта не надоедает, и она проходит живее, если  с детьми проиграть ее в ролях: я говорю, что хорошо, а дети - что плохо ( и наоборот). Кто первый закончит, тот, естественно, поигравший.

        Игра “Хорошо - плохо” у нас с детьми возникают непредвиденно, когда мы находимся в группе, на участке, беседуем, наблюдаем. То есть ежедневно ребята встречаются с массой проблем, явлений, предметов, и они анализируют окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

        Часто в работе я прибегаю к такому приему, вывешиваю в группе “Мешочек добрых дел”. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией. И рядом ставлю коробочку с наличием мелких предметов: ракушек, звездочек, пуговиц… За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкий предмет. Итоги подводятся каждый день. В данном случае – мешочек не используется как средство поведения детей на показ. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, пожалеть когда плохо, защитить, оказать помощь и т. д. Главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, пожать ему руку. Вот так дети каждодневно будут постигать азбуку доброты.

В повседневной жизни  я для детей создаю специальные проблемные ситуации. Это упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов –  ситуаций.

  1.  У тебя сегодня замечательное настроение. Почему?

а) потому что мама улыбнулась;

б) потому что светит солнце;

в) потому что подарили игрушку (конфету).

  1.  Сколько хороших дел можно сделать за пять минут?

а) кто из девочек может поднять мишку и пришить ему лапу;

б) предложить бабушке чай;

в) рассмешить больного братика;

  1. Плачет девочка. Как ее успокоить?

а) обнять;

б) сказать ласковое слово;

в) предложить поиграть в месте.

        Вместе со мной дети рассматривают картинки с изображением положительных или негативных ситуаций:

а) в автобусе сидит мальчик, а рядом стоит старушка с палочкой;

б) один мальчик играет игрушкой и не дает другому.

Предлагаю собрать из лепестков цветок и назвать его “Доброта”. Собирая по лепестку каждый ребенок важно отмечает: я добрый, потому что помог застегнуть куртку… и т.д.

        Очень детям нравятся игровые ситуации типа:

- Кто в кого влюблен.

- Что мне нравится в себе?

Улыбка и смех – всегда хорошие помощники человеку. Такие люди всегда в центре внимания. Их любят, к ним тянутся. Потому что человек с юмором – это, как правило, добрый человек. Потому что такой человек еще и общительный, доброжелательный, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.

        Я садилась вместе с детьми в кружок, брала эстафетный платочек  и по кругу предлагала принять платочек и ответить на вопрос “Что мне нравится в себе?”. Для того чтобы дети преодолели застенчивость, я неоднократно подсказывала, поощряла словом. И тогда дети при преодолении “самого себя” называли свои положительные качества, одни, к примеру, отмечали честность, другие говорили о глазах, прическе.

           Дети уже с детского возраста уже знают о себе достаточно сведений. Общаясь со сверстниками и взрослыми, он может думать об их поступках, может и должен похвалить и поругать других. И сделать это с улыбкой, со смешинкой в глазах. Например, играя “Давайте говорить друг другу комплименты”. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, побуждаю при этом говорить прилагательными и причастиями (ты красивая, а ты добрая, ты сильный, а ты нежная, ласковая). И за что-то похвалить. Например: “У тебя такие красивые заколки”, или “С тобой так хорошо играть” , или “ты умеешь петь и танцевать лучше всех”. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

А ведь в жизни придется говорить не только комплименты. И тогда я, чередуя, играем “Как поругать друг друга”. Но ласково,  открыто, с улыбкой, со смешинкой в глазах, доброжелательно (Аня – копушка, Данила – забывака, а Рома бывает рассеянный). Я учу детей говорить о негативных качествах, но и соответствующим тоном, с нужной мимикой, жестами, языком глаз и т.д.

 В такой раскованной обстановке ребенок учится с улыбкой прислушиваться к самому себе, к своим сверстникам, близким. А игра “моющая машинка” вызывает у детей восторг.

         Дети стоят в кругу, а один из играющих ходит по кругу и, дотрагиваясь до плеча каждого, говорит ему добрые слова « Ты – красивая, нежная, ласковая…» Невозможно перечислить все игры, над которыми я работала с детьми. Это и игра «Вежливые слова» - назови как можно больше вежливых слов, «Сделай длинными, ласковыми имена своих друзей» и т.д.

2.4 Целеустремленность детей

Разнообразны пути воспитания у ребят добрых  чувств. Чем больше творчества вкладываешь в этот поиск, тем ощутимее результаты. И следующим этапом в своей работе было направлено на воспитание целеустремленности у детей. Всем нам не хватает мечты, устремления в будущее.

О чем сегодня мечтает ребенок? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется проанализировать мечты современных детей. Они мечтают о подарках ко дню рождения. Другие хотят велосипеды. Но, есть и такие, которые мечтают о друге. К сожалению таких мечтателей немного. Но благодаря мечте дети способны преодолеть лень, выработать волю и целеустремленность.

Меня со своими воспитанниками объединяет мечта, которая постепенно превратилась в игру, - это Город Добра. Мы вместе мечтаем о Городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты. Дети сами придумывают, кто в этом Городе будут жить и что делать. Придумывают, кто кем хочет в этом городе быть, чем заниматься. Многие поселяют в нем все, что они любят, и всех, кого любят. Мечтают о том, что Город будет красивым. Но красоту надо беречь и защищать. И  мы с детьми начинаем обсуждать, что именно нужно защитить. Землю, цветы, деревья, добрых людей с добрым сердцем, мир, книги…

На вопрос, что нужно сделать, чтобы все это защитить, дети отвечали так: хранить, деревья растить, цветы поливать, помнить, не воевать, не ссорится, делать всем добро, книги хорошие читать и не рвать, думать говорить только доброе, делать добрые дела, ничего не разрушать.

 Кто знает, может, все, о чем мы мечтали, сбудется, и когда нибудь мы увидим такой Город? Кто знает… Но то, что мы мечтаем не зря, я знаю точно.

2.5 Влияние Запада и Востока на развитие нравственных чувств у детей.

Сейчас на нравственное развитие детей влияет массовая культура Запада и Востока. В одночасье куда – то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных сериалов: Супермен, Спайдермен (Человек - паук) и Бэтмен, Микки Маус и Скрудж Макдакт, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном и Телепузики. Это культура навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, индивидуализм. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, воображают  себя супергероями, копируют грубую речь Симпсонов, привычки, образ их мыслей. И это детьми принимается и все это отражается и закрепляется в их играх.

Взрослые к этим явлениям относятся по -  разному. Одни запрещают, другие не обращают внимания (вырастут – забудут, все это пройдет с возрастом), третьи – поддерживают, поощряют интерес детей.

А как  быстро мы с вами привыкли к смерти, убийствам, насилию и горю. Но самое страшное, что привыкли к этому и дети. Мы сами приучаем их к крови и трагедиям. Нам порой недосуг переключить телевизор с новостей о нескончаемом горе на … Да, не на что переключать. Даже мультфильмы заражены пошлостью и грязью. Но ... есть видиокассеты с очень хорошими мультиками, большинство из которых создавалась на студии “Союзмультфильм” в 50-60-е года XX века. Нынешний директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров назвал их «прививкой доброты». Есть фильмы для семейного просмотра, есть книги, есть, наконец живое человеческое общение. Но, чтобы всё это было, надо приложить усилия, надо любить, искать, надо любить находить. Надо очень хотеть почувствовать добро и мир в самом себе, и тогда они откликнутся и придут в каждый дом, на каждую улицу, в каждую страну.                

Лично я не могу оставаться в стороне и быть просто наблюдателем, и смотреть как на детей влияет это безобразие и насилие. Надо просто начать действовать. Я критически подходила по поводу поведения героев названных фильмов. И в конечном счёте не прошло мимо сознания детей. Они пытались рассуждать, оценивать «он хороший, он спасает слабых людей» и т.д., т.е. ребёнок начинал анализировать, что хорошо, а что плохо. Затем я убрала из группы всё, что казалось «чужим»: игрушки, книги, журналы. Вела разъяснительную работу с детьми и родителями, просила детей не приносить в группу монстров.

Игрушки – монстры, могут научить ребёнка жестокости и безразличному отношению к страданию. Объясняла детям, что в русских сказках встречаются и драконы и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. И такие сказки и игры на их основе научат детей отличать добро от зла, проводя между ними чёткую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины-скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребёнку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему-то совершенно нормальному.

И я предупреждала родителей, не покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Предлагала и другие варианты. Например, известно, что дети любят наряжаться. Для этого им не нужны замысловатые костюмы – они довольствуются отдельным элементом. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы.

Убеждала также родителей в необходимости  контролировать, что смотрит ребенок по телевизору. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям. И в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.

Знаменитый кукольник Сергей Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее, особенно то, что происходит на сцене, на экране, в книге. Поэтому необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм “Том и Джерри”. Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибается и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встречи с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.

И  я старалась не допустить в группу и жизнь моих воспитанников каких - либо вещей, которые могут повредить их формирующейся душе. Моя работа строится и идет через сердце, дети должны сами понять, что хорошо, а что плохо, как поступить можно и нужно, а как поступить нельзя. И я в этом помогаю разобраться.

2.6 Влияние семьи на развитие нравственных чувств у детей.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений больших и маленьких. Для нормальной, благополучной семьи характерны любовь, забота, сопереживания. Если в семье отношения строятся на любви, взаимопонимания, уважении, заботе друг о друге, если взрослые относятся не только к близким, но и  к незнакомым людям доброжелательно, с сочувствием, то растущий маленький человек приобретает опыт добрых, гуманных отношений. Необходимым условием при этом является посильное участие ребенка в полезных делах (трудовые поручения, участие в подготовке семейным праздникам, совместные прогулки). Если ребенок совершает добрый поступок, нет и не должен быть не замечан взрослым.  

В моей группе есть очень интересный мальчик - Игорек. У него  заметила важную черту - доброжелательность, умение радоваться успехам своих друзей, сочувствовать тем, кто обижает. Когда я познакомилась ближе с этой семьей, то узнала, что Игорек часто видит, как отец берет на себя ряд забот. Да и сам участвует в посильных делах. Иногда отец ходит в магазины, на рынок. Игорек - помощник, он несет что - либо из покупок. Рад и сам Игорь, когда его благодарят, и называют помощником. Да и сам отец Игоря считает, что все стараются, чтобы в семье была атмосфера душевного тепла, общность интересов. А приобретение важной черты - доброжелательность, помочь другому воспитало в нем бабушка. Игорь был свидетелем такого случая. На рынке женщина попросила у других покупателей полиэтиленовый мешок. Она хотела купить капусту для своей больной матери. Люди ей отказывали, мотивируя тем, что сами будут покупать капусту. Бабушка, отдавая женщине свой мешочек, сказала: “Вот возьмите, пожалуйста, порадуйте свою маму”. Познакомившись с такой семьей, я испытала чувство большого удовлетворения. Взрослым и ребенку хорошо, потому что все члены семьи уважают и понимают друг друга.

 В семье ребенок должен видеть и постигать тоже азбуку доброты. Это может быть:

  1. взаимопомощь друг другу;
  2. доброе, заботливое отношение к пожилым и престарелым людям: родственникам и просто соседским старикам и старушкам;
  3. исключить нежелательных, недобрых, разговорах о людях, животных в присутствии детей.

Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведу из жизни такой пример. Семья вместе с ребенком собирается на детский праздник. Вдруг ребенок заявляет: «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна». Мама говорит: «Так некрасиво, нельзя дарить старые, ненужные игрушки». На что ребенок ответил: «А помнишь, вы собирались на день рождения к тете Гале и ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она так надоела и мешает в нашей квартире!»

И еще одна очень простая, но чрезвычайно важная вещь – это состояние, с которым ребенок ложится спать. Известно, что во время сна мозговая деятельность продолжается, а значит, и умственная тоже. Совсем не случайно было заведено в народе на ночь рассказывать сказки или петь колыбельные песни. Они не просто успокаивают, но питают мозг образами, а сердце – чувствами. Если ребенок днем провинился и его наказали, вечером ему обязательно надо прочитать что-нибудь доброе, красивое, настоящее, чтобы он чувствовал: в него верят, его любят, на него надеюсь…

2.7 Развитие добрых чувств через устное народное творчество (из опыта работы)

        В своей работе я использовала устное народное творчество. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Ильюше: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что Рома оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем на участке, любуемся красотой и свежестью, отмечаю, что «Весна красна цветами», об осени: «Осень красна плодами». Изучая пословицы и поговорки, я оформила папку, где лежали иллюстрированные картинки с пословицами и поговорками. Дети могли по картинке назвать пословицу. Им объясняла их смысл, дети учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. В повседневной жизни ребята подбадривают друг друга: «Кончил дело – гуляй смело», «Глаза боятся, а руки делают», «Друзья познаются в беде», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

Есть у меня в группе тетрадь добрых дел, в которую каждый день я записываю добрые дела каждого ребенка и совместные добрые дела. Дети очень ждут вечернего подведения итогов дня. Каждый из них старается сделать что-то особенное. Бывает, что кто-то ленится или делает вид, что занят, тогда скажешь ему просто: «Сделай доброе дело или будь добр!» - и это помогает.

2.8. Воспитание у детей чувство милосердия

При воспитании добрых чувств важна социальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. Ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. И в данном случае важны комментарии взрослых.

Сейчас в какой-то степени произошли разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного человеческого чувства  – любви к человеку. Уже с самого раннего детства происходит «изгиб»  в воспитании в пользу развития интеллекта. Родители соревнуются между собой, чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто из родителей сейчас захотел бы соревноваться в  милосердии, отзывчивости и понимании другого человека.

Но ведь дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Но сейчас очень важно, чтобы все эти чувства дети распространяли не только на себя, а умели сострадать людям и были милосердными.

Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие (так толкует словарь Ожегово).

Я считаю своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Для этого я провожу беседы с детьми о добрых поступках, людей, часто ставлю одного ребенка на место другого («А ты бы как поступил?», «А ты что бы ответил?»); когда разбираем конфликтную ситуацию («Тебе было бы приятно, если бы…»). Стремлюсь обогатить речь детей такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». А когда я читала ребятам “Азбуку нравственности”, особое внимание обратила на слова: ”Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

 Поступки детей не всегда бывают справедливыми, добрыми.  Приведу примеры. Алеша сказал маме  Ромы: ”Вашего Рому сегодня наказали”. В его голосе не было и сожаления, он даже радовался. На следующий день я рассказала, что Ромина мама работает воспитателем в школе. Работа у нее такая же ответственная, как и моя. Поэтому мама очень устает. Сегодня Алеша расскажет Роминой маме, как хорошо танцевал ее сын, и ей будет радостно. А от радости у человека и усталость проходит. «Мальчик выполнил мою просьбу, и, действительно, все ребята увидели, как улыбалась мама Ромы.

Вова разбил чашку. Остальные дежурные побежали мне жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику, никто его не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание плохо, неприятно. Я объяснила ребятам: ”Ведь Вова сделал это нечаянно. Ему и так стыдно, а вы еще  злорадствуете, лучше бы помогли товарищу».

2.9 Развитие добрых чувств через художественную литературу (из опыта работы).

 

Большое влияние на развитие добрых чувств у детей оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребята сопереживают успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желают им победы. Так формируются у них представления о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Очень много времени я уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение ее к персонажам. Да и знать содержание сказки нужно и полезно для детей, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Например, можно после рассказывания сказки “Лиса и заяц” задать вопросы:

1.Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?

2.Кто хотел помочь зайцу?

3. А кто помог?

4.Кто вам больше всех понравился в этой сказке? Почему?

Дети ответят. В этом случае сказка, несомненно, принесет определенную пользу. Но мне нужно не  определенную, а максимальную пользу извлечь из прочитанного. А для этого всегда детей ставлю в более активную позицию. Примерно так: А вдруг бы и петушок испугался лису? Как бы ты помог ему?

Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются, пока не искупят свою вину. Несколько раз я рассказывала детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все дети поняли вину сыновей и осудили их. И поэтому мой вопрос: «Вам жалко сыновей?» - удивил детей, но я хотела, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвела детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль: они остались без матери».

Я стараюсь воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пыталась раскрыть с помощью таких произведений, как «Посидим в тишине» Е. Благиникой, «Самое страшное» Е. Пермяка, «Вовка – добрая душа» А. Барто.

Очень интересной стала беседа о книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривали картину, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На мой вопрос: «Как бы вы поступили, если были там?» - ответы были самыми разными. Юра очень зло сказал: «Я бы отобрал мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил». Тогда я спросила: «А если бы вы мальчика хорошо попросили и он сам бы отдал девочке мишку?» Ярослав задумался и произнес: «Тогда бы я его не трогал. Но он должен был извиниться».

Такие беседы позволяют детей упражнять в нравственных поступках, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания, а самое главное показывают детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Для развития добрых чувств у детей, помогла сказка В. Катаева «Цветик - семицветик». Эта сказка учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.

В моей группе мальчики очень любят активные игры. А в играх появляются палки. И почти всегда они слышат мои запретные слова: «Нельзя! Ударишь, сломаешь…». Но, как известно, запретами ничего не остановишь. А когда появится «удобный» момент, мальчики все равно реализуют свой замысел. Как же быть?

Вот здесь я использовала сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Автор понимал: не случайно детей манят палки. Для мальчишек просто палка интересней любой другой игрушки. Почему? Она способна превращаться в самые невероятные предметы: и через реку ее перебросить можно, и волка напугать, и птенчика подсадить, и лошадкой, и  лодкой станет. Вот что такое палка. Только надо мальчишек научить, показать и направить их мысли на доброе дело.

Моими мощными помощниками в развитии доброты стали краткие произведения Л. Толстого, К. Ушинского и другие авторы. И они в моих руках служат мощным средством для развития добрых чувств.

А ведь доброта – это не только умение соболезновать, сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету, но и способность радоваться за другого и вместе с ним. А эта способность дана не всем. А может ли мы сорадоваться?  И что это такое – сорадоваться. «Сорадование» - это удел великодушных и сильных, тех, кто способен восхищенно склонить голову перед победителем. Приведу пример, заимствованный у Николая Рериха: «Один викинг, умирая, говорит, что у него в жизни не было друзей. «Как же так?» Вспомни, как ты вступил в Северную Америку, я отбил тебя у индейцев», - напоминает ему один. «Вспомни, когда ты ушел в фиорд, я вытащил тебя из моря», - говорит другой. «Да, - говорит викинг, - все это было, но было и другое. Когда я самую красивую девушку назвал своей женой, ваши глаза улыбались, но сердца были глухи. Когда вождь мне сказал – ты будешь вождем, ваши глаза улыбались, но сердца были глухи. Сострадание в беде – это мне знакомо, сострадавшие находились. Мне приходили на помощь в трудную минуту. Но вот в минуту радости, когда я оказывался наверху, не было тех, кто оказался бы рядом со мной».

И сегодня, когда все мы заняты воспитанием детей, нужно учить их не только сострадать, но и сорадоваться вместе со своими друзьями их успехам. А примеров тому может быть множество. И я в своей работе уделяю этому большое внимание и учу детей вместе со мной сорадоваться за успех своих товарищей. Например: Алеша и Вова быстрее научились читать, и мы с ребятами вместе и даже с улыбкой на лице хлопаем им. Правильно и красиво выполнил движение на музыкальном занятие – поцелуем Настю с улыбкой и порадуемся вместе и т.д.

И я всегда напоминаю детям о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких друзей.    

        

Заключение.

Ты маленький ребенок, я – большой,

                                                                                        Вот моя, представьте, педагогика.

Тебе со мной, а мне с тобой хорошо –

У педагогики моей простая логика.

Мы дети все своей родной Земли.

Как короток наш век перед седою вечностью!

Я, маленький, тебе здесь, в школе, в эти дни

Посредник меж тобой и человечностью

Не потому, что я и выше, и сильней,

Ты мне, шалун, обязан подчиниться.

Обязанностей нет, пока в душе твоей

Я не сумею прочно поселиться.

Как этого достичь – большой вопрос,

Главнейший для родной нашей Отчизны:

Чтоб ты, ребенок, Человеком рос

С большой душой, без  лжи и укоризны.

( « Монолог Шалвы Амонашвили»)

Я очень рада, что у меня появилась возможность поделиться своими педагогическими и практическими находками в деле нравственного воспитания.  Проблема развития добрых чувств у детей кажется мне на сегодняшний день сверх - актуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, какими нравственными качествами дети обладают в детском саду, и анализируя экономическую напряженность, я пришла к выводу, что детям не хватает элементарных добрых чувств. И сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. Очевидно, что кризис нравственных ценностей среди детей, наблюдаемых в последнее время имеет свои истоки в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это пора воспитания человека и его души, и посколько именно в этом возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Кто – то считает, что о нравственности в наше время просто нет смысла говорить. А я считаю, когда во всем мире так неспокойно - трудно быть добродушным, веселым и счастливым. И тем ценнее и необходимее для каждого из нас становятся такое простое чувство, как доброта.

Как сделать добро привлекательным? Наверно, оно должно постоянно присутствовать в нашей жизни. Это тонкая, кропотливая работа и требует от меня, как от воспитателя уточнения и воспитания собственного сердца.

В своей работе я описала те методы, которыми я часто пользовалась. Каждый из этих методов требует тщательной подготовки, досконального продумывания. Но! Стоит только начать работать по ТРИЗ, и ты становишься « больным» (в хорошем смысле слова) человеком! «Заразившись» ТРИЗом, невозможно остановиться, т. к. отдача от детей огромна. Чувствуешь, что твоя работа не напрасна.

 И я пришла к выводу, что в результате включения в свою работу элементов ТРИЗ, стали хорошим инструментом для становления нравственных качеств у детей. И дало детям столько возможностей пофантазировать и показать свое нестандартное мышление, свою индивидуальность.

 Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, как важно сейчас посеять в ребенке зерна доброты. Провела анкетирование и собрание на тему « Воспитание добрых чувств у ребенка». В уголок для родителей помещала 10 заповедей родительства и 10 правил о воспитания ребенка. Все мои советы для родителей не оставались без внимания. И родители увидели в своих детях такие качества как доброжелательность, заботливость и внимательность. И были этим довольны.

Мои воспитанники сейчас уже школьники. И мне очень приятно слышать от учителя, что дети очень отзывчивые, доброжелательные и они умеют радоваться успехам других. Они активны на уроках, и на перемене могут сами для себя организовать игру.

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выросли честными, добрыми, счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце – эта задача стоит передо мной. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. И только так можно сформировать в нем отзывчивость, доброжелательность. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве осталось в человеке.

                             

Список литературы

  1. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника \\ Эмоциональное развитие дошкольника. М., 2005Г
  2. Нравственное воспитание в детском саду \ под ред. В.Т. Нечаевой, Т. А. Марковой. М., 2005  
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям \\ Избр. Пед. соч.: В 3т. М., 2004
  4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы \\ Избр пед. соч. – М., 2001
  5. Дошкольное воспитание 2002 №7, 8, 9, 10; 2003 № 6, 9; 2004 № 5, 11
  6. Мудрость воспитания: Книга для родителей \ сост. Б. Бим – Бад и др. М.: Педагогика, 2006
  7. Настольная книга для родителей. Минск: Вышедшая шк., 2001
  8. Мир детства: Дошкольник \ сост. Л. Е. Журова и др. М.,. Педагогика, 2003.

Приложение

Уровень сформированности добрых чувств у детей средствами художественной литературы.

Для оценки сформированности добрых чувств у детей были использованы «Показатели развития и методы выявления детской личности», разработанные Т.В.Антоновой. Оценка  сформированности добрых чувств проводилась дважды (в начале и в конце года).

«Показатели развития и методы выявления детской личности» позволяют провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых  чувств (нравственному воспитанию) у детей, проследить их уровень развития и оценить эффективность становление у детей соответствующих их по возрасту - личность. Вместе с тем эти показатели  составляют нравственную основу, отражая содержание переживаний ребенка, его стремление к сочувствию, состраданию другому человеку, готовность проявлять доброту, помочь.

На основе данных исследования я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированна нравственная основа, охватывающая сферу общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками, область его представления о себе, отношения к себе, а также особенности развития эмоциональной сферы и произвольности поведения.        Все эти сведения были приняты за основу для построения работы по формированию добрых чувств у детей средствами художественной литературы.                          

Планируя свою работу с детьми, прежде я опиралась на наблюдения за характером общения детей со сверстниками и взрослыми , на игры по сюжетам сказок, на различные виды театра с участием детей, а также на занятия по художественной литературе, изобразительной деятельности, по развитию речи и т.д. А также на данные оценки степени сформированности добрых чувств у детей по «Показателям развития и методам выявления» и требования к программе по нравственному воспитанию.                                   

Целенаправленная работа по данному разделу повышает уровень нравственного развития детей, а также способность развития у дошкольников определенных личностных качеств, ориентации в окружающем мире и в социальных  отношениях между людьми, которые создают основу для успешного развития ребенка в дальнейшем.                

В результате повторного исследования детей было отмечено, что уровень общения со взрослыми и сверстниками стал намного выше, результаты по всем критериям значительно улучшились.

Исследования области представления о себе, отношение к себе показало, что дети адекватно оценивают свои возможности, стремятся и умеют защищать свои позиции.        

Исследования показали развития эмоциональной сферы и произвольности поведения значительное их улучшение. Если до проведения работы по развитию добрых чувств у детей средствами художественной литературы степень их  сформированности была на низком уровне, то после проведения целенаправленной работы уровень развития добрых чувств, стал значительно выше.    

Моя работа дала положительные результаты. И поэтому эта работа по воспитанию добрых чувств будет  систематизироваться и расширяться.                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование как средство воспитания нравственно-волевых качеств

в выступлении дается информация о занятии по конструиррованию, материал полезен как для воспитателей, так и для педагогов...

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ».

         Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента ро...

Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"

Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию...

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

Консультация для воспитателей "Добро и зло в воспитании нравственных отношений"

Нетрудно передать ребенку знания, требовать и контролировать выполнение им моральных правил. Гораздо труднее выработать у него желание самостоятельно следовать доброму и противостоять плохому. Знание ...

Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"

Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Творческий отчет по теме: "Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности"