Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».
учебно-методический материал по теме

Жарова Наталья Александровна

В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно организовать свою работу в группах и способствует всестороннему развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет повышения квалификации

педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

            Тема:  «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды и методическая помощь воспитателям в развитии игровой  деятельности детей».

                                                                                    Слушателя курсов повышения

                                                                   квалификации старшего воспитателя

                                                                   ГБОУ д/с № 916 Южного округа

                                                                   Жаровой Натальи Александровны

                                                                   Группа ДОУ 105-4

                                                                

                                                         Москва,  март  2013 г.

                                  Содержание.

1.Введение……………………………………………………………...3

2.Особенности организации предметно-пространственной игровой среды.

2.1.   Из истории развития предметно-развивающей среды…………………..4

2.2. Компоненты развивающей среды………………………………………..7

2.3. Принципы построения предметно-развивающей среды……………….9

2.4. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды..14

2.5. Нормативно-правовая база………………………………………………    16

2.6. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения ДОУ………………………………………………………………….17

2.7.Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия родителей с ДОУ…20

3. Методическая помощь воспитателям в развитии игровой  деятельности детей………………………………………………………………………………22

4. Заключение……………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………………30

 

           

1.ВВЕДЕНИЕ.

«Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

                                                                                                   Е.И. Тихеева

        Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

      Одним из важнейших условий  является  предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание.

Предметная развивающая среда - это:

-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.          

- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель работы - определить особенности построения предметно - развивающей среды в разных возрастных группах и  методическую помощь воспитателям в развитии игровой  деятельности детей.

 Задачи:

  1. изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. выделить особенности  предметно - развивающей среды в разных возрастных группах;
  3. определить  методы работы старшего воспитания при оказании помощи воспитателям в развитии игровой деятельности детей.

Методы исследования - изучение литературы, проведение анализа предметно-развивающей среды в  ГБОУ детского сада №916.

2. Особенности организации предметно-пространственной игровой среды.

 2.1.   Из истории развития предметно-развивающей среды.

Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, философов, экологов, психологов, и других специалистов.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[1].

О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. Как подчеркивал А.С. Макаренко, воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А. Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).

В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды (А.Т. Куракин, М.В. Новиков, В.Я. Асвин). Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования (В.И. Слободчиков 1997), стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда – мир – предметные формы – искусство – общество). Описанные основные характеристики образовательной среды (Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, 2001).  

     Большой  вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

      Автор диссертационного исследования на тему «Эмоционально-насыщенная образовательная среда, как средство коммуникативного развития старших дошкольников» (Е.В. Рыбак, 2001) рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды в дошкольном детстве. Она базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно – образовательной среды воспитании человека (Т.С. Буторина, Б.С. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Р.В. Авчарова), о природо – и культуросообразности народности (Г.Н. Волков, З.И. Васильева, Т.Д. Ушинский); системоформирующих средовых факторах управления нервно-психическим развитием (А.В. Пятков); развитие эмоционального мира личности (В.В. Лебедянский); на идеи гуманизации образования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).

Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В. Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную.

В курсе «Дошкольная педагогика» - одно из профильных дисциплин подготовки будущих специалистов дошкольного образования – предусмотрено ознакомление с разными аспектами терминов «среда» и «развивающая среда». Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро - , мезо - и мазофактуры). Социокультурная среда раскрывается как фактор сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

2.2. Компоненты развивающей среды.

 Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

· Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

· Преобладающее позитивное настроение;

· Авторитетность руководителей;

· Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

· Сплоченность;

· Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

· Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

· Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

· Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

      2.3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

В 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. [2]. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка»[3].

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

-принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель.

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. Например: «Стена творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Звуковой дизайн: шум моря, звуки леса, голоса птиц.

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

-принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; Н. А. Короткова предлагает групповое помещение разделить на 3 зоны:

1) зона для спокойной по преимуществу деятельности.

2) зона для активной двигательной деятельности.

3)  рабочая зона. (мастерская, лаборатория).

В нашем саду в каждой возрастной группе выделяются зоны (центры):

- зона сюжетно-ролевых игр

- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми

- учебная зона

- физкультурно-оздоровительная зона

- литературная зона

- экологическая зона

- зона художественно-творческой деятельности детей.

Их размещение и содержание зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей группы.

Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал.

-принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

-индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искуственной  кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;

принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи прежде всего обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей.

-принцип учета половых и возрастных различий детей - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной  принадлежности (образовательная область «Социализация» № 655), так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми. А ,следовательно, и разную предметно-развивающую среду:

1.Младший возраст. В возрасте от  двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность(я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная  для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов) Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики».

2. Средний возраст. С четырех до пяти лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной роли. (Я- девочка, и мне это очень нравиться. Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно-развивающей среды группы является поддержание  у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала (уголок ряжения, где присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков)

3.Старший возраст. Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола (мальчик с девочкой). В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые  контакты. Надо организовать среду так чтобы девочки играли с мальчиками.

В работе Е.О. Смирновой «Дошкольное воспитание» №4, 2010  «Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды»  автор указал    3 блока для оценивания:

1 блок - общий дизайн помещения; эстетика оформления, желательно единый стиль, «воздух» в помещении. Наличие разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности.

2 блок – организация пространства жизнедеятельности детей. Наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов.

3 блок – оценка игрушек и материалов, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность.

Показатели оценки развивающей среды:

  1. положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
  2. отсутствие конфликтов среди детей;
  3. наличие продуктов детской деятельности;
  4. динамика развития ребенка;
  5. невысокий уровень шума.

    2.4. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды.             На основе   анализа современных разработок и  исследований, выделим ряд проблем,  которые присутствуют при организации предметно-развивающей среды в ДОУ:

    1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

      2.5. Нормативно-правовая база.

       При отборе оборудования, учебно-методического  и игрового материала  для  детского сада необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой.

1.Концепция дошкольного воспитания (1989 г.);

2.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.);

3. Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

4.Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г.; Особое внимание воспитателя требует реализация этих требований. Они очень многообразны:

 -сертификация материалов. Особую опасность представляют материалы для украшения группы: искусственные цветы, вазы из пластика, кашпо, многие из которых рассчитаны  страной производителем  на прибывание  на воздухе, а не в закрытом помещении.

-охрана жизни ребенка. Это прикрепленная мебель, обход участков и помещений и др.

5.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.;

6.Письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;

7.Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000 г.)

2.6. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения ДОУ.

Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия.

Представляемые материалы являются результатом научных исследований и обобщения педагогического опыта современных дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе. Данные исследования осуществлялись в рамках проекта "Разработка минимальных лицензионных требований для дошкольных образовательных учреждений" Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (мероприятие "Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций", задача "Развитие системы обеспечения качества образования").

Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных дошкольных учреждений.

Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:

  1. возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
  2. основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
  3. функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
  4. виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.

Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).

Предлагаемый перечень составлялся с учетом положений разных образовательных программ. В случае отсутствия некоторых представленных в перечне пособий и материалов педагоги могут комплектовать среду группы пособиями-аналогами, указанными вариантами пособий. Именно с этой целью в кратких пояснениях к каждому перечню будут представлены обоснование отбора материалов и рекомендации по их использованию.

Перечни-таблицы помимо названий материалов и пособий содержат ориентировочные количественные показатели (на подгруппу, группу детей, для индивидуального пользования). Это позволит педагогам провести анализ и оценить имеющиеся в наличии материалы (ориентир для диагностики оснащения среды), дополнить среду недостающими материалами, более рационально организовать пространство группы.

На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и апробируются. Содержащиеся в них идеи и основные положения регулярно обсуждаются на семинарах для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2.7.Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия родителей с ДОУ.

В соответствии  с приказом №655 и приказом №2151 перед педагогами ДОУ стоит задача при создании предметной развивающей среды взаимодействовать с родителями. При этом предполагается, что эта работа будет построена не как сбор средств на оснащение группы, а рассматривается  в качестве  социального партнерства, при котором участники: родители, дети -  взаимнозаинтересованы, равноправны, равноответственны. Родители ответственны за развитие детей.

Родителям необходимо объяснить, что в документах  международного права, декларации прав ребенка 1959 г, Конвенция ООН о правах 1989г, во всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г., говориться о том, что первыми учителями ребенка являются родители, а не воспитатели ДОУ и они должны заботиться о здоровье и развитии своих детей.

В семейном кодексе РФ 6статей посвящено правам и обязанностям родителей. Одно из которых является взаимодействие с образовательным учреждением. В новом положении о дошкольном учреждении говориться о том, что родители обязаны участвовать  в воспитательно-образовательном процессе, важной частью которого является предметно-развивающая среда. Задача педагогов и  старших воспитателей  состоит в том, чтобы донести до родителей положение этих нормативно-правовых документов. Эти положения могут найти отражение в договоре с родителями.

Вторым очень важным моментом   является взаимодействие с родителями работников ДОУ, при участии родителей юристов: доработка договоров с родителями, выступление на родительских собраниях на тему «Права и обязанности современных родителей в свете требований современных нормативно-правовых документов. При этом обязательно в своем выступлении родитель-юрист должен отразить связь этих документов с гражданским и уголовным кодексом. В уголовном кодексе предусматривается наказание за невыполнение законов. Детский сад имеет право подать на родителя в суд, и не платить пошлину на него. Отсутствие ухода - это уголовная ответственность. В ФЗ №655 и приказе №2151 родитель обязан участвовать в жизнедеятельности ДОУ. Родители по закону формируют социальный заказ для детского сада. Приказ №655 является стандартом дошкольного образования. В нем иной подход общества и государства к личностным качествам ребенка до окончания детского сада. Родителям необходимо объяснить позицию общества и государства по поводу формирования у детей  активности, инициативы и творчества. И помочь им установить связь между предметно-развивающей средой  группового помещения и формирования личностных качеств.(Пригласить мам и пап в группу и предложить поиграть  с тем, что есть).

Прежде чем будет проведена работа с родителями, необходимо  провести работу по соотнесению перечней материалов и оборудования, рекомендованных учеными, с тем, что имеется в группе и установить несоответствие: убрать лишнее и определить перечень недостающего.

Организовать круглый стол с родителями и познакомить их с государственными  требованиями к предметной среде. Ознакомить в чем в данный момент дети нуждаются. Предложить родителям обсудить возможные варианты решения данной проблемы, связав их с переходом на рыночные отношения. Ознакомить с бюджетом детского сада, тем самым обеспечить открытость детского сада родителям. Можно предложить разные варианты:

1.Прокат игрушек;

2.Спонсорство.

3.Формирование усилиями самих родителей.

 3. Методическая помощь воспитателям в развитии игровой  деятельности детей.

В отечественной педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связывается с возникновением и формированием разных видов детской деятельности. Основные виды – игра, труд и учеба, которые образуют целостную систему педагогического процесса дошкольного учреждения. В центре этой системы находится игра.

Хорошее знание старшим воспитателем особенностей игровой деятельности дошкольников позволяет проводить глубокий анализ состояния этой деятельности в дошкольном учреждении и способствует своевременному оказанию помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игрой дошкольников в конкретной возрастной группе.

Авторы обращают внимание на то, что при осуществлении контроля за состоянием игровой деятельности и использованием ее в целях всестороннего развития детей необходимо наблюдать и анализировать следующее:

а) обеспечение условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры, наличие игровой площадки, необходимых игрушек и предметов и правильное расположение их, обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);

Для этого необходимо провести диагностику предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе: определить, какие игрушки лишние и убрать их; каких не хватает.

б) методику руководства игровой деятельностью (методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; направление детей на игру; удлинение и усложнение игровой деятельности) (Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина).

Прежде чем сделать определенные выводы о состоянии игровой деятельности в группах и планировать методическую работу по данной проблеме, старшему воспитателю необходимо проанализировать руководство воспитателя играми детей на протяжении определенного отрезка времени следующим образом:

1. Проследить, правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игровой деятельностью.

2. Насколько полно использует игру в целях всестороннего развития игровой деятельности.

3. Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности.

4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца.

5. Проанализировать работу воспитателя (на основании плана учебно-воспитательной работы) по обогащению детей знаниями о том явлении, которое они отражают в игре.

6. Оправдано ли педагогически внесение той или иной игрушки, правильно ли она вносится.

7. Как часто обсуждается с детьми прошедшая игра.

Исследователи данной проблемы отмечают, что старшему воспитателю следует помнить, что планированию подлежит педагогическая деятельность воспитателя по руководству игрой, а не игровая деятельность детей, то есть план предусматривает работу, направленную на развитие содержания игр и обогащение тематики.

Старший воспитатель, оказывая методическую помощь воспитателям, должен научить их составлять перспективный план, в котором будет учитываться система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры.

Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова отмечают преимущество перспективного планирования игровой деятельности, которое заключается, во-первых, в том, что это дает возможность предусмотреть последовательное решение программных задач по разделу «Игра».

Во-вторых, имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях и в повседневной жизни.

В-третьих, наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять и способы игрового воспроизведения действительности.

 В-четвертых, планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Авторы предлагают разрабатывать перспективный план с учетом системы педагогических воздействий, которая включает в себя ознакомление с окружающим в активной деятельности; обогащение игрового опыта; изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Старший воспитатель должен оценить планирование организации и руководства игровой деятельностью детей, и, проанализировав наблюдения за игрой детей, наметить конкретные мероприятия методической работы по данной проблеме.

Стержень всей деятельности старшего воспитателя – выявить, изучить, обобщить, распространить и внедрить передовой педагогический опыт. Поэтому он сам должен владеть передовым опытом работы. Таким образом, чтобы правильно организовать методическую помощь воспитателям по организации игровой деятельности детей, старший воспитатель должен знать теорию и практику игры: происхождение и сущность игры, значение игры на развитие ребенка, этапы развития игровой деятельности, виды игр и их особенности, подходы к руководству игровой деятельности на разных возрастных этапах.

В нашем детском саду №916 г. Москвы ежегодно проводиться анализ предметно-развивающей среды, руководствуясь  такими документами:

Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 "Об утверждении ФЕДЕРАЛЬНЫх ГОСУДАРСТВЕННЫх ТРЕБОВАНИй к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

ПРИЛОЖЕНИЯ к Приказу № 2151 от 20.07.2011:

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России "О реализации приказа Минобрнауки России;

Перечень оборудования в младших группах;

Перечень оборудования в средних группах;

Перечень оборудования в старших группах;

Перечень оборудования в подготовительных группах;

Перечень оборудования для музыкального зала;

Перечень оборудования для творческой студии;

Перечень оборудования для физкультурного зала и бассейна;

Перечень оборудования для групп кратковременного пребывания.

 Педагогический коллектив создает эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на проявление творческих способностей ребенка, организовывает предметную среду для обогащения и развития игровых замыслов; обеспечивает правильное руководство сюжетно-ролевой игрой детей в соответствие с их возрастными возможностями.

На первом этапе мы  проводим работу по созданию предметно-игровой среды, которая стимулировала бы детей к игре:

1. Обогащаем  предметную среду внесением известных детям, но отсутствующих в ассортименте инструментов, пособий, материалов:

-по художественной деятельности - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки (с изображением вокзала, городские улицы, парка, скверов, леса, деревни), портреты писателей и поэтов, можно еще добавить бумагу, коробки, клей, ножницы для создания игрушек самоделок;

-театрально-игровая деятельность - театральные игрушки, костюмы, маски зверей и птиц, персонажи пальчикового театра;

-для продуктивной деятельности детей, в дополнение к имеющемуся оснащению предлагаем  материалы и комплекты цветных фломастеров, карандашей, чтобы дети в любой момент могли изобразить то, что может им понадобиться в игре, также можно предложить и пластилин;

по музыкальной деятельности - добавить музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.

На втором этапе - используем стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния является отношение между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, проявляя творческую активность, тем самым раскрепостить замкнутых, стеснительных. Для этого существует  ряд активизирующих творческий потенциал ребенка методов:

1. Метод совместного сюжетосложения, с целью выработать у ребенка общий сюжет. Осуществить это можно в совместной с взрослым «игре-придумывании», которая должна протекать в чисто словесном виде. Игра-придумывание позволит экспериментатору, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласовыванию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскированы для детей предметными и ролевыми действиями, а открываются как бы в «чистом» виде. Наиболее удобными для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок например: «Иван-Царевич и Серый Волк». Заменим Жар-птицы другой, трудно достижимой для Царя диковинкой - к примеру, новогодней елкой. «Ребята, как вы считаете, что было бы дальше в сказке?».

2. Метод побуждения детей к проявлению инициативы: постановка проблемных ситуаций. Ситуации могут быть следующими: предложи сказку, распредели роли, подбери атрибуты и т.д.

3. Использовать эмоциональную оценку. При использовании эмоциональной оценки мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы не смущать детей, словесными методами например, «Какой ты молодец! Как все здорово придумал!». По поводу некоторых детей следует использовать одобрение, выражая его мимикой, жестами, т.е. невербальными средствами (например, улыбкой, жест-поглаживание по плечу или по голове). Эмоциональную оценку в отношении ряда детей следует выражать принятием их интересной идеи для продолжения игры например: «Умница, нам обязательно следует использовать это в нашей сказке».

В нашем саду прекрасно оборудован музыкальный и физкультурный зал, где воспитанники с пользой и интересом проводят различные игровые и оздоровительные мероприятия.

4.Заключение.

Таким образом, анализ литературы показал, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который старший воспитатель и  педагогический коллектив должен обращать особое внимание.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также

Важно, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов и до 80% ФГТ к Основной общеобразовательной программе.

К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.

Правильно созданная предметная среда  дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

 Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Список литературы:

1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997.

3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986.

7. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования

Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? *  а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...

Из опыта работы "Особенности организации предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены особенности построения  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста....