Пакет диагностических методик педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
тест по теме

Румянцева Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

СПб., Речь, 2005.

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

11

Часто бывает ворчлив

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

1 6 баллов – низкий уровень агрессивности



Предварительный просмотр:

Включение в ряд.

Цель. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.

Предлагается детям с 5-ти лет.

Оборудование: экран, шестиместная матрешка для детей 5-ти лет и восьмиместная для детей 6-ти лет.

Проведение обследования: взрослый берет шестиместную матрешку и на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной).

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.

1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера;

3 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;

4 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

D:\DETSAD\MERY\мышление\мышление осн мет\Включение в ряд_20.doc



Предварительный просмотр:

Тест "Дом-Дерево-Человек"

 Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек"

"Дом"

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

Стена: од номерная'перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

 Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате,

2) интерперсональными отношениями в комнате,

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе– нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

Ванна – выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения

Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце – символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет Цвет; обычное его использование: зеленый – для крыши; коричневый – для стен;

желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный – застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный – сильная потребность власти. Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый – сильные признаки враждебности.

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона – будущее, левая – прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.

Перспектива

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.

 Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа – желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые – ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

схема ОБРАБОТКИ РИСУНКА В ТЕСТЕ "ДОМ"

№ Выделяемый признак

1. Схематическое изображение

2. Детализированное изображение

3. Метафорическое изображение

4. Городской дом

5. Сельский дом

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета

7. Наличие окон и их количество

8. Наличие дверей

 9. Труба с дымом

10. Ставни на окнах

11. Размер окон

12. Общий размер дома

13. Наличие палисадника

14. Наличие людей рядом с домом и в доме

15. Наличие крыльца

16. Наличие штор на окнах

17. Наличие растений (количество)

18. Количество животных

19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.)

20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3

21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3

22. Дверь открытая

23. Дверь закрытая

“Человек”

Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

 Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие– компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на от-вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.

Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

Оружие – агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Не обрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

 Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет –удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации. Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия. Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

 Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии – незащищенность.

Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

“Дерево”

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" – чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же – "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность" – "напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

 Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями –тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится на восемь частей):

1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,

1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 – хорошие контроль и рефлексия,

1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 – интенсивная духовная жизнь,

6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж – означает сентиментальность.

Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.



Предварительный просмотр:

Методики обследования мышления

(старшие группы)

Почтовый ящик.

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка  с  прорезями  и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания:  ребенку предъявляются объемные вставки так,  чтобы их  основание  оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: - демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

- подача вставки ребенку в ракурсе,  не требующем пространственной переориентации;

- разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку,  потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес.  адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес.,  как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше  6-ти  лет  должны  пользоваться зрительным соотнесением,  а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Доска Сегена.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления,  уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами,  в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная ("Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно").

Ход выполнения задания:  ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором

Разрезные картинки.

Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления,  возможности  перцептивного  моделирования,  способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал: фигуры, разрезанные по фону (картинки).

Инструкция: жестовая и словесная ("Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка").

Ход выполнения  задания: ребенку  последовательно  предлагаются  для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур.  Части выкладываются перед ребенком в таком порядке,  чтобы их  нужно  было  не просто  сдвинуть,  а предварительно придать им нужное положение.  Во всех случаях фигуры,  которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи: - демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

- применение трафарета,  позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

- предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения :  большинство детей старше 4-х лет действуют  соотнесением  взором.  Нормой  при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Кубики Кооса.

Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 - красная, 1 - синяя, 1 - красно-белая (по диагонали), 1 - желтая,  1 - белы, 1 - сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи,  которая расчленяет целостный чертеж на части,  соответствующие количеству кубиков.

Инструкция: "Посмотри,  на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй".

Ход выполнения задания:  ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи: - применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер

  1. деталей изображения;
  2. обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;
  3. разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
    использование действий наложения деталей на

а) о6разец или

б)  трафарет  с  последующим вкладыванием фигур без  опоры  на образец (выкладка рядом с изображением);

  1. анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;
  2. рисование фигур,  предложенных для конструирования;
  3. выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения,  но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет - действуют на основе представлений.

Классификация невербальная.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации;  выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор  из  24  карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов,  квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая  инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной ("Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими").

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда  фигур,  различающихся по цвету).

Виды помощи: - выкладывание начальной карточки третьего  ряда;

- объяснение принципа раскладки: ("Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);

- дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы. 

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном - бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги;  2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и  цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором:  "Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик".

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки  (посмотри:  здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый - нового цвета);

- объяснение принципа поиска (в действиях):

  1. наложение фишки на образец формы;
  2. поиск цвета;
  3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапозон применения:  от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с  использованием  проб  и  при зрительном  соотнесении  при  уменьшении  поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов.  Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на  основе  зрительного  соотнесения.  Дети  7-летнего  возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

Классафикация невербальная по 2-м признакам.

Соотнесение формы и величины

(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на  основе  вычленения  наглядно  представленных признаков,  заданных выделенных материалом.

Материал: таблица,  расчерченная  на квадраты,  в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы,  а в верхнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром  от 9 до 5 см);  2) набор геометрических фигур,  каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

- объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

- объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

Сравнение и различение понятий.

Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: пары слов.

Инструкция: "Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются".

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании  (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и  абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).

Инструкция: разложите  эти карточки на столе -- что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения  задания: 1 этап - "глухой" предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы ("Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять:  посуду с посудой,  одежду с одеждой" и т.д.  ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения.  На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа.  Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для  этого  необходимы словесные объяснения ребенка.  III этап - предлагается соединить выделенные группы между собой так,  чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!)  общим существенным признаком.

Диапазон применения:  от 5-ти до 7-ми лет — I,  II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне.  Начиная с 6-ти лет нормой является использование  отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления;  выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на  каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию,  не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:  

  1. каждый раз изменяется позиция "лишней картинки";
  2. используются "провокации": по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета.  Три из них между собой сходны,  их можно назвать одним названием,  а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета".

Ход выполнения задания:  ребенку последовательно предъявляются карточки,  на которых он  показывает "лишний" предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:

дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя "лишний" предмет способом противопоставления (например:  это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.

Пирамидка

Виды помощи: - подача колец с целью стимуляции  деятельности;

-демонстрация способа  примеривания  колец  друг  к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.

Нормы выполнения: дети  2-3-х  лет  могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с  попыткой надеть  кольцо  на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины,  но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.


Методика Россолимо

Цель: - исследуется понимание  смысла  ситуации,  наличие  элементарных представлений, возможность использования    прошлого    опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)

Методика  ребенка просят назвать или показать предмет,  которого недостает.

Помощь  показать   картинку   с   предметами   среди  которых  и недостающий.

Анализ выполнения:

 - дети  с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются;  некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;

 - дети   с  ЗПР  легко  понимают  инструкцию  и  без  затруднений выполняют задание.


" Четвертый лишний"

    Цель: - уровень  обобщения,  логическая   обоснованность   и   четкость формулировки, возможность   формирования  и  использования  обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает  возможность

анализировать обобщения разного уровня.

     1 вар. - 3 цветка и кошка.

     2 вар. - посуда и стол.

     3 вар. - механические транспортные средства и лошадь.

     4 вар. - сумка, рюкзак, чемодан и зонт.

     5 вар. - курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).

     6 вар. - швейная машина. нитки, иголка и очки.

     7 вар. - кошка, собака, коза и волк.

     Инструкция: "На этой карточке нарисованы 4 предмета,  три  из  них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?"


Выделение сходства и различий.

 Цель: - выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.

     Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.

     Пары для сравнения:                   мяч - арбуз;

                         волк - собака;

                         береза - ромашка;

                         зима - лето;

                         вода - лед;

                         день - ночь.



Предварительный просмотр:

Диагностика тревожности с помощью наблюдения

(методика Р. Сирса)

Признаки по шкале Р. Сирса

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти.

3. Сосет палец.

4. Легко пугается.

5. Сверхчувствителен.

6. Плаксив.

7. Часто агрессивен.

8. Обидчив.

9. Нетерпелив, не может ждать.

10. Легко краснеет, бледнеет.

11. Имеет трудности в сосредоточении,

особенно в экстремальной ситуации.

12. Суетлив, много лишних жестов.

13. Потеют руки.

14. При непосредственном общении с

трудом включается в работу.

15. Чрезмерно громко или чрезмерно

тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов:

1-4 признака - слабая тревожность;

5-6 признаков - выраженная тревожность;

7 признаков и более - высокая тревожность.


Диагностика тревожности с помощью наблюдения детей_______________________________________

(методика Р. Сирса)

Фамилия, имя ребенка

Признаки по шкале Р. Сирса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Диагностика тревожности с помощью наблюдения детей_______________________________________

(методика Р. Сирса)

Фамилия, имя ребенка

Признаки по шкале Р. Сирса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17



Предварительный просмотр:

Сравнение и различение понятий.[1]

Сравнение двух предметов на основе зрительного восприятия и по памяти.

Цель: выяснение возможности выделения осуществленных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: пары слов.        

муха – бабочка

дом - сарай

стол – стулья

пианино - балалайка

мяч - арбуз;

шалость - драка

волк - собака;

щекотать - гладить

зима - лето;

город - деревня

вода - молоко

береза - ромашка;

книга - тетрадь

вода - лед;

топор - молоток

день - ночь.

Инструкция: «Ты видел муху, ты видел бабочку? Они похожи или нет? (В зависимости от ответа спрашивают) Чем похожи или чем не похожи? (Если ребенок отвечает, что он не видел, то сравнение этой пары не проводится.) Я назову тебе два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются?».

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения:

Дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки.

Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

Примечание: Сравниваются только понятия одной видовой  категории. Считают все признаки сходства и отличия для каждой пары. Нельзя подсказывать, что сравнивать. Следует говорить "а еще".




Предварительный просмотр:

Что здесь лишнее?"

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл - очень низкий.



Предварительный просмотр:

Методика Е.П.Ильина. Теппинг-тест.

Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям

Шкалы: свойства нервной системы, коэффициент функциональной ассиметрии

Назначение теста

Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии.

Инструкция к тесту

 «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка».

 Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

 Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

Тест

Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника.

 О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном варианте Е.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.

Обработка и интерпретация результатов теста

1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;

 2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;

 3. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;

 4. Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из восьми прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100 %: KFa = ((сумма точек правой руки – сумма точек левой руки) / (сумма точек правой руки + сумма точек левой руки)) * 100%;

 Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

 • Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

 • Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;

 • Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

 • Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;

 • Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес

Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...

Городское методическое объединение педагогов – психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новошахтинска.

Цель работы методического объединения: содействие профессиональному росту и самореализации педагогов – психологов МБДОУ, повышение профессиональной компетентности в рамках реализа...

статья «Значение, приоритеты. Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде»

В данной статье рассматривается взаимодействие  инструктора по физической культуре и  педагога- психолога в ДОО.  Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, ч...

Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:ра...

Акция «Письмо маме», как форма работы педагога–психолога в дошкольной образовательной организации

Работая педагогом- психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Поэтому,  в дополне...

Диагностические методики педагога-психолога ДОУ

Методика «Лесенка» В.Г.Щур Описание методикиЦель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Процедура проведенияРебенку пок...

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста....