Комплексное занятие в старшей группе по познавательному развитию с использованием ТРИЗ и РТВ
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коробашкина Елена Викторовна

 

Это занятие позволит обучить детей: 

-Понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, осмысливать характеры и поступки персонажей.

-Закреплять знание цифр, упражнять в составлении натурального числового ряда в пределах 10, умение ориентироваться относительно себя.

- Формировать обобщённые представления о домах и способах их преобразования в соответствии с заданными условиями, продолжать учить детей сооружать постройки, объединённые общим содержанием.

Развить у воспитанников:

-Комбинаторские способности путём комбинирования цвета и формы; творческое мышление и воображение, память, внимание.

-Умение в решение изобретательских задач.

-Активизировать поисковую деятельность при помощи игр с элементами ТРИЗ и РТВ.

Воспитать такие качества как сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь, умение довести начатое дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие в старшей группе ТРИЗ40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

 Комплексное занятие

по познавательному развитию

с элементами ТРИЗ и РТВ

в старшей группе

Тема: « В гостях у сказки»

Составила: воспитатель 1 кв. категории

Коробашкина Е.В.

г. Арзамас 2011г.

Программное содержание:

1. Обучающие задачи.

-Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, осмысливать характеры и поступки персонажей.

-Закреплять знание цифр, упражнять в составлении натурального числового ряда в пределах 10, умение ориентироваться относительно себя.

- Формировать обобщённые представления о домах и способах их преобразования в соответствии с заданными условиями, продолжать учить детей сооружать постройки, объединённые общим содержанием.

2. Развивающие задачи.

-Развивать комбинаторские способности путём комбинирования цвета и формы; творческое мышление и воображение, память, внимание.

-Развивать умение в решение изобретательских задач.

-Активизировать поисковую деятельность при помощи игр с элементами ТРИЗ и РТВ.

3. Воспитательные задачи.

-Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь.

-Умение довести начатое дело до конца.

Методические приёмы:

Игровая мотивация с приходом персонажа, использование средств ТСО, проблемная ситуация, игры «Хорошо плохо»,  «Наоборот», «Пожалуйста», «Разложи правильно», «Подбери ключ», метод фокальных объектов, вопросы поискового характера, художественное слово, самоанализ детьми своих работ.

Материалы и оборудование:

Телевизор, замаскированный под зеркало, куклы царя и царевны, пазлы в виде брёвен с цифрами, ширма, замаскированная под комнату с дверью, ключи разной формы, конструкторы различной конфигурации, музыкальные записи, диск с видео- записью, макет камня.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами неслучайно пришли на занятие в музыкальный зал. Я хочу вам рассказать сказку, а поможет мне волшебное зеркало, которое не только расскажет, но покажет сказку. Рассаживайтесь поудобней, рассказ мой будет долгий. Итак, свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи.

(Включается телевизор, на экране появляется сказочница).

Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Тимофей. И была у царя дочь да такая красавица, что глаз не оторвать, да такая умница-разумница, что не переспорить, а звали царевну Василиса. Вот однажды задумал царь государь выдать свою дочь замуж. Разослал царь Тимофей по всему белу свету гонцов с приглашением. И вот со всех сторон стали съезжаться женихи к Василисе. Но не один жених не пришёлся Василисе по нраву, т.к. пожелала она, чтобы муж её будущий был не только красив, но и умён. Насмехалась Василиса над женихами,  капризничала. И вот однажды, посватался к Василисе волшебник Крушило, но и он не приглянулся царевне, и над ним она посмеялась. И тогда разозлился Крушило злобой  лютою, и разрушил всё царство Тимофея и разогнал всех его жителей по окрестным лесам. А царя Тимофея и дочку его Василису запер Крушило на веки вечные в единственной уцелевшей комнате. С той давней поры сидят взаперти царь с царевной. И по сей день, они там сидят, помощи ждут, но никак   их не найдут.

(Телевизор выключается).

Воспитатель: Вот так сказка ребята! Что же делать?

Дети: Надо помочь царю с царевной.

Воспитатель: Да ребята, надо выручать Тимофея и Василису. Ребята, прежде чем мы отправимся в сказку, скажите, как вы думаете, хорошо или плохо быть царём? И что в нём хорошего и что плохого?

( Игра «Хорошо - плохо». Воспитатель предлагает разрешить возникшие противоречия).

Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разных мнений вы высказали, как сложно быть царём. Нам пора отправляться в путь, выручать царя и царевну. А как же нам  попасть в сказку?

Дети: Полететь в сказку на ковре самолёте,  вызвать волшебника, и он нас отправит в сказку и т. д.

Воспитатель: А я предлагаю вам  произнести волшебные слова и мы с вами окажемся в сказке: «Три раза повернись и в сказке волшебной окажись!»

(Дети выполняют).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой огромный камень. Да на нём, что- то написано. Давайте вместе прочитаем. Налево пойдёшь- совсем пропадёшь. Направо пойдёшь - в пропасть упадёшь. А прямо пойдёшь, да сделаешь всё наоборот, в волшебный лес попадёшь, где царство Тимофея найдёшь.

(Проводится игра «Наоборот»).

Воспитатель: Ребята, мы с вами и оказались в волшебном лесу. А в волшебном лесу нельзя обойтись без волшебных слов. Какие вы знаете волшебные слова?

Дети: Спасибо, пожалуйста, и т. д.

Воспитатель: Ребята, а у меня есть, для вас игра с волшебным словом пожалуйста.

(Проводится игра «Пожалуйста»).

Воспитатель: Продолжаем путь. Посмотрите, ребята, мы с вами оказались у речки которую нам нужно  перейти. А где же мост? Как вы думаете, куда он мог деться?

Дети: Мост тоже сломал Крушило, его сдуло ветром, он стал старым и сам сломался и т. д.

Воспитатель: Теперь нам, чтобы перебраться через реку нужно построить мост. Мост мы будим строить из брёвнышек. Располагать их нужно так, чтобы цифры, написанные на них, были по - порядку.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Мост готов,  мы можем переходить реку. Мальчики не забудьте пропустить вперёд девочек.

(Дети проходят по мостику, подходят к месту, где расположена ширма с дверью и столы с конструкторами.).

Воспитатель: Вот мы и дошли до царства. Да, постарался Крушило. Ни одного дома не оставил. Смотрите, ребята, наверное, вот за этой дверью и находится наш царь с царевной. Но, чтобы нам открыть дверь, нужно подобрать ключ. Посмотрите, как  много ключей. Как вы думаете, какой нам подойдёт?

(Дети подбирают ключ, воспитатель открывает дверь, появляются куклы).

 Тимофей и Василиса (воспитатель): Здравствуйте, ребята, большое вам спасибо за то, что вы нас спасли. Какой ужас, нам теперь негде жить, всё наше царство разрушено. (Плачут)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поможем царю ещё раз и построим ему новое царство. Ну, уважаемый царь Тимофей, командуйте!

(Царь и царевна плачут).

Царь: Ах, ребята, если бы всё так просто было. Дома то в моём царстве-государстве необычные были со свойствами вот этих предметов (показывает картинки - ступа и печь). А как вы думаете, кому в сказке принадлежат эти предметы?

Дети:  Бабе Яге, Емеле.

Воспитатель предлагает детям назвать характерные свойства каждого предмета. Эти свойства перенести на новый обьект, в частности на дом.

(Дети самостоятельно выбирают материал, необходимый для их постройки и приступают к работе).

    По мере завершения работы дети защищают свои постройки.

Царь и Царевна: Спасибо дети! Угодили царю-батюшке! Дома ваши получились лучше прежних. Ну и за хорошую службу отблагодарю вас по-царски, златом-серебром одарю! (вручает ларец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию с использованием программируемого мини-робота"Мышь", "Профессия-программист" (Охотники за вирусами)

Занятие  в увлекательной форме знакомит детей с профессией программиста, его работой. Воспитанники в ходе занятия сначала сами становятся роботами, а затем самостоятельно учатся составлять просте...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»...

Интегрированное занятие в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие с Красной Шапочкой»

Предлагаю вашему вниманию интегрированное занятие по математике с использованием здоровье сберегающих технологий "Путешествие с Красной Шапочкой для детей старшей группы....

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ: "Знакомство с шерстью"

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ: "Знакомство с шерстью"...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ (Системный оператор) «Знакомство с шерстью»

Конспект открытого занятия в средней группе  по познавательному развитию с использованиемтехнологии ТРИЗ (Системный оператор)«Знакомство с шерстью»...