Консультация для воспитателей "Использование занимательной математики в работе с детьми "
консультация по теме

Бессонова Татьяна Николаевна

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование занимательной математики в работе с детьми»

Подготовила и провела: Бессонова Т. Н.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Для того чтобы научить ребенка логически мыслить, надо начинать работу с раннего возраста. Учить узнавать и называть предметы и их свойства по непосредственному восприятию, цвету (красный, желтый, синий, зеленый), величине (большой — маленький), а также делать первичные обобщения, группировать предметы, проводить сравнение одного предмета с другим.

Пример: «чудесный мешочек» различных размеров. Предметы, помещенные в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию. Например, эта чашечка синего цвета, а у Кати красная, чашечка маленькая. У Кати есть ручка, а у стакана её нет. Так же детям предлагается сборная пирамидка. На первом этапе воспитатель сам разбирает всю игрушку последовательно от самой большой фигуры до самой маленькой. А затем дает возможность собрать детям. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки и многие другие. Д/и «Собери матрешку». Детей привлекает умение различать форму, величину, цвет предметов. Детей привлекает их красочность.

В младшем возрасте с помощью дидактических игр воспитатель развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.), он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем. У    дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Три медведя», «Построй лесенку» и т. д.

В среднем и старшем возрасте наибольшее применение находят дидактические игровые упражнения. Основное назначение их, обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Например: «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета — красная и т. д. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница». Немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

В подготовительной группе предлагаются игры, в которых требуются внимание, выдержка, умение описывать. Такие как «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Кто внимательный?». Также предлагались игры на различные мыслительные операции, в которых дети должны анализировать, обобщать, находить различные способы решения одной и той же задачи, такие как «Найди свой дом», «Чем отличается?». В воспитании и обучении дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному).

Литература:

Н. П. Сакулина «Сенсорное воспитание в детском саду».

А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

С. Л. Новосёловой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Занимательная математика»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные осо...

Консультация для родителей " Занимательная математика дома"

Предлагаются игры математического содержания , которые можно использовать дома без специальной подготовки и дидактического материала....

Консультация для родителей «Занимательная математика дома»

Уважаемые родители!Любая математическая игра, загадка, задача, упражнение развивает у детей память, внимание, познавательный интерес, способствует вовлечению детей к исследовательскому творческому пои...

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

Консультация для родителей: "Занимательная математика дома"

Консультация для родителей  "Занимательная математика"...

Опыт работы на тему"Использование дидактического и занимательного материала в работе с детьми"

Описание опыта работы на тему:"Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми" 1.слайд. Здравствуйте. Меня зовут Т.Н.Мусиец. Я хочу представить вашему внимани...