Опыт работы на тему"Использование дидактического и занимательного материала в работе с детьми"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Мусиец Татьяна Николаевна

Описание опыта работы на тему:

"Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми"

 

1.слайд. Здравствуйте. Меня зовут Т.Н.Мусиец. Я хочу представить вашему вниманию описание опыта работы на тему: «Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми».

2.слайд. Высказывание

 

3.слайд Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом  отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену  непрерывного образования, социальный заказ общества требует детей раскрепощенных, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, с  развитой речью, толерантных, социально значимых и уверенных в своих силах.

 

4.слайд. Поэтому, всестороннее  развитие ребенка по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования,  и очень важно подобрать не только программу и  методики обучения, но и дидактический материал, который будет являться пособиями, элементами и игры и творчества. Его использование  оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Развитие и обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Использование дидактического материала  дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. 

5.слайд.  Задачи:

-- способствовать умению оперировать свойствами, отношениями

    объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости

    объектов по форме, величине;

-- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять,

    закономерности чередования и следования, оперировать в плане

    представлений, стремиться к творчеству;

-- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в   

   уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в

   выполнении и достижении результата;

-- рассказывать о выполняемом или выполненном действии,

    разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу

    содержания игрового (практического) действия.

6.слайд. Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

         В старшем дошкольном возрасте,  когда у детей начинает активно формироваться  логическое мышление,  используются ИКТ, иллюстрации, картины, плакаты, настольные и настольно-печатные игры, авторский дидактический материал: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игровые пособия Воскобовича, кубики Никитина и мн.др. Эти дидактические пособия  важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,  так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают логику и речь, способствую творческому развитию, учат быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос,  применять знания в соответствии с поставленной задачей. Так же в работе с детьми можно использовать головоломки, ребусы, лабиринты, задачи- шутки, логические упражнения, головоломки с палочками, дидактические игры. Дидактические игры я включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.         

Использование занимательного материала  приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

 

7.слайд.  Подготовительная  группа,  в котором я работаю воспитателем,  работает по программе «Детство» авт. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и мы широко используем пособия, игры, дидактический материал, рекомендованный этой программой.

     Большое значение для развития детей имеет созданная в группе развивающая среда. Уголки – специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Заинтересованность, увлеченность педагога – основа для проявления детьми интереса к  задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей. Мною в  уголок  помещены:

  • настольно - печатные игры;
  • игры для развития логического мышления;
  • головоломки;
  • лабиринты;
  • игры на составление целого из частей;
  • игры на передвижение;
  • игровые панно.

Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использую магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур. В течении года по мере усвоения игр детьми, я или разнообразила их виды, или вводила более сложные игры с новыми конструктивными решениями. Руководство самостоятельной  деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу организовывала с учетом индивидуальных особенностей детей. Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Устраивала разнообразные соревнования, конкурсы на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт.

Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразие  мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

В папку для родителей помещала информацию:

  • о значении занимательного материала для развития детей;
  • роль занимательного материала в подготовке детей к школе;
  • руководство играми занимательного характера.

8.слайд.

Подбор занимательного материала для обучения детей  проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра подбирается согласно цели и содержанию предстоящего занятия. Она должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Мои наблюдения показали, что детей увлекает игровое действие, занимательный материал, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.

Головоломки с палочками, с геометрическими фигурами, с картинками относятся к нестандартному  материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески.

В начале работы дети решали задачи – головоломки с помощью частичных подсказок, наводящих вопросов. В подготовительной группе дети сами придумывали элементарные задачи, головоломки с палочками. Для этого я беседовала с ними, как придумываются такие задачи, что в них задано, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить  или увеличить количество палочек).

 

Не менее важную роль в своей работе уделяла играм по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Они требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, сообразительности.

Обучение играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», проводила последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Эта работа включала в себя ряд этапов. Первый этап предусматривал ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей. На втором этапе – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, состоящие в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. На третьем этапе дети по частичному элементному изображению самостоятельно путем проб и ошибок добивались результата. Самый сложный, четвертый этап, на котором очень важна помощь взрослого. Детям предлагалась составлять фигуры по контурному или силуэтному образцу.

Переход детей к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума.

9.слайд. Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях. Дети учатся декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

С целью освоения умения ориентироваться в строгой последовательности действий с детьми проводились различные игры. Освоение алгоритма состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. Разнообразие в игровые задания внесла дидактическая игра «Водители». Дети знакомились с дорожными знаками и учились ориентироваться в пути по схеме. Дети овладели умением ориентироваться на условный знак – стрелку.

Неотъемлемой частью занятий является использование занимательных загадок, задач – шуток . Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Все это помогает не только развивать умственную активность детей, смекалку, конструктивные умения, но и разностороннее развитие детей, формировать жизненно-важные качества, как: самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию (умственному, физическому), создавать условия для проявления творчества. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Результативность педагогического опыта

Использование занимательного материала показало реальное существование устойчивой положительной динамики способностей старших дошкольников к классификации и анализу, к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения в специально созданных условиях. На основании этого я могу  сделать вывод о наличии процесса развития всех психических процессов, на основе использования дидактического материала.

В ходе формирующего опыта я увидела положительную динамику реакции детей, их суждений, увлечения, заинтересованности в занятиях. Слабые дети стали более активными, лучше воспринимали материал, чаще поднимали руки. В моей группе установилась атмосфера сотрудничества, доброжелательности, здорового соперничества. Неоднократно были отмечены случаи, когда более сильные воспитанники по собственной инициативе помогали слабым и неуверенным.

10.слайд.

Новизна моей  работы заключается  в эффективном  применение на практике известных научных положений и совершенствовании на этой основе учебно-воспитательного процесса.  Мной разработаны рекомендации для родителей по организации игр на развитие речи в домашних условиях.

  Таким образом, занимательный  материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к познавательному развитию, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного  материала

формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них логическое мышление.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_igra1.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание опыта работы на тему: " Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми" Подготовила: Мусиец Т.Н. воспитатель МБДОУ Д/С №30

Слайд 2

«Игра –это искра, зажигающая огонек Пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Детство- это период усиленного развития, воспитания, обучения.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы: Результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Всестороннее развитие ребенка по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования, и очень важно подобрать не только программу и методики обучения, но и дидактический материал, который будет являться пособиями, элементами и игры и творчества.

Слайд 5

Цель опыта- повышение уровня развития детей посредством использования специально подобранного дидактического материала.

Слайд 6

развлечения математические игры и задачи развивающие (дидактические) игры и упражнения . Использование занимательного материала в процессе ННОД

Слайд 7

Дидактический материал

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Опыт работы на тему:"Использование дидактических игр при отгадывании загадок"

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредото...

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....