Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья на тему: «Технология воспитания у дошкольников осознанного отношения к слушанию и восприятию музыки».

    Статья отражает значение слушания и восприятия музыки в ДОУ, в системе музыкально-образовательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_vospitaniya_slushaniya.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ детский сад общеразвивающего вида

    №17«Чебурашка»

    Статья на тему:

    «Технология воспитания у дошкольников осознанного отношения к слушанию и восприятию музыки»

                                                                                                                                                                         

                                                подготовила музыкальный руководитель:

                                                Веретенникова Валентина Сергеевна 

    август 2013

     Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка.

     Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества, музыкально-образовательной деятельности.

     Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средством его развития.

     Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушаться к музыке.

     В «Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» раздел - область «Музыка» начинается с определения важнейшей задачи, стоящей перед музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Это задача воспитания у детей отзывчивости на музыкальные произведения разного жанра, расширение музыкальных впечатлений дошкольников.

     Часто воспитанники дошкольных учреждений при наличии у них запаса музыкальных впечатлений, опыта в исполнительской музыкальной деятельности все же затрудняются в определении музыкального жанра (марш, песня, танец), становятся пассивными, когда от них требуется речевая активность в определении характера, настроения музыки.

     Почему дошкольники слабо подготовлены к деятельности целенаправленного восприятия музыки, не умеют оценивать и анализировать музыкальные произведения? Многие музыкальные руководители ошибочно полагают, что накопление слуховых впечатлений через восприятие музыки, через исполнительство уже прививает детям любовь к музыке. Получается, что частое слушание музыки вовсе не поднимает уровень представлений дошкольников о музыке (как от бессистемного накопления количественных показателей не всегда зависит качественный рост).

     И здесь благоприятным условием для успешного проведения этой работы в детском саду является грамотное, образное слово педагога. Лишь слово педагога может объяснить ребёнку замысел композитора, назначение пьесы, помочь дошкольнику в понимании её содержания и характера, дать ему «путеводную нить» к сопереживанию, т.е. помочь отыскать в душе и жизненном опыте маленького человека те чувства и переживания, которые уже испытаны им самим и созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки. Именно на них и будет опираться педагог в разговоре с ребёнком о музыке.

      Многие, довольно развитые и активные дети теряются, когда речь заходит о музыке, хорошо им знакомой по музыкальным занятиям. Суждения их, как правило, поверхностны, определения характера музыки страдают неконкретностью, часто даже ошибочностью. Например, определяя характер музыки, дошкольники часто повторяют такие слова, как «хорошая», «красивая», «дружная» музыка. Это говорит об ограниченности словарного запаса детей. Откуда же взять ребёнку образные яркие определения, если основным методом работы музыкального руководителя после прослушивания музыки является беседа с детьми? О чём может поведать ребёнок сам после слушания пьесы «Песня жаворонка» П.И.Чайковского? Вот и появляются давно «избитые» и «затёртые» выражения типа: «Эта музыка быстрая, высокая и громкая…»

     Умение тихо сидеть во время слушания музыки, вовремя начинать пение или движение необязательно свидетельствует о том, что ребёнок вслушивается или понимает музыку. Многое чувствуя интуитивно, дошкольник (за исключением, возможно, особенно одарённых в музыке) не сможет ни глубоко понять, ни рассказать о музыке, если его этому не научить, если не ввести в его активный словарь слова-определения, если перед слушанием пьесы ему не рассказать о предмете или явлении, которые изображены в пьесе.

     Не следует считать, что в детском саду задача музыкального руководителя заключается лишь в накоплении музыкальных впечатлений. Ошибочно спрашивать у детей после первоначального прослушивания незнакомой пьесы: «Ребята, расскажите, какие чувства передаёт эта музыка?» Здесь лучшие ответы были бы как раз не у тех, кто лучше почувствовал и понял музыку, а у тех, кто научился фантазировать, да к тому же и хорошо владеет речью. Вот и получилось: рассказать, придумать не можешь, значит, не понял музыку.

     Ошибка в интуитивном усвоении музыки может привести к недооценке логического мышления, образного восприятия музыки, теснейшим образом связанных с родным словом.

     Успех в работе по слушанию музыки с детьми во многом зависит от серьёзности в подходе музыкальных воспитателей к организации самого процесса слушания музыки, от речи педагога во время предшествующей слушанию и последующей беседы с детьми о музыке, от систематичности и содержания работы по этому разделу программы (начиная с младших групп).

     Конспекты по слушанию музыки используемые в работе с детьми, должны быть рассчитаны на осознанное восприятие детьми музыки, соответствовать их возрастным особенностям и составлены с учётом двух форм работы: слушание музыки на музыкальном занятии и слушание CD/DVD носителя в быту.

     При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор, предлагает детям определить её характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы, исполняет его повторно.

     На втором занятии педагог может исполнить фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем даётся повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером, настроением музыки. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняются, дополняются.

     На третьем занятии  предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется. Произведение исполняется во фрагментах и целиком.

     Эта схема может быть растянута на большое количество занятий.

     Слушание и восприятие музыки способствует решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитие музыкальной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.

    Литература:

    1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», М. «Просвещение» 1981.

    2. «Эстетическое воспитание в детском саду» под. ред. Н.А.Ветлугиной, М. «Просвещение» 1985.

    3.Н.А.Метлов «Музыка детям» М. «Просвещение» 1985.

    4. О.П.Радынова «Слушаем музыку», М «Просвещение» 1990.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В помощь воспитателям."ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ"

    В  подготовительной к школе группе начинает­ся с определения важнейшей задачи, стоящей перед музыкальными ру­ководителями и воспитателями детских дошкольных учреждений по музыкально-эстетическому...

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью

    Забота о здоровье взрослого и ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции....

    Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

    Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

    Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

    Презентация на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру

    Презентация  на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру...

    Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

    Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

    Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

    Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...