В помощь воспитателям."ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ"
статья (подготовительная группа) по теме

Горбунова Светлана Викторовна

В  подготовительной к школе группе начинает­ся с определения важнейшей задачи, стоящей перед музыкальными ру­ководителями и воспитателями детских дошкольных учреждений по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Эта задача воспитания у детей отзывчивости на музыкальные произведения разного жанра, рас­ширения музыкальных впечатлений дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл untitled.fr10.docx21.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОЗНАНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

В  подготовительной к школе группе начинается с определения важнейшей задачи, стоящей перед музыкальными руководителями и воспитателями детских дошкольных учреждений по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Эта задача воспитания у детей отзывчивости на музыкальные произведения разного жанра, расширения музыкальных впечатлений дошкольников .

Анализ состояния дел в первом классе школы выявил своеобразную закономерность -воспитанники дошкольных учреждений при наличии у них запаса музыкальных впечатлений, опыта в исполнительской музыкальной деятельности (пение, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах)все же затрудняются в определении музыкального жанра (марш, песня, танец), становятся пассивными, когда от них требуется речевая активность в определении характера, настроения музыки.

Почему же хорошо успевающие в музыкальном исполнительстве выпускники детских дошкольных учреждений слабо подготовлены к деятельное целенаправленного восприятия музыки, не умеют оценивать й анализировать музыкальные произведения? Многие музыкальные руководители ошибочно полагают, что накопление слуховых впечатлений через восприятие музыки, через исполнительство уже прививает детям интерес и любовь к музыке. Лишь 70% детей подготовительных к школе групп в обследованных дошкольных учреждениях(где кстати сказать, довольно хорошо поставлено музыкальное воспитание)определили марш, а остальные 30% детей не только его не назвали, но и не смогли сказать, для чего и где он может быть использован. Получается что частое слушание музыки вовсе не поднимает уровень представлений дошкольников-о музыке (от бессистемного накопления количественных показателей не всегда зависит  их качественный рост)        .

И здесь благоприятным условием для проведения этой работы в детском саду является грамотное ,образное слово педагога. Лишь слово педагога может объяснить ребенку замысел композитора, назначение пьесы, помочь дошкольнику в понимании ее содержания и характера, дать ему путеводную нить к сопереживанию, т.е. помочь отыскать в душе и жизненном опыте маленького человека те чувства и переживания, которые уже испытаны им самим и созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки. Именно на них и будет опираться педагог в разговоре с ребенком о музыке.

Многие дети, довольно развитые и активные на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и  др., теряются когда речь заходит о музыке, хорошо им знакомой по музыкальным занятиям. Суждения их, как правило поверхностны, определения характера музыки страдают неконкретностью часто даже ошибочностью. Например, определяя характер музыки, дошкольники часто повторяют такие слова как  "хорошая","красивая", "дружная" музыка. Ребенок дал такое определение характера вальса: "Это музыка пластичная ,а о марше: «Музыка активная» .Эти примеры говорят об ограниченности словарного запаса детей. Откуда же взять ребёнку образные яркие определения, если основным методом работы музыкального руководителя после прослушивания музыки является беседа с детьми? О чем может поведать ребенок сам после прослушивания  пьесы "Песня жаворонка" П.И.Чайковского? Вот и появляются давно избитые "избитые" и «затертые» выражения типа: "Эта музыка быстрая, высока, громкая..."

Умение тихо сидеть во время прослушивания музыки, вовремя начинать пение необязательно свидетельствует о том, что ребенок вслушивается или понимает музыку. Многое чувствуя интуитивно дошкольник за исключение, возможно ,самых одаренных в музыке не сможет ни глубоко понять, не рассказать о музыке, если его этому не научить, если не ввести в его активный словарь слова-определения, если перед прослушиванием пьесы ему не рассказать о предмете или  явлении, которые изображены в пьесе.

Не следует читать. ,что в детском саду задача музыкального руководителя заключается лишь в накоплении музыкальных впечатлений, а пойдет ребенок в школу мол там разберется. Вот откуда ошибочное использование некоторыми музыкальными руководителя такого приема, как задание детям после первоначального прослушивания незнакомой пьесы:"Дети,расскажите какие чувства передает эта музыка?" Здесь лучшие ответы были как раз не у тех, кто лучше почувтвовал и понял музыку, а у тех, кто научился фантазировать, да к тому же и хорошо владеет речью. Вот и получилось рассказать, придумать не можешь, значит не понял музыку.

Мы многое упустила в обучении родному языку, полагаясь на интуитивное его усвоение. Такая же ошибка у интуитивном усвоении музыки может привести к недооцениванию логического мышления, образного восприятия музыки, теснейшим образом связанных с родным словом.

Успех в работе по слушанию музыки с детьми во многом зависит от серьезности в подходе музыкальных руководителей и, воспитателей

к организации самого процесса слушания музыки, от речи педагога во время предшествующей слушанию и последующей беседы с детьми о музыке, от систематической и содержания работы по этому разделу программы (начиная с младших групп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология воспитания у дошкольников осознанного отношения к слушанию и восприятию музыки».

Статья отражает значение слушания и восприятия музыки в ДОУ, в системе музыкально-образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей: «Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.       Игра в ФГОС ДО выступает как форм...

Консультация для воспитателей: Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами музыки.

1.  Первые годы дошкольника имеют решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения им опыта общественной жизни, продумать условия для активно...

Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты...

Статья "Формирование у детей активного отношения к слушанию музыки"

Статья "Формирование у детей активного отношения к слушанию музыки"...