Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии.
материал по теме

Коровина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

 

Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии.

                                Подготовила:  Коровина О.В.

Эмоциональное развитие – одно из магистральных направлений в психическом развитии ребенка. Гармония или дисгармония эмоционально-волевой сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

Именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Коррекция эмоционально – волевой сферы это вопрос, который решается в нашем детском саду постоянно.  По итогам обследования детей  нашей группы на предмет эмоционально – личностного развития были выявлены разные глубинные проявления эмоциональных нарушений.

 Детям 1 подгруппы свойственно  отсутствие оттенков переживаний,  отсутствие инициативы, самостоятельности, неспособность подавлять аффект, любое  влечение часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу, повышенная тревожность, высокое количество страхов. Агрессия, направленная на окружающих, носит защитный характер.

Детям  2 подгруппы   характерны проявления протестного поведения это – негативизм ( грубость, дерзость, упрямство, строптивость ;  отчуждённость, обидчивость. Агрессивное поведение   бывает как непосредственное , т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещённым, когда ребёнок по каким – либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Этим детям  свойственно:  частота  или возбудимость  и внутренняя напряженность.  Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, импульсивности. Эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В связи с этим мы определили коррекционную работу по формированию эмоционально – волевой сферы у детей со сложными диагнозами в,  которой применялись различные игровые технологии.  

В работе с дошкольниками со сложными дефектами, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего – игра.

Игровая терапия - использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека.

Сюжетно – ролевые игры, Игры – драматизации – традиционные игры ,  в которые наши  дети с удовольствием играют.

В настоящее время существует несколько концепций игротерапии, которые применяются в нашей группе.

1.Игры  с правилами.

2.Игры – соревнования   (игра – «Лото»).

3.Коллективные дидактические игры.

Применялись психотерапевтические игры на снятие эмоционального напряжения.  Такие как:

  • Игры с крупой.  Мелкий размер крупы ( горох, фасоль, гречка), характерные звуки, особые тактильные ощущения при перебирании в руках , детям очень нравиться.  
  • Игры с ватой. Вата очень приятный на ощупь материал, её можно рвать бросать, имитировать снег, дуть на снег.
  • Иры с небольшими подушками, полотенцами, верёвками  ( перетягивание, подбрасывание, лёгкие удары).

У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто по голове. Причина таких действий либо самоагрессия, либо самостимуляция. Затевая с ребёнком игру, мы получаем возможность контролировать силу удара, переключить ребёнка с агрессивных действий на игру.

Кто сильнее. Предложить ребёнку конец верёвки и начать тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!».

Подушечные бои. Для игры потребуются маленькие подушки, можно кидаться ими, издавая победные кличи.  

Выбиваем пыль. Подавая ребёнку пример, усердно колотите по подушке руками со словами: «Давай выбивать пыль из подушки- вот так, вот так!»

  • Игры со старыми газетами или журналами.

Птицы летят. Подбросанные журналы издают шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их полётом. Можно взять в каждую руку по листу газеты и побегать  по группе изображая птицу.

Бумажная битва. Снаряды – это скомканные газеты и журналы. В конце игры обязательно собирать снаряды в коробку ( пакет).

  • Игры с водой.  Дети любят наливать воду в различные ёмкости, переливать по емкостям.  Дети заранее надевают клеёнчатые фартуки. Летом на улице можно использовать водяной пистолет или различные брызгалки.

Психогимнастика.     Регулярное выполнение психогимнастических  упражнений, направленных на снижение дезаптации у детей  на укрепление их физического и эмоционального благополучия  поможет освободиться от отрицательных эмоций; развивать эмоциональную сферу, коммуникативную и волевую сфер.

Эмоционально-стимулирующая гимнастика  (опыт работы Е.М. Мастюковой).    Необходимость её проведения обусловлена наблюдениями за состояние детей в утренние часы приёма: некорые из них приходили заторможенные, вялые, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет обретать положительное  эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день. В нашем детском саду эмоционально – стимулирующая гимнастика проходит 2 раза в неделю. В эмоционально – стимулирующую гимнастику входят: дыхательные упражнения, ходьба, физкультминутки, подвижная игра, релаксация.

 Элементы куклотерапии или сказкотерапии.         «Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым. В этом суть методики. Данный вид коррекции был применён в работе с детьми во второй половине дня.

Арт –терапия- терапия искусством.            На занятиях по изобразительной деятельности систематично использовались  нетрадиционные приёмы (рисование тычком, пальчиком, рисование на мятой бумаге и т.д.). Особое удовольствие дети получали от рисования на мыльной пене.

Музыкотерапия.              Музыкотерапия - это особая форма работы в группе с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).

Широко использовались элементы  песочной  терапии. (предложен психотерапевтом  Карлом Густавом Юнгом).  

Песок  поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей

Включались  игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Так же возможно нарисовать и геометрические фигуры, и узоры, и всё что пожелает ребёнок. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Параллельно велась работа с родителями по данному вопросу.      В работе с родителями мы проводили беседы, консультации на такие темы как: « Песочная терапия, как средство развития деятельности», «Гиперактивный ребёнок», « Куклотерапия», «Развитие эмоций в совместной деятельности»,  «Развитие эмоционального восприятия у детей».

В результате проделанной работы мы наблюдаем положительную динамику уровня  сформированности эмоционально – волевой сферы у детей с нарушением интеллекта.  Дети стали более спокойными в общении с детьми и взрослыми, проявляют меньше агрессии и импульсивности.

Исходя из того, что дети имеют сложные сочетанные дефекты и комплексные нарушения развития и недостаточный период времени коррекционной работы мы  достигли незначительных   результатов формирования базовых эмоций. Считаем необходимым продолжить коррекционную работу по формированию эмоционально-волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Игровые упражнения по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей 2-4 лет "Веселые львята""

В первые годы жизни ребенка происходит его интен­сивное эмоциональное развитие. Ребенок учится прояв­лять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции. 

Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».

laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...

Презентация "Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции".

Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...