Игра, как средство развития изображения у детей с ЗПР
материал (старшая группа) по теме

Развитие воображения необходимо, т.к. оно играет важную роль в психической жизни дошкольника. Наиболее эффективным направлением в работе по развитию воображения является игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воображение53 КБ

Предварительный просмотр:

Игра,  как средство развития воображения у детей с ЗПР

(из опыта работы)

Актуальность 

На современном этапе образования острой становится проблема увеличения количества детей, испытывающих трудности в усвоении дошкольной программы. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития. Особенностью детей с задержкой психического развития является недостаточная выраженность познавательных интересов,  нарушение психических процессов. Отсюда и  соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, трудностях взаимоотношений с окружающими, отклонениях от норм поведения. Между тем в соответствии с федеральными государственными требованиями основными показателями, характеризующими выпускника-дошкольника, является  необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, быть любознательным, активным,  эмоционально воспринимать мир.

Работая  с детьми с ЗПР уже много лет, я пришла к пониманию, что развивать воображение необходимо, т.к. в психической жизни дошкольника оно играет важную роль, и является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в закономерности всей системы познавательных процессов.

Опыт работы показывает, что у детей, испытывающих трудности в выполнении творческих заданий с изменением,  комбинированием заданного сюжета, образа с созданием собственных игр и их реализации, беден сюжет игр и рисунков, им трудно регулировать своё эмоциональное состояние, снимать напряжение.

Отсутствие специальной программы и методики систематизированного и классифицированного материала для детей с ЗПР не позволяет детям полноценно развить такую сторону познавательной деятельности как воображение.  

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, недостаточно разработаны. Исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как задержка формирования психических процессов создает определенные трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует такого «педагогического поля» как игра. Именно игровой характер обучения позволяет целенаправленно сформировать воображение.  

Так как наиболее доступным и действенным методом в развитии детей является игра, я решила подобрать комплекс развивающих игр и упражнений для активизации воображения у детей с ЗПР.  Поэтому, опираясь на новые технологии и методы воспитания и обучения детей, на основе корректировки типовой программы «От рождения до школы» (Васильевой М.А.) с учётом психолого-педагогических требований, мною были разработаны и систематизированы игры и игровые упражнения, которые направлены на развитие воображения у детей. Предложенные игры обобщают и обосновывают систему коррекционной работы и могут быть реализованы на практике с детьми с ЗПР.

Новизна опыта состоит в том, что увлекательный игровой материал даётся не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путём выявления существенных взаимосвязей через воображение.

Цель: Создать единое наиболее эффективное направление в работе по развитию воображения в системе игр и обеспечить возможность для своевременной коррекции  негативных  тенденций развития у детей с ЗПР.

Задачи:

*Составить пакет индивидуальных коррекционно-развивающих игр  для работы с детьми с ЗПР.

*Осуществить реализацию коррекционно-развивающего процесса в группе.

*Систематизировать содержание и организационные формы работы по развитию воображения с детьми с ЗПР.

*Проводить профилактическую работу и пропаганду педагогических знаний среди родителей.

*Анализировать результативность коррекционной работы на каждом этапе.

Для реализации поставленных задач было проведено обследование детей по методике О.Ф. Горбатенко, М.И. Лисиной, М.О. Литвиновой, методика «Дорисовывание фигур» (фигурная форма теста Т. Торренса для дошкольников) и составлена картотека игр и игровых упражнений на развитие воображения у детей.

Игры распределены по блокам

1 блок – игры на развитие творческого воображения

«На что похожи мои ладошки?»

«Краски»

«Волшебные кляксы»

«Неоконченный рисунок»

«Хорошо - плохо»

«Придумай свой конец сказки»

«О чём рассказала музыка?»

2 блок – игры на воображение ситуаций

«Разные сказки»»

«Чудесный лес»

«Где чей домик?»

«Сочиняем сказку»

«Придумай продолжение сказки»

«Нелепицы»

3 блок - игры  на воображение образов

«Камушки на берегу»

«Что это такое»

«Поможем художнику»

«Волшебная мозаика?»

«Перевёртыши»

«Чудесные превращения»

«Поможем художнику»

«Дети на прогулке»

«Кому что нужно?»

4 блок – игры на воображение предметов

«Перевёртыши»

«Чудесные превращения»

«Волшебные картинки»

«Поможем художнику»

«Волшебная мозаика»

«Разные постройки»

5 блок - игры на развитие двигательного творческого  воображения

«Репка на новый лад»

«Живое кольцо»

«Летим на марс»

«Едем в зоопарк»

«Жонглёр»

«Клоун»

«Лошадка»

«Мишки-шалунишки»

«Усатый кот»

«Капля раз, капля два»

Большая роль в развитии воображения у детей с ЗПР принадлежит родителям. Я заметила, что не всегда родители  обладают должным уровнем педагогических знаний, поэтому рекомендую, как правильно развивать воображение  у детей, используя такие формы работы как:

*Анкетирование «Как развить воображение  у вашего ребёнка?»

*Консультации «Умный или фантазёр»

*Информационный лист «Вопросы, активизирующие творческую деятельность ребёнка»

Практикум «Домашняя игротека»

В группе систематически выставляются рекомендации по  развитию игр и игровых упражнений способствующих развитию воображения у детей. Динамика роста результатов  диагностики  свидетельствуют  о том, что  такая  целенаправленная работа дала положительные результаты в развитии воображения у детей с ЗПР.

Используемая литература

  1. Венгер Л.А .,Дьяченко О.М. и др. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1994.
  2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – Москва,  Мозаика-Синтез 2008.
  4. Щёткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва Мозаика-Синтез 2007.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ООД ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

Новая модель организации образовательного процесса  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты). Исходя из возра...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...